Только вот нововведения не остались в 2020 году, и дистанционка продолжает усложнять всем жизнь. Именно всем, ведь и твое отношение к такому «отдыху» быстро поменялось. Сколько бы все ни радовались обучению дома у компьютера, сну во время уроков и массе вариантов списывания на контрольных, в какой-то момент школьники наравне с учителями прочувствовали горькое послевкусие этой сладкой жизни.
Адаптироваться к непривычным условиям пришлось всем, просто путь у учеников и учителей был разный.
Специалисты фонда «
Учителя хотят учиться
В самый разгар пандемии «Высшая техническая школа» г. Тула по заказу фонда «Эмпатия» провела курсы для педагогов двух городов Свердловской области. Когда все стали в спешке переходить из офлайна в онлайн, учителя сами обратились к Фонду с просьбой научить полезным онлайн-инструментам.
Представь на минуту, как тяжело поначалу было твоему классному руководителю или любимой учительнице. В это сложно поверить, но они почувствовали себя примерно так, как ты на контрольной, к которой не готовилась. Что и говорить о педагогах из маленьких городов, привыкших к своему классу, доске и такой родной мелодии звонка?
Преподаватель курса Юлия Андреева признается, что педагоги очень хотели скорее научиться и сильно переживали за результаты дистанционки, понимая, сколько зависит от их умения пользоваться компьютером. Но несколько недель интенсивных уроков «информатики» придали им сил и показали немало плюсов такого формата урока.
Самое главное открытие: для успеха дистанционки важна активность обеих сторон. Пойми, твой учитель старается, и ты постарайся быть активной и терпеливой в тех случаях, когда он борется с техникой. А еще лучше — предложи ему помощь. Проверено — он это оценит.
Проблема №1. Учителей пугает онлайн
Тебе тоже кажется, что, раз учитель преподает и знает про обучение все от А до Я, ему будет несложно самому научиться новым вещам — это же их профессия? Достаточно показать полезные сервисы, и учитель сам в них разберется. Но так могут далеко не все!
У некоторых педагогов включается психологический барьер и нарастает тревожность ко всему, что связано с технологиями. Действуют стереотипы вроде «это для молодых» или «тут только учитель информатики разберется», потому что большинство — из поколения людей, освоивших интернет уже во взрослом возрасте. Некоторые боятся «потерять лицо» и просто молчат о том, что у них что-то не получается. Похоже, у тебя с твоими учителями может быть больше общего, чем ты думала.
К тому же ресурсов так много: от Федеральных образовательных порталов до вспомогательных роликов на YouTube — что изучить все-все просто невозможно, особенно «новичкам».
Что ты можешь сделать?
Жестокие дедлайны, зависающие сайты и неработающие ссылки — часто кажется, что учитель просто издевается, задавая очередную домашку. Однако из-за стеснения или страха все вопросы и предложения остаются в общих чатах класса, а полезной «обратной связи» нет. Не стесняйся рассказывать учителю о сложностях, с которыми столкнулась при выполнении задания, — вполне возможно, что он только экспериментирует с платформами и не догадывается обо всех неудобствах.
Конечно, критика должна быть конструктивной — говори о конкретных технических недочетах, делай скрины и приводи примеры.
Что ты можешь предложить учителю?
Преодолеть страх перед онлайном помогает освоение ресурсов шаг за шагом, как в любом другом деле и в любом предмете.
Успокаивает и то, что практически все сайты и программы для сферы образования создаются простыми и интуитивно понятными. Поэтому не стоит бояться предлагать попробовать новые сервисы, даже если учитель с ними еще не работал. Можно спросить у других учителей, какими ресурсами они привыкли пользоваться. Мы повторяемся, но точно не надо бояться предлагать помощь, если у учителя возникли проблемы.
Проблема №2. Онлайн-уроки скучные
Бывает (у тебя часто?), что дистанционный урок превращается в монотонный и убаюкивающий показ слайдов с текстом и картинкой. Тебе и одноклассникам почти нереально сосредоточиться на том, что показывают на экране, — особенно, если изображение подолгу не меняется. А кругом ведь столько всего интересного — можно открыть другие вкладки или достать телефон с соцсетями и играми…
Что ты можешь сделать?
