С момента, как турецкие сериалы начали набирать свою популярность, посмотреть проекты, которые у всех на слуху, вроде «Постучись в мою дверь» или «Зимородка», успел почти каждый второй. Самое интересное, что на них «подсаживаются» и те, кто до этого говорил, что никогда и ни за что на свете не сядет смотреть такое «мыло». Поверь, говорю по собственному опыту, мой молодой человек и моя мама были из тех людей, для которых турецкие сериалы ассоциировались с… «Домом-2».
Не спрашивай, почему, я не знаю, но далеко от правды они, к слову, не ушли. Сейчас будем разбираться, почему в турецких сериалах нет нормальных мужчин, здоровых отношений и как такой подход позволил Турции догнать голливудские проекты, а где-то даже и обойти Netflix и HBO 😉
Что ж, конечно, назвать себя полноправным экспертом может осмелиться далеко не каждый, но я с турецкими сериалами знакома давно, видела много проектов и постоянно остаюсь в "повестке". Так что база для того, чтобы делать выводы, у меня имеется. К слову, как и познания в психологии, пусть и не профессиональные, но достаточно обширные. И, опираясь на все это, я планирую рассказать, зачем главного героя всегда делают токсичным абьюзером, меняя только степень и интенсивность его негативных качеств 🤓
1. Эффект «красавицы и чудовища»
В психологии феноменом «красавицы и чудовища» называют ситуацию, в которой девушка — умница, красавица, профессионал и просто чудо, а не человек. А вот ее партнер едва ли обладает хотя бы одним выдающимся качеством. Точнее, он вообще ими не обладает. И она берет его на «перевоспитание» в духе одной из самых известных сказок, причем успешно с этим справляется. В турецких сериалах сценаристы часто комбинируют сразу две истории — «Золушку» и, как ты поняла, «Красавицу и чудовище».
Бедная, но безумно эффектная главная героиня влюбляет в себя токсичного и холодного манипулятора без единого намека на чувства. Под влиянием ее любви он меняется, конечно, не без скандалов, и вуаля! Счастливый конец, свадьба, тридцать детей.
В реальности такой исход едва ли вероятен. И именно это толкает сценаристов прописывать таких мужчин, а нас смотреть турецкие проекты. Хочется, чтобы хоть где-то чудо оставалось возможным, и в восточной стране умело пользуются этой потребностью общества. Если же герой изначально будет хороший, обходительный, заботливый и далее по списку, то в чем тогда конфликт? И зачем вообще смотреть это приторно-сладкую историю, в которой с самого начала понятен финал?
2. Кто из нас не любит «плохих парней»?
Соглашусь, есть те, кого плохие парни не привлекают, но это уже зрелые личности без вороха психологических проблем и детских травм, которые большинство из нас тащат за спиной, периодически останавливаясь передохнуть. Логично, что более привлекательным для зрительниц героем будет плохой парень. В чем секрет? Холодный, уверенный в себе и даже агрессивный мужчина подсознательно кажется нам хорошим защитником. А все девушки ищут именно такого, ведь им нужен тот, кто обеспечит безопасность и станет каменной стеной. Даже если эта стена периодически будет обваливаться прямо нам на голову, стена же, значит берем.
Другая, не менее веская причина, всплеск адреналина, на который можно подсесть хлеще, чем на запрещенные вещества. Хороший парень = скучный парень. А вот катание на эмоциональных качелях — другое дело. И в турецких сериалах нам дают этого с запасом. Так что даже те, кто боялся вступать в подобные отношения в реальной жизни и с реальными мужчинами, закрывают свой гештальт, смотря как Ферит Корхан в очередной раз ведет себя как клоун или Серкан Болат выбивает у заботливой Эды поднос с посудой прямо из рук.
