В любой профессии стоит присмотреться к великим людям и понять, чему мы можем у них научиться. Сложность сценарного мастерства заключается в том, что писатели редко бывают публичными фигурами, поэтому иногда сложно понять, кто именно входит в этот зал славы. Но сегодня я расскажу тебе о самых крутых сценаристах, на которых будут равняться еще много лет спустя 😉
Аарон Соркин
Если о каком-то сценаристе ты и слышала, то это точно он. Поистине король современного сценария, Аарон Соркин прославился благодаря таким сериалам, как «Западное крыло» и «Служба новостей», и таким фильмам, как «Несколько хороших парней». Он знаменит молниеносными диалогами, остроумными репликами и умными персонажами, в которых трудно не влюбиться. Во многом из того, что он пишет, чувствуются его драматургические корни, но нам от этого только лучше.
Сценарий фильма «Социальная сеть» — это современная классика мирового кино. Каждая сцена демонстрирует такое мастерство драматургии, что трудно порекомендовать какой-либо другой сценарий, который начинающий сценарист должен прочитать первым.
Квентин Тарантино
Вся работа Квентина, от сценария до режиссуры, представляет собой отсылку к фильмам… фильмом! Трудно сказать что-то о его писательском стиле, что еще не было сказано: он обожает отсылки к поп-культуре, пишет гениальные диалоги и сочиняет невероятно острые и темные шутки. «Каждая история, которую мы рассказываем, — это дань уважения чему-то; в том, как мы переплетаем наши влияния вместе, и заключается магия. Он — мастер», — описывает работу Квентина Тарантино Джордан Пил.
Его «Бесславных ублюдков», «Криминальное чтиво» и «Джанго освобожденного» цитируют, разбирают на мемы и просто обожают за неожиданные повороты. Тот случай, когда режиссер просто обязан принимать участие в создании сценариев к своим фильмам!
Акира Куросава
Настоящая легенда японского кино, автор более 80 фильмов и телепроектов, Куросава был мастером как режиссуры, так и повествования. Его истории простираются от интимных до эпических, никогда не забывая о человеке в центре повествования. В своих самых известных работах Куросава любит бросать персонажей в ситуации, которые каждый кадр проверяют их на прочность.
Каждый писатель и начинающий сценарист должен прочитать и посмотреть фильм «Раcёмон», в котором сама среда повествования используется в качестве центральной тематической точки сценария.
Нора Эфрон
Возможно, Нора Эфрон — самый замечательный автор ромкомов, который когда-либо жил на свете. Она никогда не отходит далеко от главной темы — любви, но ее истории исследуют это сложное чувство как никто другой. В ее сценариях, которые можно было бы использовать почти как театральные пьесы, есть такое глубокое понимание своих героев, из-за чего они кажутся не персонажами, а живыми людьми.
Хотя все ее сценарии великолепны, ничто не может сравниться с фильмом «Когда Гарри встретил Салли» по нетрадиционному плану сюжета, блестящей проработке характеров и такой остроте проблематики, что эта история и по сей день может ответить на многие вопросы о любви.
Фрэнсис Форд Коппола
В истории великих фильмов сценарный вклад Фрэнсиса Форда Копполы может принести ему звание настоящего «Крестного отца». Работая в период расцвета нового американского авторского кино, трудно сказать, где заканчивается работа Копполы как режиссера и начинается его работа как сценариста — особенно если учесть его невероятно продуктивные отношения с Марлоном Брандо.
Писательское воображение Копполы, особенно в фильмах о мафии, отличается глубиной и эстетизмом. Ты можешь почувствовать жизнь, которую неизгладимые образы, такие как Мартин Шин, поднимающийся из камбоджийского болота, прожили на страницах сценария, прежде чем появились на экране.
Уильям Голдман
Среди представителей профессии, пожалуй, нет никого более любимого, чем Голдман. Отчасти это связано с его великолепными сценариями к таким фильмам, как «Принцесса-невеста», «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» и «Вся президентская рать». Каждый писатель должен прочитать его книгу «Приключения в экранном ремесле» — частично учебник и частично мемуары, в которых анализируется, как снимаются фильмы в Голливуде и что входит в написание сценариев к ним.
