Мода: от мужского к женскому

Каблук

Долгое время носить обувь на каблуках считалось исключительной прерогативой мужчин. Изобретая каблук, мужчины руководствовались довольно прагматичными побуждениями: при верховой езде каблук мешал пятке проскользнуть в стремя и спасал наездника от того, чтобы тот упал с лошади и волочился за ней по земле. Французский король Людовик XIV добавил к своей обуви также небольшую платформу, и всем сразу же захотелось королевский лук повторить. А поскольку в XVII веке чувство меры и вкуса у человечества находилось в зачаточном состоянии, модники умудрялись взгромоздиться аж на 20-сантиметровые конструкции, удержаться на которых было не так-то просто, и, чтобы хоть как-то передвигаться, в моду пришлось ввести трости.

Упоминание о первой обуви на каблуке историки моды связывают с безымянным мясником из Древнего Египта. Он придумал для себя специальную обувь, чтобы меньше соприкасаться с нечистотами и кровью жертв во время работы

Красные туфли на высоком каблуке
Фото
Shutterstock

В женскую моду каблук вошел с подачи Екатерины Медичи, не отличавшейся высоким ростом.

В день своего бракосочетания ей хотелось быть наряженной в платье с расшитой драгоценностями юбкой, а чтобы их уместилось побольше, она приказала изготовить башмачки, удлиняющие ноги. Коронованные особы всегда были законодателями мод для простых людей, и со временем каблук стал признаком высокого положения в обществе в том числе и для женщин.

На улицах средневековых городов была страшная грязища: мусор выбрасывали в окна, канализационные отводы прерывались сразу у порогов домов. Пройти по такой улице и не испачкаться было попросту невозможно. Жители Венеции – города, буквально наводненного нечистотами, изобрели чопины – туфли на огромной платформе. Изобретение позволяло сберечь дорогое платье, о стирке которого не помышляли месяцами. Удерживать равновесие в таких туфельках было непросто. Причем чем к более знатной семье принадлежала дама, тем более высокую обувь ей полагалось носить. Высота платформы могла достигать аж 60 сантиметров 

Корсет

В период готики корсет был атрибутом мужского военного костюма – как панцирь, он защищал корпус пеших воинов. Потом его, конечно же, позаимствовали дамы – ведь с помощью корсета возможно буквально «вылепить» любую фигуру. Триумфальный камбек корсета в мужскую моду случился в XIX веке – модные журналы того времени провозгласили модной мужскую фигуру силуэта «песочные часы». Денди 1820–1840 годов утягивались настолько сильно, что даже дамы не удерживались от зависти.

Юбка

На фресках Древнего Египта мужчины изображены исключительно в юбках. Египтяне умели изготавливать гофрированную и плиссированную ткань. Туники длиной до колен или лодыжек – прототип сегодняшнего женского платья – носили мужчины Месопотамии, Ассирии, Вавилона. Штаны в древние времена были только у кочевников, например у скифов, которые проводили много времени в седле, и для латинских народов служили признаком варварства. Само понятие «штаны» на всех языках означало в первичном смысле «два ножных мешка, две юбки порознь». Даже когда они вошли в моду как элемент мужского костюма, сверху продолжали надевать туники и парадные платья. Шотландский модельер XIX века Эдвард Дункан начал международную борьбу за возвращение юбке статуса мужского элемента гардероба: «Юбку придумали мужчины, и она в любом отношении лучше брюк». На призывы шотландцев век спустя отозвалась высокая мода: Жан-Поль Готье во Франции, Фридрих фон Асс в Германии, Джулия Мортон в США. А в апреле 2003 года в Нью-Йорке прошел масштабный показ Dressed to Kilt, одним из девизов которого стало высказывание Готье: «Если женщины носят брюки, мужчины могут и даже должны носить юбки». 

