Каждый из нас, кто учился в школе, университете или колледже, обязательно вспомнит имя хотя бы одного учителя или преподавателя. Эти люди заложили фундамент хранилищу знаний, которыми ты пользуешься и сейчас 🧐 Для кого-то учителя — это лишь приятные (или не очень) воспоминания, а кому-то они помогли найти дело всей будущей жизни.
Благотворительный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова провел специальное исследование, чтобы выяснить, каким должен быть идеальный учитель с точки зрения школьников, родителей и преподавателей. Именно оно и стало основой для этой статьи, так что все серьезно 😉 Если ты хочешь выбрать для себя карьеру педагога или просто лишний раз сказать «спасибо» любимым преподавателям, то давай посмотрим, какие личные и профессиональные качества присущи Идеальному Учителю.
📗 Любовь к детям
Никому не пожелаешь работать с людьми, которые тебе не по душе. Дети — одна из самых сложных аудиторий в мире, чье внимание и доверие нужно еще заслужить. Любовь к ним дарит учителю дополнительный заряд терпения, с которым можно преодолеть любые сложности. Общение с коллегами, учениками и родителей требует больших усилий и развитого эмоционального интеллекта, а также страсти к своему делу. Излучая положительные эмоции, учитель сможет заразить ими и своих учеников!
📗 Справедливость и ответственность
Все мы помним, как тяжело переживали моменты получения плохих оценок. Но это тоже часть обучения! Идеальный учитель никогда не будет оценивать учеников необъективно. В противном случае это может навредить самооценке и желанию некоторых детей учиться вообще. Стремление относиться к каждому ученику как к личности, проявлять сочувствие и понимать, что происходит в жизни класса сделает учителя первоклассным эмпатом, способным завоевать расположение даже самых сложных подопечных.
📗 Умение мотивировать и вдохновлять
Способность увлекать учащихся юмором, творчеством и харизмой — важный скилл для идеального учителя. В детском саду учителя опускаются на пол, чтобы быть ближе к малышам и быстрее находить с ними общий язык. В школе учитель мыслит нестандартно, разбавляет уроки смешными и поучительными жизненными историями, а также находит способы «поженить» учебную программу и реальный мир.
Исследование фонда «Эмпатия» показало, что среди профессиональных качеств и навыков учителя для родителей и школьников оказались наиболее важными умение мотивировать и вдохновлять, а также интересно преподносить информацию. 49% среди опрошенных родителей особенно ценят чувство юмора и самоиронии в учителях. Почти столько же учителей (48%) с ними согласны.
📗 Интересная подача информации
Один из ключевых навыков, делающий учителя настоящим профессионалом — это способность доносить даже самый сложный материал увлекательно и интересно. Даже если у учеников возникают проблемы с тем или иным предметом, идеальный преподаватель сможет найти способ вдохновить их справиться с трудностями. Образование — это океан возможностей как для учеников, так и для учителей. Экспериментирование и гопомогают выяснить, какие методы общения с учащимися работают лучше всего.
📗 Быть авторитетом для учеников
Для того, чтобы тебя слушали, необходимо завоевать сердца и умы своей аудитории. Идеальный учитель должен быть авторитетом среди тех, кого он обучает, демонстрируя свои лучшие качества. Если учитель сможет помочь ученикам поверить в то, что те смогут добиться успеха, что их слышат, что они — личности, то это может иметь огромное значение не только для их способности учиться сейчас, но и для их будущего. При этом способы взаимодействия с классом учителю лучше выбирать самостоятельно, в зависимости от конкретной ситуации.
С тем, что идеальный учитель должен быть авторитетом для школьников, солидарны как родители, так и преподаватели (66% и 63%). Голоса детей по этому вопросу разделились: 54% учеников в идеале хотели бы дружить и доверительно общаться с учителем, а 51% предпочитают видеть в учителе авторитета.
📗 Находить общий язык не только с учениками, но и с их родителями
Опять же, идеальный учитель — это человек, способный адаптироваться и чувствовать тех, с кем он работает. Грамотная коммуникация с родителями учеников необходима, ведь они контролируют процесс обучения детей дома и доверяют своих детей школе на большую часть дня. Более того, общение с семьями учеников могут помочь стать идеальному учителю еще лучше 😉
Общение преподавателей с родителями, как оказалось, та еще тема для обсуждений. Даже педагогам было сложно выбрать, какой формат контакта преподчтителен: 52% учителей уверены, что тесное общение с родителями школьников необходимо в любое время, однако 42% выбрали ограниченное общение на собраниях. 53% родителей хотели бы обращаться к идеальному учителю в любое время.
