С самого детства мы слышали кучу мифов про мозг 🤯 Правда ли, что у нас есть доминирующее полушарие мозга? Используем ли мы его на все 100%? Можно ли натренировать свой мозг и стать умнее? Настало время поставить точку и разобраться со всеми накопившимися вопросами.
Мы используем мозг всего на 10-20%
Один из самых распространенных мифов — что мы используем мозг всего на 10-20%. Извини, но нет.
Мозг — это важнейший орган, который требует больше всего энергии. Он также ограничен в размерах из-за черепа, поэтому организм делает все, чтобы использовать его ресурсы как можно эффективнее. Наш мозг работает на всех мощностях и, увы, чтобы стать Доктором Стрэнджем, придется придумать какой-то другой способ 😁
«Заманчиво думать, что у нас есть большие неиспользуемые возможности мозга, которые потенциально могут сделать нас еще умнее и круче. Но это неверно. Мы используем весь наш мозг»
Мозг развивается только в первые годы нашей жизни
Обычно считается, что мозг сильно меняется в течение первого года жизни ребенка, но в какой-то момент это развитие останавливается. На самом же деле мозг пластичен и меняется на протяжении всей нашей жизни.
В мозге существует множество связей с самого рождения. Затем окружающая среда определяет, что нужно, а что нет. Связи, которые не используются, становятся слабее, позволяя задействовать те, которые нам наиболее необходимы для жизни. Другими словами, мозг экономит свои силы, отключая неиспользуемые им пути, и облегчает жизнь нашей и без того забитой всяким головы 😂
Интеллектуальные способности передаются по наследству
Один из распространенных мифов состоит в том, что наш интеллект и способность к обучению формируются только нашей наследственностью и генетикой. Проще говоря, наши гены типа определяют, насколько мы умны или глупы. Ведь часто говорят, что яблоко от яблони недалеко падает, когда видят, что ребенок копирует поведение родителей. И да, чаще всего это неприятный комментарий 😁
Наследование и окружающая среда оказывают большое влияние на способность к обучению. Это правда, что мы наследуем от наших родителей некоторые вещи, к которым мы предрасположены, но окружающая среда также играет важную и зачастую решающую роль.
У творческих личностей доминирует правое полушарие, а у технарей — левое полушарие
Все началось с гипотезы, что одно из полушарий мозга является доминирующим, определяя наши личностные качества и предрасположенности. Левое полушарие часто ассоциируется с логикой, критическим мышлением, способностью изучать разные языки и аналитическим складом ума. Правое же полушарие связано с творчеством, развитым воображением, эмоциями и потенциалом к искусству.
Хоть это и правда, что анатомически мозг буквально делится на левое и правое полушарие, нельзя утверждать, что одно из них становится доминирующим и определяет характер и способности человека. Правда, что некоторые задачи задействуют одну часть мозга больше, чем другую, но нет никаких оснований предполагать, что это определяет нас как личность.
Значит, история о том, что левши более креативны — тоже миф? Все верно! Творческие задачи задействуют обе части мозга, поэтому без разницы, правша ты или левша 🤷♀️
Каждый из нас визуал, аудиал или кинестетик
Есть миф о том, что все мы лучше всего учимся, используя наши доминирующие чувства: зрение, слух или осязание.
Некоторые школы в США настолько прониклись этой теорией, что разделили учащихся на группы в соответствии с их стилем восприятия обучения. Но у среднестатистических людей, как правило, такого доминирующего чувства нет.
Ученые уверены, что данный подход только усложнит жизнь учеников в будущем, так как важно укреплять разные мозговые сети, а это происходит только во время разностороннего обучения: слушая, видя и прикасаясь к вещам ✋
Детям нужны развивающие игрушки с ранних лет
Еще одна теория о том, что детям нужны специальные игрушки и занятия, предназначенные для стимуляции мозга.
Заблуждение началось после эксперимента с крысами, которое показало, что те, у кого было больше тренажеров в клетках, улучшили свои мозговые связи, в отличие от крыс в пустых клетках. Позже другие ученые подтвердили, что мозговые процессы крыс и детей сильно отличаются (ура! 😁) и это исследование было неправильно интерпретировано.
Этот тренд привел к огромному развитию рынка развивающих детских игрушек, которые якобы сделают вашего ребенка умнее. Все же большинство исследователей считают, что в этом нет никакой необходимости 🙅♂️
«Дети правда очень хорошо обучаемы. Но это не значит, что родители должны быть в полной истерике и давать детям правильные игрушки для мозга или начинать учить их японскому языку, когда они совсем маленькие. Правда в том, что дети, которые растут в нормальных условиях, итак столкнутся с стимулами, необходимыми им для нормального обучения и развития»
Ты можешь натренировать мозг, чтобы стать умнее
Мода на sexy brain создала огромный рынок книг, программ и приложений, которые якобы помогают нам натренировать наш мозг 😑 И различные задачи правда могут этому способствовать. Но для этого совсем не обязательно покупать дорогие курсы или ходить на тренинги.
Наш мозг ежедневно генерирует и осуществляет сотни тысяч задач. Если ты хочешь потренировать мозг и заставить его поднапрячься, то пробуй что-то новое: научись вязать или играть на гитаре, после работы пройди до дома новым маршрутом или начни учить иностранный язык. Изучение чего-то неизвестного и изменение привычной рутины особенно полезны для мозга 😎