3. У большинства — склонность к тревожной привязанности в отношениях
И да, это еще одна причина, по которой нормальных мужчин в турецких сериалах нет. Подсознательно мы хотим увидеть историю, которая нам близка. Раз далеко не все способны строить здоровые отношения (или почти никто), мы выбираем такие проекты, в которых их и не будет. Назвать хотя бы десять турецких сериалов, где у главных героев здоровые отношения, это непосильная задача, потому что почти везде есть свои «но». Это же толкает сценаристов намеренно портить героев, чтобы подсаживать зрителей на «крючок».
Когда в «Зимородок» ввели Кайю, фандом занервничал, а потом выдохнул. Ну не парень, а чудо! И Суну защитил, и замуж позвал, и влюбился. Да, поначалу хотел жениться из-за мести, но в итоге-то все нормализовалось, и даже с такой целью он все равно вел себя по-мужски. Что теперь? Изменил и покатился по наклонной. И все ради того, чтобы «обелить» главного героя и, конечно же, не изменить правилу: green flag в Турции — это red flag. Конечно, после того, как нас серьезно помотали проблемами в отношениях Сейран и Ферита, Суна с Кайей стали отдушиной для аудитории, так что их популярности стала расти. Но продюсеров это не устроило, так что всех опустили с небес на грешную землю.
4. Нездоровые отношения — это вечный «бой»
История любви, в которой все гладко, — это короткометражка на 20 минут. О чем там рассказывать? Встретились, влюбились, поженились, стали родителями, состарились вместе. Такое никто смотреть не будет, ради чего? А вот когда каждую серию тебя кидают в пучину нерешаемых проблем, слез и разрушенных комнат (и надежд), тогда другое дело. В Турции никогда не будут снимать сериалы про здоровые отношения, потому что они не будут пользоваться спросом ни в родной стране, ни за рубежом. И да, кинематограф — это бизнес, так что делать что-то себе в убыток никто не будет.
Токсичные отношения полны экшена, причем в них его побольше, чем в самом напряженном боевике. Главные герои то ругаются, то мирятся, то исчезают из жизни друг друга на пять лет, а потом снова сходятся. Путь к сердцам друг друга настолько тернистый, что аудитории приходится продолжать смотреть сериал ради того, чтобы увидеть «долго и счастливо». Но, к слову, даже с этим бывают проблемы, если вспомнить сериал «Черная любовь», который нанес своим фанатам серьезную психологическую травму.
5. Особенности менталитета и... патриархат?
Если говорить о турецких сериалах, то в большинстве из них феминизму явно не место (если не брать в расчет что-то вроде «Совершенно другого» с Ханде Эрчел). В чем суть: в проектах мужчин оправдывают буквально за все. Изменил? Ну ладно. Пытается проявить физическое насилие и злоупотребляет психологическим? С кем не бывает. У девушек дозволенности в этом плане в разы меньше. Вспомним интервью Сейран, в котором она не сказала ничего, кроме правды. Пришел Ферит, наорал на нее, еще и плюнул для пущего эффекта.
Наблюдаем за сюжетом дальше. Главный герой находит себе любовницу, с которой (внимание!) изменяет и жене, и беременной любовнице. И да, свидетельницей этого становится Сейран. Казалось бы, как теперь спасать отношения героев и что делать?
Но выход нашелся! Чтобы девушка окончательно простила, Ферит сначала выкрал ее у отца, а чуть позже оделся в клоуна, мол, один-один. И да, она его простила. Вопрос: стоило ли делать этого после таких «косяков» в реальной жизни с реальным парнем? Ответ: «Нет, не стоит». Но после просмотра «Зимородка» можно уверовать в то, что это верный путь. А, так как у большинства в реальной жизни отношения все еще нездоровые, многие зрители воспринимают такое поведение как единственно верное.
Эо значит, что такие герои и такие сюжеты, где в центре внимания аудитория находятся токсичные отношения, будут продолжать жить до тех пор, пока все общество не научится строить здоровые отношения, то есть… Вечно.