Практически каждый человек сейчас покупает больше товаров и услуг, чем ему нужно. Походы по магазинам многим заменяют развлечения, хобби или даже психотерапию. Но часто такие покупки бюджету вредят, а удовлетворения не приносят. Почему так происходит? Как клинический психолог я знаю, что решения о покупке редко принимаются на основе чистой логики. Обычно такое желание возникает из-за уловок маркетологов.
Почему тебе все время хочется покупать вещи?
Маркетологи тщательно изучают психологию потребителей и используют разнообразные уловки, чтобы мотивировать людей покупать. Так почему же ты все-таки хочешь приобрести тот или иной товар?
Ты испытываешь сильные эмоции
Рекламу стараются делать максимально яркой и эмоциональной, чтобы она вызвала в человеке настоящую бурю чувств. Зачем? Все просто. Это активирует определенные участки мозга, которые заставляют нас хотеть купить товар, чтобы испытать то же еще раз.
Тебе хочется быть похожей на успешных людей
В рекламе маркетологи подчеркивают популярность товара среди богатых и успешных людей. Они пытаются донести до аудитории мысль, что без этой конкретной вещи они не будут полноценными членами этой условной «элиты».
Тебе нравится чувствовать себя особенной
Когда тебе предлагают широкий выбор цвета, размера или опций настройки товара, ты чувствуешь индивидуальный подход и заботу. Человек в этот момент сильнее хочет купить эту вещь, потому что ему кажется, что она идеально подходит подо все его особенности и желания.
Ты боишься упустить выгоду
Ты же наверняка видела рекламные баннеры с надписями вроде «ограниченное предложение» или «цена действует только 24 часа». Такие уловки побуждают к спонтанной покупке из-за страха упустить выгоду.
Ты думаешь, что новая вещь решит какую-то твою проблему
Маркетологи часто апеллируют к проблемам или страхам и пытаются доказать, что их товар может помочь с ними справиться. Чаще всего это «решение проблем» притянуто за уши, но приобрести вещи все равно захочется.
Ты доверяешь чужому авторитету
Реклама с участием знаменитостей или экспертов зачастую убеждает человека в надежности продукта. Разве может любимый блогер или обожаемая актриса обмануть?
Как научиться не покупать лишние вещи?
Как можно сделать покупки осознанными и можно ли? Можно! Достаточно придерживаться нескольких простых правил.
Анализируй свои потребности: перед покупкой задай себе вопросы: «Нужно ли мне это?» и «Что я получу от этой покупки?».
Разделяй эмоции и логику: дай себе время подумать, прежде чем совершить покупку. Порой достаточно нескольких часов, чтобы желание купить что-то пропало.
Исследуй товар получше: сравни с альтернативами и почитай отзывы других покупателей. Может быть, на самом деле эта вещь тебе и не нужна.
Установи бюджет: определи лимит расходов на месяц и придерживайся его.