Если ты заинтересована, конечно, тогда проявляй инициативу — золотое правило! Не бойся задавать вопросы по ходу занятия. Если вдруг замечаешь, что твоему учителю сложно работать с онлайн-досками или другими мультимедийными платформами — предложи помощь в подготовке к уроку. Например, ты можешь самостоятельно поработать над презентацией по нужной теме, подготовить дополнительные иллюстрации, смонтировать небольшой ролик. Используй свою техническую подкованность во благо, так ты сделаешь уроки более эффективными, а свою успеваемость по предмету — выше. К тому же у активных всегда свои привилегии 😉
Что ты можешь предложить учителю?
В онлайн-пространстве другие законы восприятия — обычная подача материала тут не работает. Здесь нужно гораздо больше вовлекать каждого ученика в активную работу. Повышать темп учебного процесса. Менять типы заданий. В этом очень помогают различные цифровые сервисы. На курсе «Эмпатии» учителя, к примеру, научились использовать Яндекс.Формы для проведения тестов. Это огромная экономия времени — система сразу их проверяет и выдает результат.
Проблема №3. Все мы недооцениваем шаблоны
Ты, конечно, замечала, что учителя привыкают все тащить на себе и игнорируют платформы-конструкторы с готовыми шаблонами. А еще из-за большой нагрузки не все успевают мониторить новинки и следить, какие новые решения придумали коллеги.
Ученики же из всего готового ценят только ГДЗ и к шаблонным онлайн-тестам с выбором ответа нередко относятся легкомысленно. Можно же наобум поставить галочки или списать (за монитором — изи), чтобы получить какую-нибудь оценку.
Что ты можешь сделать?
Не списывай, не надо! К «методу тыка» тоже относится. Обмануть электронную систему несложно — и вот у тебя 10 из 10. Учителя скептически относятся к идеально выполненным шаблонным заданиям, особенно, если ученик не был активным на уроках и не сдавал д/з. Но ты и сама понимаешь, что не выполнишь подобные задания на офлайн-тесте. Причем, если тема важная, будешь мучаться дома или с репетитором, проходя все заново.
Помни, что результат дистанционки — не пятерка за онлайн-тест, а знания, которые помогут тебе на практике, на экзаменах и в будущей жизни. Можно сказать, что это такая забота о себе. Не пренебрегай ей.
Что ты можешь предложить учителю?
Многие вещи для урока можно брать в готовом виде в цифровом пространстве, и речь идет не только о заранее разработанных тестах. Онлайн-платформы дают возможность выбора готовых шаблонов, которые можно менять под учебные задачи.
Одна из таких платформ, Canva, во время карантина разработала целый блок шаблонов для учителей. Здесь можно вдохновиться различными дизайнами и редактировать под себя планы уроков, школьные плакаты, шаблоны презентаций, грамот и многое другое.
Проблема №4. В онлайн-обучении мало коллективной работы
В условиях стандартного класса одноклассники легко собираются в группы, разграничивают «зоны ответственности» и контролируют выполнение задач. Так рождаются творческие проекты, стенгазеты и театрализованные постановки. В условиях карантина такое может показаться невыполнимым — как организовать слаженную работу группы дистанционно? Проверено опытным путем — как раз в онлайне удобнее всего выполнять коллективные проекты.
Что ты можешь сделать?
Онлайн-обучение — это твой шанс показать свои навыки и таланты, которые не были востребованы на обычных занятиях.
Умение создавать несложные сайты, обрабатывать фотографии в редакторах, записывать и монтировать видеоролики, работать со звуком и рисовать в планшете оценят по достоинству как учителя, так и твои одноклассники. Но это требует личной инициативы — учителя будут рады услышать твои идеи и предложения и помочь раскрыть все, что ты делаешь так круто.
Что ты можешь предложить учителю?
Коллективная работа полезна не только для учеников, но и для педагогов. Учебные разработки можно создавать в команде, где каждый учитель отвечает за свою часть проекта. Это позволяет выстроить межпредметные связи. Учителя, участвовавшие в курсе «Эмпатии», поработали в онлайн-документах с общим доступом и очень оценили данную функцию. Такой формат помогает не просто делиться материалами: действуя по шаблону, можно обмениваться опытом и каждый раз учиться чему-то новому как у своих коллег, так и у учеников.