Татуировка — это не просто рисунок на коже, а способ самовыражения, визуальная память, символ пережитого и иногда даже религиозный знак. Но несмотря на популярность среди молодежи, в странах Восточной Азии татуировки до сих пор вызывают противоречивую реакцию: от полного неприятия до негласного запрета. Рассказываем, как на них смотрят в Японии, Китае и Южной Корее 👇
Япония: искусство с клеймом
В стране, где татуировки — часть древней традиции ирэдзуми (инъекция туши), отношение к татуировкам довольно двойственное. С одной стороны — это искусство с историей, с другой — опасные символы.
Первые упоминания о татуировках в Японии встречаются в китайской «Хронике трех царств». Айны — один из древнейших народов Японских островов — наносили тату на все тело, чтобы защититься от проклятий морских богов.
С III века н. э. до XVII века тату использовались как клеймо для преступников, но уже в XVIII веке ирэдзуми переживают ренессанс — становятся популярным трендом. Мастера хориши (татуировщики) вручную наносили на тело целые полотна: карпы кои, драконы, цветы, мифологические сцены.
Но все изменилось в XIX веке, когда татуировки стали ассоциироваться с якудза — организованной преступностью. С тех пор ирэдзуми начали воспринимать как знак маргинальности. Несмотря на высокий художественный уровень, они стали символом страха и отчуждения, а большой дракон на спине навечно стал стереотипным клеймом принадлежности к мафии.
Несмотря на историческую стигму, молодое японское поколение сегодня воспринимает тату больше как искусство и способ самовыражения, а глобальная поп-культура еще больше способствует его популяризации.
Однако в Японии на государственном уровне действует закон, позволяющий делать тату только лицензированным медицинским организациям, что автоматически делает все частные тату-салоны нелегальными.
Кроме того, во многих общественных местах до сих пор нежелательна демонстрация рисунков на теле — неважно, это зловещий дракон на всю спину или минималистичная фраза на лодыжке. В глазах общества это все равно «ярлык». Многие онсэн (японские бани), тренажерные залы и пляжи даже устанавливают запрет на посещение для людей с тату.
Китай: тело — не твое, а родителей
В Китае татуировки воспринимаются не столько как угроза, сколько как несправедливое вторжение в «дар, полученный от родителей» — идея, уходящая корнями в конфуцианство. В «Каноне сыновней почтительности» «Сяо Цзин» (孝经) говорится: 身体发肤,受之父母 (с кит. «Наши тело, волосы и кожа получены от родителей, и мы не смеем повреждать их — в этом начало сыновней почтительности»).
Это означает, что человек не имеет права наносить вред своему телу — рисковать жизнью, менять внешность без необходимости, и в том числе наносить татуировки.
Эта концепция до сих пор значительно влияет на отношение китайского общества к тату. Не только пожилые люди осуждают его как «порчу родительского дара», а даже на государственном уровне ужесточают правила регулирования внешности, особенно в отношении публичных личностей.
Так, в декабре 2021 года Китайская футбольная ассоциация (CFA) объявила о запрете татуировок для игроков национальной сборной, объясняя это пропагандой здорового образа жизни и сохранением «положительного имиджа китайского футбола». Хотя формально запрет не отменен, и в последнее время его соблюдение стало менее строгим. Игроки иногда появляются на поле с частично открытыми татуировками.
Несмотря на давление, китайская молодежь все чаще обращается к татуировкам как к форме протеста и самоидентификации. Среди популярных тем — фразы о свободе, мифологические образы, личные символы и память о близких. Молодые китайцы ищут равновесие между традициями и новой идентичностью — даже если делают это втайне от родителей.
Южная Корея: между айдолами и уголовным кодексом
Татуировки в Корее — на грани моды и уголовной ответственности за нарушение закона. В Южной Корее, как и в Японии, действует закон, запрещающий заниматься татуировками без медицинской лицензии. Поэтому все частные салоны и мастера не-врачи имеют реальные риски получить уголовное наказание за его нарушение. Вопрос не только в правовом статусе, но и в санитарных рисках: из-за отсутствия контроля не все салоны соблюдают стерильность. Это увеличивает вероятность инфекций.
Несмотря на это, тату становятся все более популярными, в первую очередь благодаря айдолам. Чонгук из BTS, Хваса, Джей Пак, Хёна — известные исполнители, чьи татуировки стали частью их образа. Их влияние помогает размывать негативный имидж.
Но за пределами сцены общество не столь терпимо. Люди с татуировками часто сталкиваются с дискриминацией при приеме на работу, в армии или в общественных местах.
Хотя стоит отметить, что именно корейский стиль в тату с эстетикой минимализма стал популярным и за пределами страны. Мастера вроде Pitta KKM, Zihee Tattoo, Playground Tattoo известны во всем мире. Их стиль — это пастельные тона, тонкие линии, почти ювелирные миниатюры. Они превратили татуировку из знака вызова в форму ювелирного искусства.
Вместо вывода: право на тело
В Азии татуировка — это не просто эстетика. Это способ говорить — о себе, о боли, о протесте. Это вызов традициям, политика идентичности и попытка заново договориться с обществом. От якудза до айдолов, от запретов до ювелирных точек за ухом — отношение к татуировкам меняется. Медленно, неравномерно, но неумолимо.
В Японии — все еще скрытая традиция. В Корее — модный вызов системе. В Китае — спор с конфуцианской моралью. И во всех трех случаях — это вопрос свободы. Не только визуальной, но и внутренней: право на быть собой — в чем бы ты ни был и каким бы ты ни был.