Именно поэтому каждый год выпускают новые пособия для подготовки и наборы тренировочных вариантов. Важно не только то, что ты изучаешь, но и то, как ты это делаешь. Разбираемся в тонкостях сдачи экзаменов с руководителем онлайн-центра по подготовке к ЕГЭ «Репетиторская империя» Виктором Медведевым.
План идеальной подготовки к ЕГЭ
К сожалению, универсального рецепта в этом вопросе не существует. Все зависит от нескольких факторов. Прежде всего, от твоей начальной подготовки к ЕГЭ. Если уровень достаточно низкий, то качественная и основательная подготовка возможна примерно за год. При условии, что общее количество предметов (обязательных и по выбору), которые ты собираешься сдавать, не больше четырех.
Причем, если ты совмещаешь, например, физику, биологию и обществознание или историю, то лучше разбить свою подготовку на два года. Тогда получится, что один сложный и объемный предмет придется пройти в 10 классе, а следующие останутся на 11-ый. Это будет разумнее и продуктивнее. Если отложить всю подготовку по четырем предметам только на выпускной год, ты можешь не справиться с нагрузкой без необходимой базы за плечами.
Экспресс-подготовка к ЕГЭ
Наверняка ты слышала, что студент за ночь перед сессией может выучить китайский. Но сумеет ли школьник запрыгнуть в последний вагон и за месяц, а то и за неделю до ЕГЭ как следует подготовиться и все хорошо сдать? Здесь нужно разобраться, что значит это «подготовиться». С нуля до 90+ баллов, необходимых для поступления на бюджетные места, не получится при всем желании. Иначе все бы так и делали, не было бы тренировок, факультативов, дополнительных занятий и пробных экзаменов.
Но абсолютно правильно и логично перед ЕГЭ устраивать себе марафон или интенсив по подготовке. Тогда за довольно короткий промежуток времени можно повторить все нужное, вспомнить какую-то ключевую фразу, подтянуть слабые места и привести себя в оптимальное состояние.
У нас в центре уже несколько лет практикуется подобный проект — «Мега-забег». Мы в течение 5 дней до начала экзамена в очень плотном темпе повторяем со школьниками практически всю теорию по всем необходимым предметам. Это дает очень хорошие результаты.
Секрет «экстренной подготовки» в правильно выстроенном графике, потому что, раз время ограничено, важно использовать каждую минуту с умом. Кроме того, следует учитывать особенности запоминания. Существует технология, опирающаяся на теорию немецкого психолога, в основе которой лежит интервальное повторение.
Кривая Эббингауза показывает, как быстро информация улетучивается из памяти. Благодаря его расчетам, доказано, что с помощью повторения через определенные промежутки времени, в течение которых усвоенное ранее как раз и забывается, мы можем контролировать этот процесс и оставлять в краткосрочной и долгосрочной памяти большие объемы информации.
Секреты подготовки к экзамену
Если представить себе школьников при подготовке к ЕГЭ как спортсменов на соревновательном забеге, то окажется, что кто-то еще разминается и даже не подошел к стартовой черте, другие — уже присели в позиции «внимание!», а третьи — бегут к финишу.
Происходит так по многим причинам: разные способности и предрасположенности выпускников, условия в школе, неравные возможности для дополнительных занятий и самообразования. Поэтому нельзя для всех вывести единую формулу подготовки к ЕГЭ: кому-то придется начинать с базы, а другим потребуется лишь освежить в памяти то, что они уже хорошо знают, и потренировать сложные моменты.
Что нужно оценить, чтобы понять, как готовиться дальше?
Начальные знания. От этого зависит объем материала, который необходимо будет изучить.
Желаемый результат. У всех разные амбиции и стремления, поэтому лучше сразу прицеливаться на проходные баллы по специальности, а то и в конкретном вузе, который тебя интересует. Подготовка до 60 баллов и до 90+ потребует принципиально разных усилий.
Уровень мотивации. Тебе нужно понять, насколько важен этот экзамен, что от него зависит. Иначе подготовка не будет иметь для тебя смысла.
Запас времени. В зависимости от него график подготовки будет выстраиваться по-разному — чем меньше времени, тем интенсивнее и упорнее придется заниматься.
Общие рекомендации:
Ответь на вопрос: «Я сдаю ЕГЭ, чтобы…»? Именно это понимание поможет тебе в ситуациях, когда будет сложно, и будут опускаться руки (а такое случается довольно часто). Без него будет очень трудно замотивировать себя работать дальше.
Представить все лучшее и худшее. Есть простое упражнение: напиши 5 пунктов, которых ты достигнешь, если хорошо сдашь экзамен. Это могут быть и счастливые родители, и бюджетное место, и повышение собственной самооценки, и какие-то материальные вещи. А затем перечисли по пунктам, что произойдет, если ты не справишься. Такая система «позитивно-негативной мотивации» поможет двигаться к цели и не отлынивать от занятий.
