В отличие от неподвижных праздников, таких, как Рождество, которое всегда отмечается 7 января, Пасха — праздник переходящий. Все потому, что дата христианской Пасхи привязана к дате Ветхозаветной Пасхи древних иудеев, которые вели летоисчисление по другому календарю, солнечно-лунному.
Этот факт, как и некоторые дополнительные правила, установленные церковью, делают расчет даты очень «мудреным». Попробуем разобраться.
История возникновения праздника
В Ветхом завете Пасхой назывался день избавления евреев от египетского рабства. Слово «Пасха» означает «прошел мимо», то есть враг ушел, оставив евреев свободными. Этот праздник преобразовался в современную христианскую Пасху, которая стала символом победы над дьяволом и открывшейся для нас вечной жизни благодаря жертве воскресшего Спасителя Иисуса Христа.
Пасха древних евреев наступала с 14 на 15 число первого лунного месяца Нисана (примерно март-апрель месяц по григорианскому календарю). Именно в этот день, день полнолуния, был распят на Голгофе Иисус.
На третий день произошло его воскресение, которое и дало празднику Пасхи новую дату и новое осмысление в христианском мире.
Как рассчитывают Пасху православные и католики?
В 325 году состоялся Первый Никейский собор, названный Вселенским, на котором определили, как будет рассчитываться новая дата христианской Пасхи. Методология расчета называлась «пасхалией».
Александрийская пасхалия:
«Первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия». День весеннего равноденствия соответствует 21 марта по юлианскому календарю.
Текст этих правил, к сожалению, утрачен, но в XIV веке византийский Монах Матфей Властарь писал:
Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из неписаного предания. Первое — мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия. Второе — не праздновать ее вместе с иудеями в один день. Третье — праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия. И четвертое — после полнолуния не иначе как в первый день седмицы.
А Седьмое апостольское правило гласит: «Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина».
Таким образом, приходится учитывать еще один важный нюанс: не праздновать в один день с иудеями или раньше них.
В 1583 году католическая церковь приняла вторую пасхалию, григорианскую, использующую для расчетов День равноденствия 21 марта по григорианскому, а не юлианскому, календарю.
В результате праздновать Пасху католики стали в один день с иудеями или ранее, что противоречит 1 пасхалии.
Православные же продолжают придерживаться старой традиции, поэтому Пасха «запаздывает» за католической иногда на целый месяц.
Интересно, что полнолуние, на которое ориентируются при расчете пасхи, может не совпадать с фактическим полнолунием, которое мы, современные люди, наблюдаем на небе. Даты полнолуний рассчитываются по лунному метонову циклу, который составляет 19 лет. Каждые 19 лет новолуние, полнолуние и весь лунный цикл возвращаются в тот же день солнечного года.
Сложно? Еще бы. Остается только восхищаться знаниями древних монахов-«астрономов», которые каждый год рассчитывали Пасху без современной техники. Неспроста астрономию преподавали в университетах богословия и продолжают эту традицию по сей день.