Удивительные сюжетные повороты, качественная актерская игра, до мельчайших деталей продуманные декорации, соответствующие духу определенной эпохи (если это историческая дорама), уникальные жанры, вроде уся, санься и сюаньхуань. Заманчиво звучит, скажи? Это все китайские дорамы.
Однако все их очарование мигом разрушает их хронометраж. В одном сезоне дорамы ты увидишь серий 30-40, в то время как в американских тв-шоу в среднем по 13 эпизодов. И это в лучшем случае. А в «Путешествии длиною в жизнь» и вовсе 76 серий длительностью по 45 минут. Если ты спросишь, как с этим справляются сами китайцы, то ответ будет прост — перемотка и ускорение. Они, кстати, называют такие раздутые и затянутые дорамы «накачанными водой» (кит. 注水, zhushui).
В 2020 году дело дошло и до государственных властей. Национальное управление радио и телевидения Китая ограничило продолжительность новых дорам до 40 эпизодов, но посоветовало все-таки производить не больше 30 серий. Ну как, легче? Всего-то 40 серий, чего уж там. В общем, как ты поняла, проблему это не решило. Поэтому мы взялись за анализ корней этой беспощадной привычки режиссеров и продюсеров мучать нас невероятно длинными дорамами, чтобы хотя бы понимать, ради чего мы все это терпим и кого нам все-таки винить в этой пытке.
Деньги — гимн успеха
Если у нас — Иви и Кинопоиск, то в Китае — iQiyi. Местный стриминговый киносервис рассчитывает выплаты создателям дорам, основываясь на количестве серий. Так что их решение растягивать проекты на 40 серий мы понимаем (но не принимаем) — денег хочется всем.
Кроме того, и продакт-плейсмент никто не отменял. В этом случае логика проста — чем больше серий, тем больше возможностей для размещения рекламы в дораме. Согласно изданию The Paper стоимость создания дорам резко возросла в последние годы из-за завышенных зарплатных ожиданий актеров. Например, самое высокое вознаграждение за участие в дораме составило 100 млн. юаней (это более 1 млрд. рублей). Поэтому лишняя копеечка от рекламы им точно не помешает.
Так что, каждый раз, когда ты видишь затянутый сюжет, бессмысленные диалоги, сцены в замедленной съемке и обилие второстепенных персонажей, которым уделяется необоснованно большое количество времени, то вспоминай плачущего режиссера, который вынужден портить свое детище ради того, чтобы угодить главным актерам.
Этого хотят сами зрители
Когда какой-то сериал выходит каждый день на протяжении нескольких месяцев, он уже становится для тебя родным. Это и происходит с китайскими ТВ-шоу, которые выпускают свои серии или каждый день, или каждую неделю по несколько эпизодов сразу в отличие от HBO или Netflix, которые зачастую презентуют весь сезон сразу.
Китайский формат дорам напоминает британскую монархию (да и любую другую монархию), одна из задач которой — поддерживать стабильность и успокаивать народ своим присутствием. Ведь в президентской форме правления лидеры страны меняются раз в несколько лет, а монархия вечна, что вселяет в людей уверенность в будущее. Так же и с бесчисленными сериями, которые дозировано выпускаются на протяжении долгого периода.
К тому же, так уж повелось, что в большинстве китайских шоу всего один сезон, поэтому создатели проектов вынуждены впихивать в них все задуманное, что можно было бы растянуть на несколько сезонов.
Во всем виноваты адаптации веб-романов
В последнее время в кругу режиссеров стали популярны веб-романы, которые они и экранизируют. А они живут по такому же принципу, что и режиссеры — чем больше иероглифов, тем больше денег. Обычно выплаты осуществляют по формуле от 1 до 2 рублей за 1000 китайских иероглифов, умноженное на количество подписчиков.
Из-за этого веб-романы представляют собой целые эпопеи. Так, в среднем в них насчитывается около 3 млн. иероглифов, в то время как в «Гарри Поттере» всего 1 млн. слов. Поэтому, и экранизированные дорамы просто физически не могут быть сжаты до 10-20 серий без ущерба для их сюжета и логики повествовании.