От принцесс к протагонистам: как менялись женские персонажи в играх
Фото

theGirl

В наше время героями видеоигр могут быть как ранимые и чувствительные парни, так и сильные девушки — в этом плане индустрия давно шагнула в сторону от бесконечных клише. Увы, так было далеко не всегда, и когда-то подавляющее большинство протагонистов в играх было теми самыми брутальными мужчинами.

Как же менялась судьба женских персонажей в играх? И почему сначала многие из них были лишь трофеями, а сейчас они порой выглядят сильнее героев-мужчин? Разбираемся с самого начала 👇🏻

80-90-е: эпоха «принцесс в беде»

На заре становления индустрии, когда технические особенности не позволяли создавать хоть сколько-то различимых персонажей, речи о мужчинах и женщинах в разрезе героев игры вообще не шло. Однако с развитием технологий все достаточно быстро изменилось. Стоит помнить, что сюжеты видеоигр тех лет по большей части были рассчитаны на мужскую аудиторию, ведь они составляли основную аудиторию игровых консолей и компьютеров в 80-х.

Естественно, видеоигры шли по пути эксплуатации архетипичных образов: все главные герои были сильными и смелыми мужчинами, которые буквально были готовы на все ради спасения мира, а если в сюжете каким-то образом фигурировала девушка, то она обязательно должна была быть максимально беззащитной и, желательно, привлекательной (хотя с графическими возможностями 80-х сделать это было практически невозможно).

Такие персонажи существовали в массовой культуре задолго до появления видеоигр — в литературе и театре подобный образ использовался еще несколько веков назад, а развитие кинематографа и многочисленные мелодраматические сюжеты лишь закрепили этот архетип.

От принцесс к протагонистам: как менялись женские персонажи в играх
Фото

Кадр из игры The Legend of Zelda: A Link to the Past

Самый популярный пример такого персонажа — принцесса Пич из серии игр про Марио. Еще дальше разработчики из Nintendo пошли в случае с The Legend of Zelda — мало того, что королевская особа, требующая спасения, присутствовала и в этой игре, так создатели еще и вынесли ее имя в название серии, чтобы игрок сразу знал, как зовут его главный трофей. Собственно, основная задача в этих проектах звучала одинаково — геймеру нужно было спасти девушку, которая оказалась в беде.

Конец 90-х и 00-е: ранние протагонистки и стереотипы

Быстрое развитие технологий привело видеоигры в следующую эпоху, когда практически все женские персонажи стали гиперсексуализированными. Согласно исследованию доктора философии Терезы Линч, именно к середине девяностых объективация девушек в играх достигла своего максимума.

Оно и неудивительно, ведь игры все еще оставались развлечением для мужчин и слегка повзрослевших мальчишек, которые когда-то спасали Зельду. Однако кое-что все же изменилось — девушек в игры стали добавлять в качестве главных героев.

От принцесс к протагонистам: как менялись женские персонажи в играх
Фото

Кадр из игры Metroid

За появление одной из первых женщин-протагонистов стоит благодарить Эллен Рипли из фильма «Чужой», которая вдохновила разработчиков Metroid (игра вышла в 1986-м) на создание героини по имени Самус Аран. При этом игра не делала упор на том, что геймер управляет девушкой, и даже наоборот — скрыла этот факт, заключив Самус в закрытую броню со шлемом и одарив ее храбрым характером. После прохождения героиня снимала свой костюм, и игрок понимал, что все это время играл за женщину. Мало того, в этой сцене разработчики спрятали еще одну пасхалку — при быстром прохождении пиксельная фигура Аран представала перед геймером в бикини.

Самым знаковым примером играбельной героини тех лет по праву можно считать знаменитую расхитительницу гробниц по имени Лара Крофт. Забавно, что она появилась на свет только из-за того, что студия Core Design хотела создать приключенческую игру про исследования древних гробниц с перестрелками и головоломками, и для того, чтобы избежать прямых сравнений с Индианой Джонсом, они сделали главного героя Tomb Raider женщиной.

От принцесс к протагонистам: как менялись женские персонажи в играх
Фото

Кадр из серии игр Tomb Raider

Несмотря на то, что Лара была физически сильной авантюристкой и не уступала противникам в боях, разработчики не стали делать из нее «мужика в юбке» — героиня все еще оставалась невероятно привлекательной, и это даже использовали для продвижения игры. Образ роковой красотки закрепился в массовой культуре в том числе благодаря фильмам с Анджелиной Джоли, и это позволило издателям буквально эксплуатировать сексуальную героиню практически до конца нулевых.

