Каждый сезон мировые дома моды представляют несколько коллекций: сезонные, круизные, пре-коллекции, а иногда и от кутюр. Интересно, откуда дизайнеры черпают идеи? Признайся, ты когда-нибудь задавалась этим вопросом или просто приходила на занятия в свитшоте и в кедах, как и все, а как только школьные трендсеттеры меняли кеды на кроссовки, тоже примыкала к модному течению? Некоторые дизайнеры поступают так же: все побежали, и я побежал. Но мы – о других! Как гении моды предвосхищают тренды? И как научиться тому же?
Оказывается, в fashion-индустрии существуют тренд-предсказатели!
Это бюро, целые агентства и отдельные консультанты. «Охотники за трендами» живут в будущем или, по крайней мере, стараются уловить все его проявления: погружаются в творческую среду, где зарождаются авангардные идеи, пристально следят за современным искусством, активно интересуются всем, что происходит в мире. Их отличает особая жадность до визуальных новинок и любопытство ко всем проявлениям жизни. Разумеется, они проводят свое время не только на выставках, но также буквально не отрываются от соцсетей. В арсенале каждого тренд-аналитика есть «люди-маркеры» (в точности, как у сериального Шерлока), за которыми стоит пристально следить, чтобы не пропустить новую информацию. Это могут быть блогеры, которые интуитивно чувствуют новые веяния раньше других и первыми примеряют самые смелые тренды. Это могут быть острые на язык журналисты, которые первыми замечают новых талантливых дизайнеров и предсказывают их серьезное влияние в будущем. Это могут быть и сами дизайнеры – те, которые не боятся предлагать что-то смелое и вместе с тем отлично чувствуют дух времени.
- Прогнозом в области цветов занимается компания Pantone, кстати, цветом 2017 года она признала травянисто-зеленый. Как думаешь, тебе подойдет? Самое время примерить! Также марки могут получить информацию о тканях, которые скоро станут актуальны. Полгода назад на прошедшей в Париже выставке Première Vision уже показали ткани, которые будут в моде зимой 2017–2018 года.
Конечно, в тренд намного легче попасть, зная все премьеры и знаковые культурные события наперед!
К примеру, в этом году в нью-йоркском Метрополитен-музее откроется выставка, посвященная легендарному дизайнеру – японке Рей Кавакубо. По традиции, в честь выставки главный редактор американского Vogue Анна Винтур устраивает блистательный бал Met Gala. Все гости, в числе которых главные звезды планеты, будут стараться соответствовать заявленной теме бала, а значит, дизайнерам стоит выпустить что-нибудь в дань уважения к творчеству Кавакубо – тогда фотографии звезд в их одежде облетят весь мир. А в прошлом году была феерия: Канье Уэст с Ким Кардашьян и Синди Кроуфорд появились в серебристой одежде Balmain, Джиджи Хамид и Зейн Малик – в костюмах с элементами Железного человека, Клэр Дэйнс – в светящемся в темноте платье. Все потому, что темой выставки была механизация и технологии в моде.
Другой пример: весной 2015 года в Париже открылась выставка, посвященная творчеству Дэвида Боуи, но коллекция Модного Дома Dior, в которой обыгрывался образ этого знаменитого артиста, была показана на несколько месяцев раньше. Что это, совпадение? Вовсе нет: ведущие дизайнеры прекрасно осведомлены о готовящихся культурных мероприятиях и грамотно используют эту информацию.
Раньше при составлении тренд-прогнозов аналитики часто обращались к самым влиятельным и самым авангардным блогам о моде, сегодня гораздо большее влияние на запросы аудитории, конечно, имеет Инстаграм.
Кстати, довольно большое влияние на зарождение и распространение трендов имеет социальный интернет-сервис Pinterest, где пользователи сохраняют понравившиеся им картинки. Сайт Pinterest даже начал публиковать прогнозы популярных тенденций на год, основываясь на наиболее частых запросах пользователей. И значит, важную роль в формировании трендов играет социальная среда. «Смотреть нужно в буквальном смысле во все стороны, – говорит Света Падерина, которая долгие годы была блогером и fashion-журналистом, а потом стала трендхантером. – Искусство, кинематограф, спорт, социальные изменения, политические события… Все это складывается в большую мозаику, в которой всегда можно найти какие-то общие элементы, – это и есть тренды».
Например, улучшилась инфраструктура городов, открылись недорогие кафе, появились удобные места для отдыха, мы стали больше времени проводить вне дома и сами не заметили, как в нашем гардеробе появилось больше одежды для улицы, и поэтому магазины начали предлагать больше стильных пальто, модной велосипедной экипировки.
Есть и события, которые могут также повлиять на развитие трендов.
Например, Женский марш, организованный в Вашингтоне и других крупных городах для того, чтобы объявить несогласие с сексистскими воззрениями нового американского президента Дональда Трампа, вполне может повлиять на развитие модных тенденций. Одежда, мейк и прически значительной части митингующих были выдержаны в полной свободе от стереотипов, а вот подчеркнутой сексуальности и излишнему традиционализму места как раз не было.
Самые смелые бренды поймают тренд на феминизм и выпустят футболки с хулиганскими надписями уже в ближайшее время.
Но неужели никто никогда не ворует друг у друга идеи?
Конечно, бывает и такое! Известный факт: представителей ритейлера Zara знают в лицо и никогда не пускают на показы высокой моды, однако шпионы все равно просачиваются, зарисовывают увиденное на подиумах и мгновенно отправляют коллегам буквально на швейную фабрику. Но так бизнес строят не все. Большинство дизайнеров все-таки вдохновляется творчеством друг друга. Элементы, которые потом разберут на цитаты, обнаружить несложно: нужно выучить имена основных мировых трендсеттеров и следить за их показами. Одним из них уже много лет остается Миучча Прада. Также стоит следить за творчеством Джонатана Андерсона (в настоящий момент работает в J.W. Anderson и Модном Доме Loewe), Фили Файло из Céline, маркой Acne Studios, Николя Гескьером и Рафом Симонсом. А из российских брендов тренд-аналитики делают ставку на коллекции LES’.
Но это все, что касается подиумных тенденций.
А как быть с обычными магазинами?
Как зимой составить план покупок на весну и лето? Дождись начала марта – уже скоро коллекции полностью обновятся. Кстати, у массовых марок есть возможность повторять тренды, продемонстрированные на подиуме: осенние коллекции представляют публике ранней весной, и у производителей есть почти полгода на то, чтобы адаптировать ключевые цвета и детали для демократичного сегмента.
Но, знаешь, что бы тебе ни предлагали магазины, модные журналы и даже великие дизайнеры, никогда не забывай, что главное в моде – это индивидуальность.
Будь собой, смотри вокруг и вдохновляйся, составляй мудборды из всего, что видишь, старайся соответствовать духу времени. Ведь те, кто чувствует его буквально кожей, наверное, смогут предсказать будущие идеалы красоты и без всяких тренд-буков. И мы знаем, что настоящая elle girl нынешней весной справится со всеми модными задачами лучше всех :)