Чулки

В континентальной Европе чулки как усовершенствованная форма носков служили средневековым воинам в походах: при длительной ходьбе их ноги стирались меньше, и мозоли были не такими болезненными. А вот дамам довольно длительный период времени носить любую одежду для ножек было запрещено. Истории известен следующий курьез: британцы передали королеве Испании прекрасные шелковые чулки через посла. Но тот вместо благодарности возмутился и заявил, что подарок неуместен, ибо у королевы Испании вообще нет ног. Дело в том, что в то время (а дело было в XVI веке) женские ноги принято было скрывать. Что же касается Англии, то там дела обстояли иначе – Елизавета I настолько любила этот предмет гардероба, что приказала сконструировать станок, способный изготовить чулки, не собирающиеся в складки на коленях и щиколотках. Уильям Ли справился с этой задачей – и чулочная мода моментально охватила все женское население Европы.

Лосины

К счастью, женщинам не довелось испытать из-за этого предмета одежды столько страданий, сколько пришлось перенести мужчинам, которым он исторически принадлежит. Несчастные военные европейских стран и России, начиная с XVIII и вплоть до начала XX века, помимо париков, треуголок и узкого, неудобного мундира носили лосины – обтягивающие штаны из оленьей или лосиной кожи. Надевать их нужно было мокрыми – тогда, высыхая, они принимали форму ног и идеально их обтягивали. Правда, в этом случае кожа лосин дубела, согнуть в них ноги не представлялось возможным, и в местах трения они покрывали ноги кровавыми мозолями. Российский император Николай I после каждого такого «модного выхода» по нескольку дней потом был не в состоянии покинуть дворец.

Как парадная форма одежды лосины сохранились до Октябрьской революции. В женскую моду лосины попали уже будучи эластичными, за что им огромное спасибо. И, пережив свой триумф в 80-е годы (в 90-е годы в России) XX века, осели в гардеробах модниц в более спокойных и вполне жизненных комплектах.

Парик

История парика уходит корнями во времена до нашей эры и связана с демонстрацией власти и религиозной традицией сбривать собственные волосы как препятствие для общения с Богом. На протяжении времен его то запрещали, то вводили в обязательное пользование. Франция, законодательница мод, в конце XVII – начале XVIII века подарила миру моду на огромные прически и парики. Вслед за Людовиком XIV, рано начавшим лысеть, в парики нарядились все придворные вне зависимости от пола – таков был указ. Особенно тяжело пришлось модным кавалерам второй половины XVIII века, которые разделили с дамами моду на прически высотой до полуметра.

Серьги

Украшения, требующие проколов на теле, также исторически предназначались представителям сильного пола. Серьги служили символами доблести и власти, демонстрировали сословие и род занятий, а иногда носили религиозный характер – разные народы наделяли украшения своим значением. 

Девушка с колье и сережками
Фото
Shutterstock

Благодаря моде на парики мужчины быстро о них забыли. А вот женщины хранили верность «ушным побрякушкам» несмотря ни на что. 

Голубой или розовый

Младенцев обоих полов традиционно одевали в белое. Только в начале XX века одежда для детей стала цветной. Причем розовый изначально считался мужским цветом – как оттенок красного, который в христианской традиции ассоциируется с мужчиной. Голубой и синий – цвета Девы Марии – считались женскими цветами.

Но после того как в военной форме времен Первой мировой войны появился синий цвет, он стал восприниматься как мужественный. Вскоре Think pink! («Думай в розовых тонах!») стал маркетинговым слоганом, призывающим женщин принять свою женственность. Девочек перенарядили в розовое в 40-е годы, иллюстрируя, что они сделаны «из конфет и пирожных, сластей всевозможных». Модельеры до сих пор стараются преодолеть этот прижившийся стереотип.

Цикличность моды неоспорима, поэтому у тебя появился серьезный повод быть в курсе тенденций и начеку в отношении некоторых аспектов мужской моды – чтобы прикинуть, как сильно тебе придется шнуровать корсет твоего парня, когда без «песочных часов» ему станет трудно устроиться на хорошую работу. Или успеть договориться, станете ли вы меняться обувью, если каблуки вернутся на мужские подиумы... Ну так, на всякий случай.