Китайская киноиндустрия переживает феноменальный рост: за годы своего существования породила большое количество блестящих режиссеров, оказавших значительное влияние на мировой кинематограф. Чжан Имоу и Чэнь Кайгэ вывели китайское кино на мировую арену, а Цзя Чжанкэ и Ван Сяошуай заставили задуматься о хорошем и плохом весь Китай.
Киноиндустрия этой страны подарила нам немало замечательных режиссеров, имена которых ты узнаешь чуть позже. Сначала же я немного расскажу тебе о том, что это вообще такое — китайское кино 😉
Как устроен кинематограф в Китае?
Первый китайский фильм — «Битва при Динцзюньшане» — увидел свет в 1905 году. С этого момента китайское кино переживало цензуру, творческую эволюцию и сенсации международного масштаба. В первые десятилетия киноиндустрия была сосредоточена в Шанхае — в 1920-е годах там работали небольшие студии и снимались преимущественно коммерческие фильмы, особенно в жанре боевика «уксия».
В Китае действуют 16 крупных киностудий и 32 дистрибьюторские компании. Крупнейшей в мире киностудией остается Hengdian World Studios. Студия состоит из 30 открытых съемочных баз и 130 закрытых съемочных площадок, общая площадь которых достигает 330 га, а площадь зданий — 495 995 кв. м.
Здесь было снято более 1200 фильмов и сериалов, в том числе оскароносные фильмы Энга Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и «Мумия: Гробница императора драконов», снятые совместно с Голливудом, и лайв-экшен «Мулан», выходящая на канале Disney+ в 2020 году в США. На студии также проходили съемки фильма «Запретное царство» — первой совместной работы актеров Джеки Чана и Джета Ли на большом экране.
Последствия пандемии коронавирусной инфекции 2019 года отразились на мировом кинорынке в 20-е годы, но китайская киноиндустрия первой пришла в себя и в результате заняла лидирующие позиции. И похоже, что после COVID-19 Китай приложил немало усилий и обязательно сможет достичь новых высот на мировом уровне.
Особенности китайского кино
Неудивительно, что Китай ставит новые рекорды и достигает новых высот в киноиндустрии — все благодаря специфическим вкусам самих китайцев! Если взглянуть на любые списки популярных фильмов внутри самой страны, то можно заметить, что боевики, комедии, мелодрамы и ромкомы получают самые высокие кассовые сборы и самые высокие оценки зрителей.
Но среди этих жанров есть один самый любимый — патриотические фильмы. Это жанр, который вызывает у зрителя «чувство гордости». Патриотизм — это духовная связь китайского народа, объединяющая все этнические группы. Обычно он характеризуется поддержанием национального единства, отстаиванием национальных идеалов гуманности и справедливости, бережным отношением к культуре.
Лучшие китайские режиссеры нашего времени
У Вэньгуан
У Вэньгуан считается одним из пионеров независимого документального кино в стране. Среди его известных фильмов — «Бомжи в Пекине: Последние мечтатели» (1990), «Три сестры» (2012) и «Дымка и туман» (2013). Режиссер известен своим гуманистическим подходом, позволяя своим героям говорить самим за себя и запечатлевая их подлинный опыт. Его непоколебимая преданность мастерству документального кино укрепили его репутацию как выдающегося деятеля китайского кино.
Нин Хао
Нин Хао — талантливый китайский режиссер, известный своим особым стилем, сочетающим мрачный юмор, социальную сатиру и умный сюжет. Твоего внимания определенно заслуживают внимания такие фильмы, как «Бешеный камень» (2006) — черная комедия, сосредоточенная вокруг украденного нефрита, «Ничья земля» (2013) — мрачно-юмористическое исследование городского и сельского Китая, «Друзья по разрыву» (2014) и «Мой народ, моя родина» (2020).
Хэ Пин
Он известен своими художественными и заставляющими задуматься работами, которые сделали заметной фигурой в «пятом поколении» китайских кинематографистов. В его фильмографии особенно интересны фильмы: «Красный фейерверк, зеленый фейерверк» (1994), «Меченосцы в городе двойного флага» (1991), «Воины неба и земли» (2003), «Солнечная долина» (1996). В своих фильмах Хэ Пин часто обращается к истории, культуре и социальным проблемам Китая.