По этой же дороге шли разработчики всех популярных файтингов тех лет: чего только стоят женские костюмы в сериях Mortal Kombat или Dead or Alive. И их можно понять: к началу нулевых маркетологи уже сформулировали четкие стандарты для видеоигровых персонажей. В 2005 году Карен Дилл и Кэтрин Тилл провели исследование и выяснили, что более 80% женщин в играх можно назвать либо сексуализированными, либо скудно одетыми, либо просто визуально красивыми. Основными потребителями игр на тот момент все еще были мужчины, поэтому женских героев нужно было делать с оглядкой на аудиторию. Именно по этой причине большинство девушек в играх тех лет выглядят столь сексуально (а порой и развратно — привет, Dead or Alive).

От принцесс к протагонистам: как менялись женские персонажи в играх
Фото

Кадр из игры Dead or Alive 2

При этом стоит понимать, что в нулевых количество играбельных или хотя бы сюжетных героинь все еще было достаточно небольшим: это подтверждает работа Эдварда Даунса и Стэйси Смит, в которой они проанализировали 60 игр, вышедших в 2003 году, и мужчин в этих проектах было почти в семь раз больше, чем женщин.

10-е: сложные характеры и разнообразие ролей

Резкие изменения в игровой индустрии случились не в последнюю очередь благодаря борьбе женщин за справедливую репрезентацию. Еще в нулевых стали появляться девушки-разработчики, которые придерживались реализма при проработке женских персонажей, а на некоторых западных издателей, которые продолжали заниматься сексуализацией героинь, обрушилась огромная волна критики.

Мало того, именно в 2010-х число девушек-геймеров начало стремительно расти — например, согласно данным Statista, в 2014 году в США их было почти столько же, сколько мужчин (52% против 48%). Безусловно, важную роль в этих изменениях сыграло и усложнение нарратива: раньше главному герою нужно было просто спасти принцессу от злодея, а теперь персонажи стали не столько сильными, сколько более человечными — у аудитории вырос спрос на более глубокие сюжеты, наполненные психологизмом и драмой.

Яркий пример — 14-летняя Элли из The Last of Us от студии Naughty Dog. По сюжету девочке нужно пересечь территорию США в сопровождении контрабандиста Джоэла и добраться до лаборатории, ведь она обладает иммунитетом к инфекции, которая поразила весь мир. Элли выросла в условиях постапокалипсиса, и по этой причине она имеет довольно суровый взгляд на мир, из-за чего, например, без колебаний прибегает к насилию тогда, когда это необходимо.

От принцесс к протагонистам: как менялись женские персонажи в играх
Фото

Кадр из игры The Last of Us Remastered

При этом ее никак нельзя назвать одномерной героиней — потеряв многих близких людей, она стала бояться одиночества, однако, несмотря на это, Элли продолжала открываться людям и доверять им. Столь сложный и комплексный характер по сути был прямым противопоставлением мрачному и циничному взгляду на мир другого главного героя — Джоэла.

Еще одна нестандартная героиня, живущая в постапокалипсисе, — Элой из проектов Horizon Zero Dawn и Horizon Forbidden West, которые были изданы Sony Interactive Entertainment. Будучи невероятно успешной охотницей на машины, она увлекается технологиями и постоянно занимается разработкой чего-то нового, сочетая природные материалы с частями звероподобных роботов. Также она успешно использует артефакты прошлого, которые являются чем-то совершенно непонятным для ее современников.

По сути Элой — сильная и уверенная в себе ученая-боец, которая постоянно спасает мир. Однако самое интересное в этом персонаже — это его эволюция. Девушка с рождения была изгоем, ведь племя нашло ее внутри Священной горы, когда та была младенцем. В течение первых 18 лет жизни она практически не общалась с людьми, потому что с ней очень плохо обращались. Мало того, она никогда не знала свою биологическую мать, что нанесло Элой серьезную душевную травму. И именно это служит мотивацией для героини — чтобы узнать о своем происхождении, девушка отправляется в долгое и крайне опасное путешествие.

И раз уж мы затронули тему травм, стоит упомянуть главную героиню игр серии Hellblade от разработчиков и издателей Ninja Theory, которую зовут Сенуа. Будучи воительницей древнего народа пиктов, девушка болеет тяжелой формой психотического расстройства. Мать героини когда-то тоже страдала от психоза, и отец Сенуа по имени Зинбель, который был властным друидом племени, не придумал ничего лучше, чем заживо сжечь женщину на костре. Также он считал, что дочь можно избавить от «тьмы» только с помощью физических страданий, и именно по этой причине он мучил девочку в детстве, а потом и вовсе прогнал ее из деревни.

От принцесс к протагонистам: как менялись женские персонажи в играх
Фото

Кадр из игры Hellblade: Senua’s Sacrifice

В отсутствие Сенуа на поселение напали викинги, в результате чего оно было разорено, а ее возлюбленный Диллион — жестоко казнен. Игрок получает управление над героиней в тот момент, когда она отправляется в путешествие в Хельхейм, чтобы спасти душу Диллиона из рук богини Хель. Сенуа постоянно преследуют голоса, видения и образы людей из прошлого, и иногда эти галлюцинации помогают игроку, давая подсказки и предупреждения, а иногда и намеренно пугают или запутывают. Собственно, весь сюжет Hellblade: Senua’s Sacrifice является своеобразной метафорой борьбы человека с психозом и рассказывает о тяжести примирения с потерей близких.

