Фэшн-индустрия уже больше полувека черпает вдохновение в далеких от моды сферах. Так, например, многие популярные и даже базовые элементы гардероба перешли на подиумы и в масс-маркет из военной униформы или из одежды рабочего класса.
Еще одним источником вдохновения долгое время были субкультуры. Порой даже те, которые протестовали против той самой высокой моды 🤪 В этом материале разберемся, какие субкультуры вдохновляли дизайнеров, и что современная модная индустрия позаимствовала с «улиц».
Битники
Один из первых и классических примеров переноса уличной моды на подиумы связан с именем Ив Сен Лорана, одного из самых известных модных дизайнеров. В 1959-ом году двадцатитрехлетний Ив Сен Лоран, который уже тогда был художественным руководителем модного дома Dior, представил миру коллекцию «Битник».
Он вдохновился одноименной американской субкультурой, которая отличалась совершенно нетипичными для времени взглядом на жизнь и внешний вид. Вопреки позитивным послевоенным настроениям, битники носили преимущественно черную одежду и этим минимализмом выделялись на фоне пестрых одежд.
Ив Сен Лоран позаимствовал у битников черные водолазки, укороченные кожаные куртки, унисекс-образы. Руководители модного дома коллекцию не приняли, и вскоре Ив Сен Лоран покинул Dior, чтобы работать уже под собственным брендом.
Моды
Еще один дизайнер, связанный с субкультурами, тоже успел поработать и в Dior, и в Yves Saint Laurent, и в Celin — Эди Слиман. Благодаря его работе огромную популярность во всем мире получили приталенные пиджаки и узкие галстуки, а белые рубашки перестали восприниматься исключительно как предмет официально-делового гардероба. Правда, эти идеи Слиман придумал не сам, а обратился к стилю субкультуры модов, которая возникла в Великобритании в начале 60-х.
Моды были выходцами из обеспеченных английских семей и символизировали послевоенный экономический подъем. Они носили изящные итальянские костюмы, ездили по улицам Лондона на мопедах Vespa и Lambretta, а в плохую погоду носили длинные парки. Субкультура просуществовала недолго, но их простой и изящный стиль и сейчас остается актуальным.
Скинхеды
Еще одна британская субкультура, обогатившая модную индустрию, появилась в Британии в конце 60-х. Это были выходцы из рабочих окраин, которые всем своим видом показывали пролетарское происхождение — они носили рабочие тяжелые ботинки, обычные джинсы и бомберы, которые стали символом культуры и до сих пор остаются одним из главных элементов стритстайла даже сейчас.
Изначально бомберы использовались американскими летчиками — это были удобные легкие куртки с ярким оранжевым подкладом. В случае аварии, летчик мог вывернуть бомбер наизнанку, чтобы его было проще найти. Из-за конструкции, броского вида и функциональности куртка быстро приобрела популярность в кругу сначала скинхедов, потом панков и футбольных фанатов, а потом уже и широких слоев молодежи.
В 70-80-х годах бомбер можно было увидеть на поп-звездах и популярных актерах, а в начале 2000-х на него обратили внимание модные дома. Одним из первых стал дизайнер Раф Симонс, выпустивший в 2001-ом коллекцию «Riot Riot Riot», которая была посвящена бунтарским субкультурам. Бомбер был одним из основным элементов линейки. Вскоре тренд подхватили и другие бренды. Сейчас собственные бомберы выпускает как масс-маркет, так и локальные бренды, и даже люкс.
Панк
Яркие лозунги на одежде, заплатки, тяжелые ботинки, акриловые принты, клепки, цепи — все эти элементы пришли в высокую и массовую моду именно из панк-культуры, которая возникла в Британии в первой половине 70-х годов.
И хотя сами панки яростно протестовали против корпораций, массовой моды и буржуазной культуры, это не помешало дизайнерам вдохновиться их протестом и использовать броские и вызывающие предметы одежды в своих коллекциях.
Один из ярких примеров такой протестной моды, вдохновленной панк-культурой — Commes des Garsons. Этот японский бренд с французским названием взял у панк-культуры яркие принты, несимметричные вызывающие силуэты, заплатки, намеренную небрежность и сделал все это достоянием высокой моды, актуальной и сегодня. Еще панк-эстетику активно использовали Вивьен Вествуд, Жан Поль Готье и много других дизайнеров.
Панк-мода, в отличие от других течений, нашла в России свой особый путь развития. Появившись еще в советские годы, панки протестовали не в условиях изобилия, как в Европе, а в ситуации дефицита, поэтому даже просто рваные джинсы или футболка с принтом уже считались чем-то авангардным и вызывающим.
Сейчас наследие панк-культуры в нашей стране только-только начинает осмысляться. Например, на Кинопоиске выходит сериал о культовой панк-группе «Король и Шут», которая отошла от прямого протеста и как бы сбежала от советской действительности в панк-сказку, создав таким образом феномен российского фолк-панка.
В сериале хорошо показана панк-мода тех лет. На нее же, кстати, сейчас можно посмотреть на выставке «Панк-культура. Король и Шут» в Винзаводе, в Винзаводе, созданной при сотрудничестве архитектурного бюро Planet9, Яндекс Афиши и Плюс Студии.
На выставке рассказывается история субкультуры, показаны уникальные предметы одежды, привезенные из Великобритании, и современное воплощение панк-стиля в российской моде.
Футбольные фанаты
Субкультура футбольных фанатов подарила обществу не просто элемент одежды, а целый стиль — кэжуал. Футбольные фанаты всегда были достаточно агрессивной субкультурой, а драки между болельщиками разных клубов долгое время были достаточно привычным делом и хорошо показаны в фильме «Хулиганы зеленой улицы» или «Фабрика футбола».
Первое время офники (так называли футбольных фанатов) внешне походили на скинхедов, и полиция научилась определять их среди обычных прохожих на улицах. Поэтому фанаты стали одеваться менее броско и выбрали себе пару десятков «своих» брендов: C.P. Company, Stone Island, Lacoste, Sergio Tacchini, Fred Perry, Ellesse и другие.
Вскоре такой неприметный, но модный стиль стал более массовым и вышел за пределы субкультуры. До сих пор куртка из микрофибры, удобные джинсы с подворотами и кроссовки Adidas Spezial (или Gazelle и другие похожие) можно встретить как на трибуне, так и в офисе или на светской тусовке.