Ван Сяошуай
Ван Сяошуай — признанный китайский кинорежиссер, известный своими пронзительными и социально ориентированными историями. В 1990-е годы он стал одним из представителей «шестого поколения» китайских кинематографистов, известных реалистичным и личным изображением современного Китая. Среди его фильмов — «Пекинский велосипед» (2001), «До скорого, мой сын» (2019), «Чунцинский блюз» (2010), «Красная амнезия» (2014).
У Тяньмин
Режиссер сыграл значительную роль в продвижении и воспитании «пятого поколения» китайских кинематографистов. Ву возглавлял известную Сианьскую киностудию, а затем стал президентом Пекинской киноакадемии, где был наставником многих талантливых режиссеров. Обязательно посмотри его «Короля масок» (1996), «Старый колодец» (1987) и «Песнь феникса» (2013). Его работы оказали значительное влияние как на индустрию, так и на людей, которых он учил.
Тянь Чжуанчжуан
Тянь начал свою режиссерскую карьеру в 1980-х годах, и с тех пор стал заметной фигурой в китайском кино. В его фильмах исследуются сложность человеческих эмоций, культурные традиции и исторические события. Среди значительных фильмов, снятых им, — «Лошадиный вор» (1986), «Весна в маленьком городе» (2002), «Голубой коршун» (1993), «Дождевые облака над Ушанью» (1995). Способность режиссера проникнуть в человеческую психику и уловить суть культурно-исторических нюансов делает его одним из величайших кинематографистов Китая.
Фэн Сяоган
Выдающийся китайский режиссер, прославившийся своим умением сочетать в своих фильмах комедию, драму и социальные комментарии. Фэн начал свою режиссерскую карьеру в 1990-х годах и быстро завоевал признание благодаря уникальному стилю повествования и остроумию. Среди известных фильмов Фэна — «Афтершок» (2010), «Сотовый телефон» (2003), «Кунг-фу хастл» (2004), «Я не мадам Бовари» (2016).
Цзя Чжанкэ
Цзя Чжанкэ стал одной из ключевых фигур «шестого поколения» китайских режиссеров благодаря реалистичному изображению современного Китая и острому анализу социальных и экономических преобразований. Среди его значимых фильмов — «Натюрморт» (2006), «Прикосновение греха» (2013), «Платформа» (2000), «Сяо Ву» (1997), «24 города» (2008).
Чжан Имоу
Чжан Имоу — китайский режиссер, всемирно известный своими визуальными эффектами и эмоционально захватывающими сюжетами. За свою карьеру Чжан снял несколько выдающихся фильмов, которые закрепили за ним статус одного из величайших режиссеров современности. Среди них такие фильмы, как «Поднять красный фонарь» (1991), «Дом летающих кинжалов» (2004), «Тень» (2018) и «Шанхайская триада» (1995).
Чэнь Кайгэ
Его работы ценят за заставляющие задуматься сюжеты и исследование человеческой судьбы. Чэнь стал одной из ключевых фигур «пятого поколения» китайских кинематографистов, в его фильмах затрагиваются сложные социальные проблемы и исторические события. Зритель Чэня вникает в глубину эмоций и сложностей его героев и узнает в них себя. Среди его фильмов — «Прощай, наложница» (1993), «Желтая земля» (1984), «Император и убийца» (1998), «Убить меня нежно» (2002).
Джеки Чан
Любой разговор о китайском кино должен включать имя Джеки Чана. Он далеко не просто звезда забавных боевиков, ведь его достижения и влияние на жанр неоспоримы. Если в первых фильмах Чана-актера продюсеры пытались сделать из него очередного Брюса Ли, то в конце 70-х годов Чан-режиссер нашел свою собственную точку опоры, сочетая креативную хореографию с изящным юмором. Обязательно посмотри его фильмы «Колеса на колесах» (1984), «Доспехи Бога II: Операция Кондор» (1991), «Кто я?» (1998).