Мыслить глобально, действовать локально. Нужно иметь план подготовки, независимо от остатка времени, на полгода, месяц или неделю, но при этом четко понимать, что делать в каждый из дней. Например, за год нужно изучить курс по истории, за месяц пройти историю XVII века, неделю посвятить культурным особенностям, в день прочитать то-то и то-то.
Выставить редлайн. Мозг человека устроен так, что он активизируется к установленной важной дате. Поэтому, если ты сможешь убедить себя, что экзамен не 1 июня, а 20 мая, это позволит на 10 дней раньше разобраться со всей теорией и практикой и полностью подготовиться, чувствуя себя максимально собранным и уверенным к дате реального испытания. Такая «обманка» помогает не откладывать все на последний момент, сконцентрировать все усилия заранее, немного выдохнуть и спокойно подойти к сдаче ЕГЭ.
Как лучше запоминать информацию
Все зависит от типа информации. Запоминанию посвящена целая наука — мнемоника. Самое известное мнемоническое правило — по запоминанию цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Но вспомни, возможно, на уроках математики твой учитель пользовался шуточным: «Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Подобные техники можно применять и для подготовки к ЕГЭ по разным предметам.
Например, наш мозг плохо умеет запоминать цифры, если они не связаны с какой-либо другой информацией. В среднем он может запомнить 7-8 единиц информации. Но, группируя различные данные, можно запомнить больше. Выберем отдельные числа: 1, 9, 8 и 4 или 1, 9, 4, 1. Запомнить их можно, но, когда мы не знаем, к чему они относятся, они быстро вылетят из головы.
Но, если ты проведешь ассоциацию с произведением Джорджа Оруэлла «1984» или с датой начала ВОВ — 1941, количество единиц информации, необходимых для запоминания, уменьшится сразу с 8 до 2. Значит у тебя остаются свободные «слоты» для укладывания в память чего-то еще. С помощью ярких образов, не перегружая наш мозг цифрами, можно запоминать практически любую дату.
Такие приемы можно использовать в различных учебных предметах. Образы, ассоциации и мнемонические правила помогают укладывать в памяти большие объемы информации.
Шпаргалки: польза или вред
Сами по себе шпаргалки на ЕГЭ запрещены. Лучше ими не злоупотреблять, потому что есть реальные случаи удаления ребят с экзаменов с возможностью пересдачи только в следующем году.
Но польза от шпаргалки — в ее составлении: для нее необходимо структурировать всю информацию, отобрать материал, сгруппировать его определенным образом, изложить все очень емко. Это помогает создать в мозге определенные нейронные связи, которые позволяют лучше запомнить информацию, научиться в сжатый объем умещать массив данных, то есть правильно конспектировать, усваивать суть и понимать материал. Поэтому, пожалуйста, — готовить шпаргалку можно и полезно, но брать ее с собой на экзамен не стоит.
Как бороться со стрессом на ЕГЭ
Во многом финальный результат экзамена зависит не только от знания предмета, но и от умения собраться в стрессовой ситуации. Очень обидно, когда у тебя есть все необходимое для успешной сдачи, но волнение не позволяет справиться с работой как надо, это грозит потерей заветных баллов. Нелепые ошибки, не там записанные или не так оформленные правильные ответы… На ЕГЭ иногда можно достичь такого уровня паники, что забудешь даже то, что прекрасно помнил раньше.
Запомни, что у человека есть определенный психофизиологический резерв, то есть запас адаптационных способностей организма. Две главных твоих задачи: не тратить его зря, то есть не волноваться по пустякам или по тем вещам, на которые ты повлиять не можешь, и научиться его восстанавливать.
Можно составить для себя список занятий, которые в стрессовой ситуации помогают восстановиться. Медитация, рисование, пение, принятие ванны, прогулка, чтение — все, что помогает тебе обрести гармонию и вернуться в состояние покоя. После изнурительных уроков и решения десятка вариантов тестовых заданий тебе останется лишь выбрать что-то из списка, а не придумывать, что бы такого сделать, чтобы отвлечься.
Еще важно научиться прорабатывать негативные установки, менять их полярность. Нужно понять, что самое плохое может произойти и так ли это катастрофично, а что полезного из этого можно будет вынести, как обернуть в свою сторону. Если освоить этот навык, уровень стресса в жизни значительно снижается.
Важно разобраться в происходящем и «проработать» свои страхи, например, обсудив сложности с родителями или со старшими друзьями, которые уже закончили школу, или пообщаться на форуме и понять, что ты не одинок в своих проблемах. Это приблизит тебя к достижению наилучших результатов.