Не суди: писатели, которые критиковали коллег, но и сами не блистали

Побыть змейкой, обсуждающей своих коллег — guilty pleasure. Мы, конечно, не поощряем такое поведение, но признаем, что оно может стать любопытным материалом для исследования. Если это пустые оскорбления — нет, но если это делается умно и тонко — другое дело. Доказываем на примере критики литературными светилами себе подобных (и критикуем в ответ).

Джоан Роулинг и обвинение Клайва Стейплза Льюиса

Мама Ро, как истинная гриффиндорка, не боится высказываться, даже если это стоит ей слишком дорого. Одна из ее мыслей, к счастью, не причинила писательнице вреда, но заставила нас задуматься над тем, как много внимания она уделяет социальным трендам и противоречащим им идеям.

О создателе «Хроников Нарнии» и его отношении к одной из главных героинь Сьюзен Пэвенси, Джоан сказала следующее:

Не суди: писатели, которые критиковали коллег, но и сами не блистали
Фото
Фото из социальной сети Джоан Роулинг
Не суди: писатели, которые критиковали коллег, но и сами не блистали
Фото
Открытые интернет-источники

«Наступает момент, когда Сьюзен, которая стала взрослой девочкой, уже потеряна для Нарнии, потому что она заинтересовалась помадой. Она стала неверующей, потому что открыла для себя вопросы пола, и мне это совершенно не нравится».

Значит ли это, что писательница обвиняет Клайва Стейплза Льюиса в дискриминации женщин и фобии сексуального взросления? Точно сказать нельзя, но, опуская тот момент, что само это утверждение достаточно поверхностно (знатоки Нарнии поймут), оно рождает желание сказать Джоан: «А у вас-то в истории не так?»

Приведем лишь 2 аргумента:

  1. В Хогвартсе нет секса (не как в СССР, а совсем нет): он не описывается, не упоминается, не додумывается. Отношения персонажей романтичны настолько, насколько это позволительно, чтобы не отвлекаться от борьбы Гарри с Темным Лордом.

  2. Гермиона настроена против предсказаний так же, как Сьюзен против Нарнии. При этом предвидение будущего и волшебная страна — сюжетные ключи обеих книг соответственно.  Их неприятие некоторыми прагматичными женскими персонажами — это сексизм или только особенность именно этих героинь? Не надо торопиться с выводами.

Ну, и на закуску, Роулинг тоже не без греха с точки зрения нынешней эко-повестки в отношениях. Например, почему она упорно буллит студентов целого факультета, навешивая на них ярлыки злых и никчемных персонажей?

Шарлотта Бронте: критика Джейн Остен

Говорят, что представительница творческого трио Бронте писала «вопреки» Остен. Как напишет Джейн так точно не напишет Шарлотта. Была ли там замешана личная неприязнь, или же все заключалось в принципиально противоположном творческом подходе непонятно, но одно из высказываний Шарлотты Бронте поражает:

Шарлотта Бронте
Шарлотта Бронте
Фото
Открытые интернет-источники
Джейн Остен
Джейн Остен
Фото
Открытые интернет-источники

«Она старается ни в коем случае не обеспокоить своего читателя сильными чувствами. Она понятия не имеет о том, что такое страсть. Ее внимание привлекает лишь то, что может увидеть проницательный взгляд, меткость речи, изящество движений, а сердце, пусть и скрытое глубоко внутри, но стучащее быстро и наполняющее нас жизнью, движение крови, в котором чувствуется жизнь и которое смерть готова отобрать в любую минуту, — все это мисс Остен обходит своим вниманием».

Если ты, как и автор этого материала, возмущена подобным высказыванием, при этом высоко оценивая работы обеих писательниц, то проверяй дальше, те ли доводы рассудка возникли у тебя в голове сейчас (а если нет, то делись ими!):

  1. Большинство романов Остен строится на исследовании чувств, причем скрытых. Она уделяет внимание внешним проявлениям человеческой природы, безусловно, но в этом и соль, что именно манеры и разум часто сбивают толкователей сердца с пути.

  2. К изучению любви нужно подходить с холодной головой. Если «Гордость и предубеждение» для этого слишком разумный роман, то «Джейн Эйр» не в меру сентиментальный.

  3. Эти дамы работали в разных жанрах, так зачем же сравнивать со своим заведомо отличное? Джейн Остен сторонник ироничного психологизма, а Шарлотта Бронте готической викторианской романтики. Объединяет их склонность к социальной критике, но мы ведь уже поняли, что критиковать можно по-разному.

Заклятая дружба Максима Горького и Ивана Бунина

Максим Горький
Максим Горький
Фото
Открытые интернет-источники
Иван Бунин
Иван Бунин
Фото
Открытые интернет-источники

Отношения этих светил начинались и развивались гармонично. Бунин восхищался Горьким, Горький настороженно изучал молодого писателя. Затем тот удостоился похвалы маэстро, а после оба преисполнились равного уважения друг к другу. Все изменила революция.

Бунин не одобрял то, как его коллега пытался усидеть на двух стульях, осторожно высказываясь, как за, так и против новой власти.

Тот в свою очередь был разочарован творческой апатией младшего товарища. Впрочем, не исключено, что некоторые свои комментарии он несколько оттенял (чтобы не повадно было осуждать его способ выживания):

«Очень плох И.А. Бунин в своих „Окаянных днях“. Бунин — умен по природе, достаточно образован. Видеть его в состоянии столь болезненного бешенства и обидно, и противно. И жаль художника. Пропал художник».

Словесными дуэлями все и закончилось. Максим жил и умер в Советском Союзе, периодически выезжая за границу для лечения, а Иван Алексеевич в 1920 году эмигрировал во Францию и не вернулся.

Пикировка Владимира Набоков и Жана-Поля Сартра

Владимир Набоков
Владимир Набоков
Фото
Открытые интернет-источники
Жан-Поль Сартр
Жан-Поль Сартр
Фото
Открытые интернет-источники

Набоков, кажется, не любил абсолютное большинство писателей. Доставалось от него и Гоголю, и Достоевскому, и Сервантесу, и Хемингуэю. Особенное же чувство соединяло Владимира Владимировича и его современника Жана-Поля Сартра, который отвечал на его колкости не уступающей взаимностью.

О романе Сартра «Тошнота» Набоков писал:

«Роман относится к тому разряду сочинений, по виду драматичных, но на самом деле просто расхлябанных, которые были введены в моду множеством средней руки писателей — Барбюсом, Селином и им подобными».

О творчестве ненавистника Сартр отзывался не менее «лестно»: 

«То, что его почти единственно интересует, так это легкие разочарования его рефлектирующего сознания…», «… отличные картинки, очаровательные портреты, литературные очерки. Где же роман?»

Два ярких современника, работающие в разных жанрах и придерживающиеся разных взглядов на мир, логично не могли выносить успех другой точки зрения. Наверное, Набоков и его модернизм были слишком современными для Сартра, а Сартр и экзистенциализм  для Набокова — чересчур абстрактно-философскими.