Если перед тобой стоит выбор, с кем общаться, едва ли ты возьмешь в друзья нытика, который вечно жалуется на жизнь… Однако пора привыкнуть, что высказывать эмоции, делиться гневом или печалью также нормально, как и делиться радостью. Почему в моменты, когда кто-то выставляет фотографии с кольцом на безымянном пальце или из путешествия, мы не злимся на человека? А в моменты, когда видим жалобы, испытываем раздражение? 🤔
Сегодня вместе с психологом мы разберемся, почему жалобы в социальных сетях — это нормально, а иногда даже полезно 😉 И обсудим, почему не стоит делить проблемы на незначительные и важные или даже стыдить тех, кто делится своими чувствами. Ведь даже селебрити позволяют себе поплакать на виду у подписчиков!
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни.
Ты точно видела очень экспрессивные посты и твиты: они обычно выражают базовые эмоции (чаще злость или грусть), а их главная цель — эту эмоцию выпустить. Так пользователь может выговориться, забыть и «отпустить» ситуацию. В английском для этого даже есть специальное слово vent, которое переводится дать волю чувствам и означает, что человек говорит в пустоту, не требуя реакции 🤓
Почему нас раздражают чужие жалобы в социальных сетях?
Начать стоит с краткого исторического экскурса. Основная проблема заключается в том, что в советском и постсоветском пространстве многие трудности делятся на «важные» и «мелкие». Так что все, кто взрощен на словах: «Что ты нюни распустила?» и «Да разве ж это проблема?», чаще всего обесценивают проблемы других людей 🥺
На деле нет ничего предосудительного в том, чтобы концентрироваться на собственных трудностях и не пытаться следить за тем, чтобы твои проблемы были «достойны называться проблемами». И кто вообще решает, какую ситуацию можно считать сложной? 🙄
Возможно, ты замечала, как автор жалобы получает осуждение (порой даже несправедливое) от незнакомцев, обычно с формулировками: «ты не знаешь, что такое настоящие проблемы» или «как много нытиков развелось». Скорее всего, таким образом эти комментаторы хотят начать разговор о собственных проблемах, но сделать это с помощью похожей жалобы в соцсетях не могут, потому что «стыдно» 🤔
Кроме того, излишне эмпатичные люди раздражаются, когда читают подобные жалобы, потому что принимают все близко к сердцу и даже заряжаются негативной эмоцией. Их можно понять, однако для жалобщика выставление чувств напоказ имеет больше плюсов, чем минусов. И сейчас я расскажу, каких именно 😌
Почему рассказывать о проблемах в социальных сетях — полезно
1. Рассказ о проблеме может помочь ее решить
Упоминание чего-то в соцсетях может показать или напомнить другим пользователям, что не они одни сталкиваются с какой-то проблемой и не одни страдают. К примеру, от стресса перед экзаменами и расставания. Под такими постами можно найти очень полезные комментарии. В том числе и советы о том, как справиться с ситуацией и помочь себе. И это внушает оптимизм и надежду, ведь человек понимает — он не одинок 💔
2. Можно сбросить эмоциональное напряжение
В отличие от общения с друзьями, пост в соцсети не предполагает прямой и немедленной реакции от кого-то (если только ты не выставила его исключительно для избранных). И именно отсутствие прямой коммуникации становится отличным способом сбросить напряжение в любой момент. Для многих это отличный способ практически анонимно поделиться тем, что они по какой-то причине не могут рассказать родственникам или друзьям 😌
3. Можно получить неожиданную поддержку
Для многих в трудный период важно получать поддержку в любом виде: пусть это будет лайк, дружеское объятие или даже сочувственные вздохи. И тут лучше социальных сетей не справится ничто и никто 😎 Когда ты публикуешь пост с жалобой, то мгновенно получаешь отдачу в виде отметок «мне нравится», которые обычно означают солидарность с говорящим, комментариев, а иногда и личных сообщений. Конечно, порой рассказ о проблеме привлекает непрошеные советы, но в случае чего их легко проигнорировать 😉
4. Негатив привлекает внимание и вызывает реакцию
Сомнительный плюс, но все же плюс. Чаще всего популярными и читаемыми блогами становятся те, в которых освещается негатив. И это понятно, ведь он привлекает намного больше внимания, пусть и не всегда приятного. Так что для людей, которым нравится быть в центре внимания, публикация жалоб позволяет еще и удовлетворить свои потребности 🤔
Как видишь, плюсы значительно перевешивают минусы, среди которых лишь осуждение от людей, которые сами бояться поделиться переживаниями. Если лично тебя раздражают посты, в которых люди жалуются на свои проблемы, то просто не взаимодействуй с таким контентом. Но в то же время задумайся о том, умеешь ли ты разгружаться от негатива и рассказывать о том, что тебя тревожит в полной мере 💖