«Нулевой пациент»: как это было на самом деле

Тех, кто выстоял в коронавирус и готовится пережить обезьянью оспу, точно удивит история об еще одной эпидемии. Жуткая трагедия легла в основу нашумевшего сериала «Нулевой пациент», который все так активно обсуждают сегодня.

Роль московского врача, который расследует загадочную вспышку болезни, сыграл Никита Ефремов, а в образ его коллеги вжился набирающий популярность актер Аскар Ильясов. Что же такого произошло тридцать лет назад, если это до сих пор пугает и будоражит умы тысяч и тысяч людей?

«Нулевой пациент»: как это было на самом деле
«Нулевой пациент»: как это было на самом деле

Предыстория

«Восьмидесятые» в стране заканчивались тревожно — неожиданно и при очень загадочных обстоятельствах в советской глубинке выявили несколько десятков человек, заболевших СПИДом. Неравнодушным врачам пришлось провести целое расследование, чтобы найти тех, от кого пошел отсчет локальной ВИЧ-эпидемии.

Начало: где вспыхнул вирус?

История берет начало в 1988 году в Калмыцкой АССР. Новорожденные пациенты детского отделения в больнице города Элиста повально умирают от странной инфекции, очень похожей на… нет-нет, как у маленьких детей может оказаться вирус СПИДА? Тем не менее, к ужасу персонала, страшная болезнь подтверждается… и продолжает расползаться по отделению.

Как «развратная» инфекция из мира капиталистов и диких африканских стран вдруг дошла до стерильной палаты с боксами новорожденных и охватила 75 детей и четырех взрослых? Слишком много вопросов и ни одного ответа — и даже ни одной версии. Высшее руководство предпочитает замалчивать дело и не предавать эпидемию огласке, в то время как один амбициозный молодой врач из Москвы в одиночку берется расследовать обстоятельства.

«Нулевой пациент»: как это было на самом деле
«Нулевой пациент»: как это было на самом деле

Смертельная халатность: как распространялась ВИЧ-инфекция?

Несмотря на врачебную тайну, информация о вспышке болезни облетела весь СССР. Вместе с сочувствием к невинным жертвам народ испытал огромный страх. Это проявилось через несколько лет, когда инфицированных элистинских пациентов отказывались обслуживать и буквально травили в обществе. Людям приходилось переезжать целыми семьями, чтобы не чувствовать себя прокаженными и не слышать в свой адрес оскорблений вроде «спидоноситель».

А тогда, в 1988 году, в Калмыкию вылетел молодой врач-инфекционист Вадим Покровский. По счастливому стечению обстоятельств он оказался сыном главного эпидемиолога СССР — а значит, мог оперативно передавать данные в Москву и узнавать подробности, недоступные многим другим медикам. Неравнодушному врачу, обладавшему смелостью и наблюдательностью, удалось собрать паззл этой истории из кусочков, собранных при самых разных обстоятельствах.

«Нулевой пациент»: как это было на самом деле
«Нулевой пациент»: как это было на самом деле

Сначала он заметил странности в детском отделении элистинской больницы. А именно — подписанные шприцы. На этикетках значилось «стрептомицин», «пенициллин» и другие наименования. Постороннему человеку это не скажет ничего, а опытный врач понял, что шприцы не проходили дезинфекцию — ведь после санитарной обработки они должны были приходить чистыми, а после уколов сразу же уходить обратно в Центральную дезинфекционную станцию.

Покровский сделал вывод, что медсестры делали уколы новорожденным пациентам из… одного шприца. Работницы просто ленились набирать небольшую дозу лекарства для каждого малыша и экономили время! Таким образом дети и заражались смертоносным вирусом. Но как ВИЧ, вообще, проник в детское отделение? Забив тревогу и отрапортовав в Москву, Покровский начал «копать» дальше.

«Нулевой пациент»: как это было на самом деле
«Нулевой пациент»: как это было на самом деле

Как в СССР вспыхнуло заражение СПИД?

ВИЧ-инфицированные в СССР, конечно же, были. Только вот чаще всего ими оказывались иностранцы или советские граждане, служившие за рубежом — уж точно не дети! Так, еще в Москве Вадиму Покровскому попался пациент, приехавший из Конго, который признался, что вступал в половую связь с местными жителями. После возвращения на родину мужчина успел заразить еще нескольких человек.

Покровский вспомнил о нем, когда начал заниматься вспышкой СПИДа в Элисте, и оперативно разыскал всех, с кем после командировки контактировал инфицированный. Всего в его списке оказалось 25 человек, в том числе и один донор, который, увы, на тот момент уже успел «помочь» своей кровью нескольким людям. Из потенциальных жертв зараженными оказалось пять человек.

Ну а виновник событий успел инфицировать свою жену и через нее передать ВИЧ одному из детей. Так из далекого Конго опасный вирус проник в СССР. Покровский нашел, за какую ниточку тянуть, чтобы прийти к истокам эпидемии в детском отделении больницы.

«Нулевой пациент»: как это было на самом деле
«Нулевой пациент»: как это было на самом деле

История нулевого пациента

Осталось понять, кто же оказался так называемым нулевым пациентом — тем человеком, который не испытал на себе последствий болезни, но распространил ее на десятки людей? Вадиму Покровскому удалось узнать это благодаря мерам, принятым в СССР после вспышки эпидемии. Тогда в стране открыли анонимные пункты проверки на СПИД.

Туда обратился один законопослушный семьянин и отец двоих детей, послуживший в Африке. Оттуда мужчина привез ВИЧ и заразил им жену, у которой родился инфицированный ребенок. Малыш оказался первым маленьким пациентом, который умер в детском отделении городской элистинской больницы и через которого халатные медсестры разнесли инфекцию среди остальных новорожденных.

Последствия эпидемии

Виновные в трагедии так и не были найдены. Формально дело закрыли за истечением срока давности. Тридцать лет расследование то возобновляли, то прекращали, и в итоге спустили историю на тормозах. Теперь ее вспоминают не только криминалисты, но и кинокритики.

Подписывайся на theGirl!