В 2010-х вышло довольно много подобных проектов, и всех их объединяет одно: даже если главный герой — девушка, это вовсе не значит, что акцент будет сделан на ее внешности.

20-е: разрушение архетипов

В начале текущего десятилетия тенденция на более сложных и многогранных персонажей продолжила набирать обороты. Мало того, в некоторых проектах стали появляться героини, которые не могли бы существовать еще 10 лет назад.

От принцесс к протагонистам: как менялись женские персонажи в играх
Фото

Кадр из игры Atomic Heart

Пожалуй, ярким примером подобного персонажа может служить баба Зина из игры Atomic Heart от издателя Astrum Entertainment. Еще до релиза реплики этой героини из трейлеров разлетелись на мемы, а сама она стала одним из самых обсуждаемых персонажей всего проекта. Однако Зинаида Петровна намного глубже, чем всем показалось на первый взгляд. Несмотря на свой возраст (на момент старта игры ей 52 года), она остается властной и боевой женщиной, которая с легкостью может расправиться с врагами без посторонней помощи. А еще баба Зина не лишена хитрости — она активно пользуется предрассудками о некомпетентности женщин-офицеров, таким образом скрывая свой твердый (а порой и довольно грубый) характер.

Порой разработчики делают невероятно сложными те образы, которые этого изначально не подразумевают, и здесь можно вспомнить Фрейю из God of War от уже упомянутых Sony Interactive Entertainment. Еще при рождении своего сына Бальдра богиня любви узнала, что тому суждено умереть «ненужной смертью», и, решив предотвратить это любой ценой, она наложила на него заклинание, которое сделало его неуязвимым. Во время последней встречи матери и сына Бальдр пытается убить Фрейю, но случайно натыкается на стрелу из омелы и лишается заклятия. Находясь в отчаянии, Фрейя решает дать Бальдру убить себя, ведь это единственное, чего он хочет. Вмешавшись в семейную драму, Кратос убивает Бальдра, после чего Фрейя клянется отомстить ему за смерть сына.

Увы, с этим все было не так-то просто — когда-то давно Один спрятал крылья валькирии Фрейи и проклял ее, лишив возможности причинять вред живым существам. После того как ей удается заполучить свои крылья, богиня устраивает Кратосу и Атрею засаду в их доме. Во время битвы Фрейя сумела атаковать героя, но свершить месть ей не удалось — Атрей превратился в медведя, и его отец бросился его успокаивать. Видя заботу, которую Кратос проявляет к сыну, а также слыша, что он называет ее другом, Фрейя впадает в ступор, не понимая, как ей быть со своей местью. В итоге герои примиряются друг с другом и объединяются во имя общей цели.

Между прочим, сейчас проработанные персонажи есть не только в сюжетных играх. Здесь примером может послужить Глория Галахад из другого проекта Astrum Entertainment — тактического шутера Warface. Конечно, хрупкие, но бойкие девушки есть во многих играх, однако от большинства из них Глорию отличает необычная предыстория. Когда ей было 15 лет, в Бирме (там работала мама девочки) вспыхнули массовые беспорядки, и вскоре банда мародеров захватила британское посольство в поисках легкой наживы.

От принцесс к протагонистам: как менялись женские персонажи в играх
Фото

Соцсети игры Warface

К сожалению, их изначальный план быстро перерос в настоящую бойню с захватом заложников, и мама Глории, пытаясь спасти себя и других женщин, погибла от рук одного из головорезов. Тогда совсем еще юная девочка, которая, казалось бы, должна была просто сидеть в ожидании спасителя, схватила нож для бумаги, минуту назад находившийся в руках ее матери, и без колебаний вонзила его в бандита. С остальными мародерами расправился прибывший в посольство агент тайной организации Галахад, с которым Глория и отправилась в путь. Уже через 7 лет она провела первую самостоятельную операцию, а в 25 лет ее приняли в братство.

В последние годы спрос на более глубокие сюжеты, главными действующими лицами которых становятся проработанные персонажи с интересными мотивациями и характерами, только растет. Разработчики это понимают, и поэтому подобные герои сейчас встречаются как в крупных однопользовательских проектах, так и в онлайн-шутерах. При этом нередко на первый план выходят именно женские образы.

Подобная эволюция напрямую связана со множеством факторов, и не в последнюю очередь это произошло благодаря изменению роли женщины в социуме и массовой культуре. За несколько десятилетий девушки в видеоиграх прошли огромный путь от трофеев и сексуализированных фоновых персонажей до куда более реалистичных и сложных героинь. Сейчас им не нужно быть идеальными и нарочито сексуальными, чтобы вызывать интерес у игрока — на первый план вышли характер и мотивация, что не может не радовать 👏🏻