📗 Взаимодействие с учениками вне уроков
Дополнительные занятия, кружки и иные активности могут помочь ученикам раскрыть в себе многие таланты. Идеальный учитель всегда помнит об этом и поддерживает подопечных в том, что может сделать их лучшей версией себя. Спортивные секции, театральные студии, олимпиады, практические занятия — все это формирует личность ребенка и помогает ему понять, в чем его сильные и слабые стороны.
Опрошенные фондом педагоги считают, что идеальному учителю обязательно (50%) или хотя бы желательно (42%) поощрять школьников на участие в конкурсах, кружках, на дополнительные занятия по его предмету. В этом с педагогами согласно 39% родителей.
😇 Идеальный учитель: истории из жизни
Во время подготовки статьи редакция theGirl попросила читателей и участников опроса поделиться своими историями об идеальных учителях. Готовы поспорить, что некоторые из них смогут вызвать безумно приятное чувство ностальгии по тем школьным дням, когда все казалось идеальным и безмятежным 😉
Аня, читательница theGirl:
«Наша учительница по химии объясняла нам тему валентности, танцуя танец Ольги Бузовой для песни „Мало половин“, так как валентность с индексом ставится крест-накрест».
Настя, читательница theGirl:
«У меня была замечательная учительница математики, про которую можно было с уверенностью сказать, что она любит эту науку. У нее был муж, который мог спокойно обеспечивать их двоих и много взрослых детей, которые ухаживали за ней, но она оставалась в школе. Почему? Для души. Она говорила, что математика — это ее все».
Татьяна, читательница theGirl:
«У нас в школе был учитель ОБЖ и технологии — Павел Павлович. Но наш класс дружно называет его ПалПалыч 🤣 Мы не писали конспекты, не собирали автоматы. Мы просто слушали рассказы нашего ПалПалыча про его школьное время, про армию, про интересные случаи из жизни и так далее. Это было лучшее время в школе. Уроки ПалПалыча мы считали передышкой между уроками. Но для вида, конечно, клали на парту тетрадь с учебником».
Агния, читательница theGirl:
«У нас в школе была учительница истории — самый потрясающий человек, которого я видела в своей жизни. Она придумала систему карточек с мотивирующими мудрыми цитатами разных людей. За отличную работу на уроке ты получал как раз такую карточку. Помню, как в 5 классе участвовала в конкурсе по английскому. Из-за этого балл по истории резко полетел вниз. Учительница позвонила моей маме и спросила: „Все ли хорошо?“. Мама рассказала про конкурс, а этот потрясающий человек ответила, что с оценками разберемся после него».
Для того, чтобы понять, каким должен быть идеальный учитель, нужно помнить, каким он быть категорически не нужно. Давай посмотрим, какие профессиональные и личные качества характеризуют плохого педагога и что об этом думают участники исследования «Эмпатии».
📕 Нежелание самосовершенствоваться
Каждый учитель должен стараться стать лучше, чем был раньше. Дополнительное обучение дает педагогу знания, которые открывают ему новые возможности во взаимодействии с классом. В противном случае учитель не будет так внимателен к потребностям своих учеников, поскольку он не знает, что они чувствуют. Именно тот, кто предан своему предмету и страстно любит учиться, имеет все шансы стать идеальным педагогом.
📕 Излишняя строгость и формальность
Позитивные учителя имеют больше шансов замотивировать и подтолкнуть своих учеников к отличной учебе. Люди с оптимистичным настроем легче устанавливают взаимопонимание, чем те, кто склонен к негативу, поэтому ученики запомнят учителей, которые заставляют их улыбаться. Дисциплина необходима, но отпугнуть ей учеников — роковая ошибка.
Фонд «Эмпатия» выяснил, что одинаковый процент родителей и учителей (3%) предпочитают строгое и формальное общение с учениками дружескому. Большинство выбирают доверительное отношение, меньший процент — индивидуальное под каждого школьника или в зависимости от ситуации.
📕 Склонность повышать голос
Агрессия — это то, что может испортить отношения ученика и учителя раз и навсегда. Формализм, апатия и другие формы негативного отношения к своей аудитории убивают позитивный дух общения. Конфликты, нежелание находить компромисс или неспособность достучаться до учеников могут привести к катастрофическим последствиям для их успеваемости. Во всем необходим баланс, в том числе и в строгости.