Шонда Раймс
Раймс — императрица сценарного Голливуда. Создав за последние три десятилетия поистине легендарное количество сериалов, она заслужила уважение практически всех представителей индустрии за свою трудовую этику, плодовитость и положительное влияние на отрасль в целом. Новый золотой век телевидения наступил благодаря влиятельной работе Раймс над сериалами «Анатомия страсти» и «Скандал».
Чарли Кауфман
Фильмы Кауфмана выглядят как комедии, но ощущаются как трагедии. Сценарист «Быть Джоном Малковичем» и «Вечное сияние чистого разума» наполняет свои высококонцептуальные, сюрреалистические истории версиями обычных людей и толкает их в неожиданно эмоциональную и фантастическую пропасть.
Назвать умную, захватывающую работу Кауфмана научной фантастикой — значит ограничить ее крутость, но ни один современный писатель не описывает внутреннее пространство наших тревог и мечтаний лучше, чем этот нестандартный писатель. Не всем его фильму зайдут, но каждый должен посмотреть хотя бы один из них.
София Коппола
Дочь признанного режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, возможно, и научилась многому у отца, но остается самостоятельным автором. Ее фильм «Трудности перевода» с Биллом Мюрреем и Скарлетт Йоханссон в главных ролях получил три номинации на премию «Оскар» и одну победу — за лучший оригинальный сценарий. За этот же проект она получила «Золотой глобус» за лучший сценарий.
С тех пор Коппола не раз обращала свое перо (и объектив) к человеческим историям самых разных жанров и направлений — от «Марии Антуанетты» до «Элитного общества».
Оливер Стоун
Если бы Стоун решил остаться сценаристом, он всегда мог бы показать свое портфолио с 1978 по 1985 год. Будучи выпускником Нью-Йоркского университета, поступившего туда через три года после войны во Вьетнаме под крыло Мартин Скорсезе, Стоун написал «Лицо со шрамом», «Конана-варвара», «Год дракона» и «Полуночный экспресс» (за который он получил «Оскар» за лучший адаптированный сценарий).
Страсть Стоуна была его отличительной чертой, как и его неустанное стремление к справедливости. Это привело к созданию некоторых действительно захватывающих дух сценариев, включая «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», который, возможно, станет венцом его карьеры.
Джордж Лукас
Диалог — это еще не все. В доказательство можно привести карьеру Джорджа Лукаса, для которого человеческая речь периодически становилась камнем преткновения. Алек Гиннес большую часть времени работы над «Звездными войнами» жаловался, что его реплики «никудышные», а Харрисон Форд вообще как-то сказал Лукасу: «Ты можешь напечатать это д*рьмо, но не можешь его сказать». Неважно. Несколько неуклюжих реплик не помешали Лукасу создать одну из самых притягательных и долговечных вселенных в истории кино!
Фрэн Уолш
Фрэн Уолш — сценарист и продюсер. Уроженка Новой Зеландии и жена режиссера Питера Джексона, Уолш за свою сценарную карьеру успела поработать над 15 проектами. В частности, она работала над всеми художественными частями фильмов о Средиземье — трилогией «Властелин колец» и трилогией «Хоббит». Кроме того, Уолш работала еще над тремя экранизациями книг и почти над каждым из своих проектов она работала вместе со Питером и сценаристом Филлипой Бойенс.
Квинта Брансон
С тех пор как Квинта Брансон стала интернет-звездой через BuzzFeed, ее комедийный талант перешагнул все границы. Сценарист хитового комедийного сериала ABC «Начальная школа Эбботт», она не только играет в нем главную роль, но и создала нечто такое, что заставляет поклонников всегда просить продолжения. Благодаря этому сериалу она стала первой чернокожей женщиной, трижды номинированной в категории комедийных сериалов на Primetime Emmy Awards, а в этом году получила «Эмми» за выдающийся сценарий в комедийном сериале.