Более двух веков назад, 30 августа 1797 года, родилась Мэри Шелли. Она написала знаменитый роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» и стала первой женщиной в мире литературной фантастики. Хотя в первом издании имя автора не указали.
Необычное произведение о созданном в лаборатории монстре настолько шокировало общественность, что анонимного автора заочно считали сумасшедшим. Тем не менее, «Франкенштейна» сметали с полок. А его почетное место среди шедевров мировой классики в наши дни неоспоримо.
Но как это может быть, чтобы люди испытывали негативные эмоции и все равно стремились к тому, что считают безобразным? А ведь так часто бывает. Неугасающая популярность романа Шелли, например, тому подтверждение. Давай разбираться.
Взгляд на историю
О питерской Кунсткамере сегодня знает каждый. При этом многие даже не догадываются, что выставка в Петербурге включает не только зал с «уродцами». Там есть и вполне типичные для исторического музея экспонаты. Но эти залы не выдерживают конкуренции со своим ближайшим соседом – «тем самым» выставочным залом, который заложил Петр I в 1714 году.
Идею выставлять на всеобщее обозрение странные объекты в консервированном виде позаимствовали у голландского врача и анатома Фредерика Рюйша. Именно он нашел такой способ обрабатывать живые материи и не щадил нервы общественности – его шокирующая коллекция постоянно обновлялась.
Но одно дело – показывать что-то неживое, пусть и откровенно отталкивающее, другое – работать с этим бок о бок. Революцию произвел Финеас Барнум, известный американский шоумен XIX века: в его цирке выступали люди с телесными увечьями. Феноменально возросший благодаря этому капитал Барнума – еще одно красноречивое свидетельство того, что публика почему-то обожает смотреть на «уродцев».
Кстати, история Передвижного цирка Барнума и легла в основу прошлогоднего мюзикла «Величайший шоумен» с Хью Джекманом и Заком Эффроном.
Современный подход
Необъяснимая на первый взгляд любовь общества ко всему отталкивающему и сегодня не сошла на нет. Кажется, даже возросла. И в этом немалая заслуга поп-культуры. Рюйш и Барнум делали первые шаги, которые зачастую осуждались. Теперь же участие в шоу людей с внешними дефектами почти норма.
Королевой в этом жанре стала Леди Гага. Ее титул «мамы монстров», появившийся благодаря одноименной песне, как нельзя лучше характеризует предпочтения певицы. Вспомни, например, ее костюм из мяса. Кошмар наяву не только для каждого вегетарианца, но для любого, у кого есть хоть какое-то понимание прекрасного.
Киноиндустрия тоже не отстает: «Американская история ужасов» с ее обширной галереей фриков, клоун из «Оно» с недельным макияжем... Популярность этих фильмов об уродливом сравнима с успехом предприятия Барнума. А кассовые сборы стабильно и с лихвой окупают затраты на производство самой ленты.
Вывод: психологические основы сознания человека с веками не особо изменились и остаются универсальными для всего общества.
Психологическое объяснение
С точки зрения психологии, любое внешнее отклонение – это не только и не столько вопрос эстетики. В большей степени оно сигнал о приближении финала жизненного пути, поскольку дефект стабильно ассоциируется в сознании с разрушением.
Потому что так и устроена жизнь. Человек рождается, растет, достигает пика своего внешнего и внутреннего роста. А затем постепенно угасает, и это накладывает отпечаток на его внешность.
Этим вопросом активно занимался известный психоаналитик Зигмунд Фрейд. Он ввел понятия «танатос» (инстинкт смерти) и «эрос» (инстинкт жизни). Вместе они символизируют то, что слито в реальности воедино: каждая личность стремится в равной степени и к одному, и к другому.
Этот баланс между разрушительным и прекрасным определяет жизнь любого человека. И уродство в ней – не антипод красоты, а ее изнанка.
Наблюдая объект впервые, человек видит вещи такими, какие они есть. Непривычные и нелицеприятные детали вызывают в нем естественное отвращение, потому что в сознании нет отработанной схемы реагирования на увиденное. Повторное рассмотрение предмета помогает успокоить сознание и обозначить для себя танатос.
В этот момент человек уже отчетливо различает красивое и уродливое. Но интерес к последнему сильнее, потому что оно так же значимо, но не столь очевидно, как прекрасное.
В сущности, именно об этой тесной связи между уродливым и красивым и рассказала в своем романе Шелли. Ведь рождение монстра – результат отчаянной попытки профессора создать идеальное существо.
О том же писал Оскар Уайльд, поведав историю Дориана Грея – красивого молодого человека с уродливой душой. Кстати, пожалуй, это самое главное в вопросах безобразного – оно вполне допустимо, когда дело касается внешних качеств. И совершенно ужасно, когда речь идет о характере человека.
P.S
Все эти герои – еще одно напоминание о том, что совершенство в мире невозможно. Оно неотделимо от дефектов. Поэтому принимай себя такой, какая ты есть. И не забывай, что обязательно найдется тот, кто влюбится в твой недостаток, который ты считаешь проблемой глобального масштаба. Доказано психологией :)