Игры — это уникальное медиа. Оно способно рассказывать те истории, которые другие формы искусства просто не могут реализовать. Благодаря этому интерактивности, когда игрок сам принимает решения и участвует в истории, а не смотрит на нее через призму главного героя.
Из-за этого видеоигры влияют на человека во много раз сильнее, особенно когда их финалы ломают все представления и ожидания. Давай же посмотрим на примеры игр, концовки которых действительно могут значительно поменять твое восприятие всей игры.
Alan Wake
Игра про популярного писателя сильно похожа на «Твин Пикс» и рассказы короля ужасов Стивена Кинга. «Alan Wake» очень старается быть хоррор-сериалом, который пугает тебя тенями и зловещей атмосферой. Происходящие здесь вещи не вписываются в реальность нашего восприятия, поэтому нам и становится страшно.
Однако в конце, как во всех фильмах или романах, все оказывается не тем, чем казалось. Мир, в котором находится игрок, — это пространство, где реальность переплетается с произведениями, написанными Аланом Уэйком. Чтобы победить, главному герою буквально нужно сесть и переписать финал.
The Binding of Isaac: Rebirth
«The Binding Of Isaac» — очень неприятная игра. Во-первых, она рогалик, а это значит, что тебе придется проходить одни и те же уровни раз за разом. Меняться тут будет только снаряжение, которое случайно появляется в начале.
Во-вторых, произведение выполнена в таком, около-туалетном стиле, что многих, скорее всего, отпугнет. Однако за всем этим скрывается очень интересная история про религию и человека. Игра делает много отсылок на действительность и рассуждает на философские темы. После прохождения ты точно поменяешь свой взгляд на многие вещи.
Doki Doki Literature Club!
Это симулятор свиданий в сеттинге японской школы. Казалось бы, что может пойти не так? А вот может. Суть игры заключается в диалоге с красивыми японскими школьницами, с каждой из которых можно завести роман. В конце перед тобой встает выбор между участницами клуба.
Однако после выбора игра переворачивает все с ног на голову и, оказывается, что все это время симулятор был хоррором. Персонажи начинают умирать, а главный герой буквально сталкивается со всемирным злом, которое было заточено в этой видеоигре.
The Stanley Parable
Это одна из самых разнообразных игр современности. В ее основе лежит выбор, который игрок постоянно делает. Рассказчик в сопровождении по ходу сюжета всячески старается повлиять на твои действия, подкупая подарками или давя на нервную систему.
У игры нет одного четкого финала, и не в нем даже суть. Ее главная цель — показать, насколько важен путь, и что на свое путешествие можно смотреть с разных точек зрения. Видеоигра доносит достаточно трудные философские и математические понятия простым и доступным языком. А ведь тебе тупо надо выйти из своего офиса…
BioShock Infinite
Серия «BioShock» всегда славилась своим уникальным подходом к повествованию и геймплею. В первых двух частях всегда есть вариативный сюжет, финал которого зависит от действий игрока (то есть, в конце ты сталкиваешься с последствиями своих действий). Однако выход третьей части все изменил.
Вместо привычного выбора игроки получили прямой сюжет, в конце которого всегда один и тот же финал. Это было намеренное решение создателей, которое было направлено на главную идею игры — судьбу нельзя изменить. Чтобы вы ни сделали, мир и его персонажи все ровно придут к одному и тому же концу. Это порочный круг, в центре которого находишься главный герой, такой же бессильный и слабый перед происходящим, как и сам игрок по ту сторону экрана.
Metal Gear Solid 2: Sons Of Liberty
В 2001 году это произведение наделало много шума, сделав то, что другие игры до этого практически не делали. Уже на стадии рекламной кампании игроков обманули, показав в трейлерах одного героя — бравого и опытного солдата с серой моралью, которого в финальной версии практически не было. Вместо него нужно было брать под контроль молодого и неопытного парня, который достаточно слабый и беспомощный.
Дополнил все это финальный акт, где повествование уходит в абстракцию. Оказывается, что действие произведения происходит в виртуальном мире, а злодеев, за которыми мы гонялись, буквально не существует. «Metal Gear Solid» очень умело играется с ожиданием игрока, показывая, как легко можно его запутать и заставить верить в то, чего на самом деле может и не быть.
Игр, которые меняются в форме ближе к финалу, сегодня становится все меньше и меньше. Чаще всего разработчики стараются повторять схемы кино с одинаковыми ходами и приемами. И это действительно печально, ведь весь потенциал игр, как медиа, еще не раскрыт 🤷🏻♀️