Родители с пониманием относятся к сложностям учебного процесса: только 14% считают повышение голоса на учеников недопустимым, большинство считают это возможным, но при необходимости, 35% — только в крайнем случае. 25,5% преподавателей считают, что повышать голос на учеников нельзя никогда. Школьники постарались поставить себя на место учителей — только 16% ответили категорически отрицательно, большинство же разрешили повышать на них голос: иногда при необходимости (41%) и в крайнем случае (39%).
👾 Взгляд вперед: что ждет преподавание в будущем?
Поскольку мир, в котором мы живем, постоянно меняется, система образования тоже не стоит на месте, чтобы идти в ногу с растущими требованиями к человечеству в 21 веку. Как никогда раньше идеальный учитель должен помнить о недалеком будущем, причем не только своих учеников, но и о своем как профессионала. Как же технологии изменят работу педагогов (и лишат ли они их работы 🤔)? На эти вопросы ответили основатель благотворительного фонда «Эмпатия» Михаил Шелков и… ChatGPT!
Основатель Благотворительного Фонда «Эмпатия»
Как преподаватели могут использовать нейросети и ИИ в своей работе?
Нейросеть способна анализировать большие объемы данных, автоматически проверять ответы и исправлять ошибки, помогать в создании учебных материалов. Я думаю, что спустя какое-то время многие педагоги будут активно пользоваться новыми технологиями. Однако вводить ИИ в образовательный процесс нужно с умом, чтобы дети не теряли способность критически мыслить. Тем более, что сейчас любой сложный запрос нейросети требует доработок, а ее ответы — серьезных корректировок.
Смогут ли современные технологии заменить человека-учителя?
Нейросеть не сможет воссоздать или заменить хорошего преподавателя. Искусственному интеллекту просто невозможно привить эмпатию или обучить роли наставника. Даже на примере нашего исследования все участники говорили о том, что в учителе важна любовь к детям, умение вдохновлять и интересно преподносить информацию, чувство юмора. Алгоритмы не мыслят такими категориями.
К тому же я уверен, что технологии создаются в помощь учителям, а не для их замены. Тем более, когда инструменты ИИ сегодня становятся доступны каждому, а для их использования не требуется переквалификация или знание программирования.
Что ждет преподавание в будущем: отвечает ChatGPT
Интересно, что сам искусственный интеллект думает о будущем учителей? Оказывается, у него и на это есть свое мнение. Которым, между прочим, он обязан обучению (то есть своим собственным наставникам-людям). Как верно подмечает ChatGPT, технологии уже изменили работу педагогов 👇
Общедоступность информации
С появлением онлайн-ресурсов, электронных книг, образовательных приложений и иного цифрового контента учителя превращаются из основного источника знаний в помощников в обучении. Они помогают учащимся получить доступ к знаниям, оценить их и применить на практике.
Индивидуальный подход
Современные технологии позволяют учителям персонализировать образовательный процесс для каждого отдельного ученика, адаптируя обучение к его индивидуальным потребностям. Это может помочь учащимся работать в своем темпе и в своем стиле, улучшая результаты.
Отслеживание результатов
Технологии предоставляют учителям данные об успеваемости учащихся, что позволяет соответствующим образом корректировать стратегию обучения. Это может помочь выявить области, в которых учащиеся испытывают трудности, и оказать им нужную поддержку.
Онлайн-обучение
С развитием дистанционного обучения учителям теперь приходится проводить уроки онлайн. Это требует другого набора навыков, включая управление виртуальными классами, использование инструментов видеоконференций и создание привлекательного онлайн-контента.
Сотрудничество на новом уровне
Технологии обеспечивают более тесное сотрудничество между учителями, учениками и родителями. Учителя могут делиться ресурсами, идеями и передовым опытом с коллегами, вовлекать учащихся в совместные проекты и более эффективно общаться с родителями.
Может ли ИИ заменить учителя в будущем?
Хотя технологии быстро развиваются и меняют способы обучения, маловероятно, что мир будущего будет существовать полностью без учителей. Даже с развитием онлайн-обучения и искусственного интеллекта человеческий фактор имеет решающее значение. Учителя не только передают знания, но также направляют, вдохновляют и мотивируют учащихся. Они также играют значительную роль в их социальном и эмоциональном развитии. Вероятно, что в будущем педагоги будут уделять больше внимания содействию подопечных и руководству обучением, а не прямому обучению.