Путь от Хюррем до Альи: как менялись героини турецких сериалов за время их выхода | Источник: theGirl
Фото

theGirl

Герои в фильмах и сериалах всегда отражают «дух времени», даже если речь идет о, казалось бы, достаточно «пустых» (по мнению многих) и проходных турецких проектах. На деле за время своего выхода все дизи пережили серьезную трансформацию, и сильнее всего она повлияла на образы и характеры главных героинь.

В этой статье я попыталась разобраться, как именно менялись девушки, на которых мы равняемся во время просмотра очередного проекта; в чем проявляется их сила и в чем заключаются их слабости, даже если со стороны кажется, что они способны и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти, пусть даже и обитают в Турции.

Долгий путь дизи от классических мелодрам (к примеру, «Королек — птичка певчая») до сложных психологических и социальных драм («Далекий город») оказал свое влияние на женские образы в турецких сериалах. Если раньше девушки чаще всего представлялись аудитории как дамы в беде, которые ждут, пока их спасет «прекрасный принц», то теперь перед поклонниками все чаще появляются сильные и независимые девушки, которые могут бороться не только за себя, но и за того парня, если, конечно, это требуется.

Чтобы понять, как именно трансформировались главные героини в дизи, я решила проследить их «путь» на примере четырех ключевых персонажей, которые кардинально отличаются друг от друга и совершенно по-разному вели себя в схожих обстоятельствах.

Фериде («Королек — птичка певчая», 1986) — романтическая жертва обстоятельств

Источник: Кадр из сериала «Королек — птичка певчая»
Фото

Кадр из сериала «Королек — птичка певчая»

Начать, пожалуй, стоит с того турецкого сериала, которым засматривалась еще моя мама, будучи подростком. Пусть милая Ферида и была главной героиней турецкого проекта, ее все равно условно можно (и нужно) сравнить с типичной «тургеневской барышней».

Эмоциональная, хрупкая и очень нежная девушка очень глубоко и тонко переживала свою любовную драму как на экране, так и в книге, по которой был снят проект. Ее запретные чувства к кузену были по-настоящему сильными, а сама она старалась не переступать черту морали, но при этом хранить верность человеку, который покорил ее сердце.

Источник: Кадр из сериала «Королек — птичка певчая»
Фото

Кадр из сериала «Королек — птичка певчая»

Бороться за себя у Фериде не получалось, ведь она просто-напросто не умела проявлять агрессию. А некоторые отмечали зависимость девушки от мужчины, и это при условии, что быть вместе с Кямряном было практически невозможно.

Характер главной героини сериала «Королек — птичка певчая» строится на базе «любовь важнее самоуважения». Она смиренно принимает свою судьбу, покоряется ей, но все же надеется, что Кямран придет и спасет ее от жизни, которую она себе не выбирала.

Как ты понимаешь, Ферида стала символом жертвенности и прототипом «удобной» девушки, которая ждет и верит, но не предпринимает никаких попыток спасти себя самостоятельно. А главными положительными качествами героини стали терпение и верность, даже если ценой за них становится собственное счастье.

Хюррем («Великолепный век») — «мост» между страдающей и борющейся героиней

Источник: Кадр из сериала «Великолепный век»
Фото

Кадр из сериала «Великолепный век»

Следующий всплеск популярности ждал турецкие сериалы во время выхода «Великолепного века». И тут главной героиней оказалась не скромная и покорная Фериде, а коварная и взбалмошная Хюррем. Примечательно, что эта героиня сочетает в себе черты жертвы, бойца и даже политика, что делает ее образ очень сложным.

Пока нельзя сказать о том, что Хюррем — та самая сильная героиня, на которую турецкие сценаристы опираются сейчас, но «база» у нее прекрасная. Она не боится нарушать правила гарема, борется за себя даже с теми, кто сильнее ее, но пока не противостоит мужчинам в полной мере. Скорее, умело плетет интриги, чтобы оказаться в выигрышной позиции, но при этом сохранить ту самую женскую слабость, на которую так легко покупаются представители сильного пола.

Источник: Кадр из сериала «Великолепный век»
Фото

Кадр из сериала «Великолепный век»

Свою преданность и беззащитность Хюррем использует как инструмент для ловких манипуляций. Сулейман, который привык видеть в женщинах только такие черты, ведется на все уловки любимой наложницы, однако даже не подозревает, как та ловко обводит его вокруг пальца.

В «Великолепном веке» та самая «иллюзия слабости» становится главной силой главной героини. И после того как проект был завершен, такой же ход использовали в других дизи, потому что Хюррем удалось стать культовой героиней.

Одновременно с этим она часто оказывается несдержанной и жестокой, потому что глубоко травмирована и не понимает, как проработать свои проблемы. Отдельно стоит отметить, что сила этой девушки заключалась не только в ее слабости, но и в тех самых эмоциях, которые могут сбить с ног.

Сейран («Зимородок») — от жертвы к бойцу

Источник: Кадр из сериала «Зимородок»
Фото

Кадр из сериала «Зимородок»

Конечно, в промежутке между Хюррем и Сейран было немало главных героинь турецких сериалов, но те либо тяготели к жертвам обстоятельств, либо вели себя как интриганка из сериала «Великолепный век».

Если сравнивать главную героиню сериала «Зимородок» с той же Фериде, то она куда активнее борется с несправедливостью и старается противостоять как жестокому отцу, так и тирании своего мужа Ферита и всей его семьи. Ее главное оружие — не слезы, а слова и действия, пусть даже те и не всегда выглядят логическими и осмысленными.

Источник: Кадр из сериала «Зимородок»
Фото

Кадр из сериала «Зимородок»

Поначалу зрители видят Сейран как забитую девушку с огромным потенциалом, но постепенно она превращается в лидера, который способен влиять на события в семье, и даже становится жестокой мстительницей. К слову, за это ее даже осуждала аудитория, ведь некоторые поступки выглядели странно и даже слишком жестоко.

Сейран становится бойцом, но во многом на нее влияют эмоции. Да и ее чувства к Фериту не дают ей стать свободной и независимой до конца, потому она постоянно мечется от одной позиции к другой. Эмоциональность и импульсивность не позволяют ей доводить задуманное до конца, зато помогают совершить условный «переход» от интриганки, которая использует слабость как свою силу (привет, Хюррем), к девушке, которая считает достойным стоять на одной ступени с мужчиной, если и вовсе не оказаться выше.

Алья («Далекий город») — королева сильных женщин

Источник: Кадр из сериала «Далекий город»
Фото

Кадр из сериала «Далекий город»

Кстати, интересный факт. Такой же королевой сильных женщин можно считать Джейлин из сериала «Приговор» и Лейлу из сериала «Совершенно другой». Но все-таки Алья стала ключевым персонажем, который помог полностью переосмыслить женский образ в турецких проектах.

Алью отличают ее рациональность и независимость. Даже когда та оказывается в условиях, к которым, мягко говоря, не привыкла, у нее нет времени на жалость к себе. Она ведет себя не как жертва, а как победительница, которая готова перекроить чужой быт и смести все на своем пути, чтобы обеспечить комфортное существование не только сыну, но и самой себе.

Источник: Кадр из сериала «Далекий город»
Фото

Кадр из сериала «Далекий город»

Главная героиня «Далекого города» почти никогда не принимает свои решения импульсивно, даже если и делает все быстро. Ей важно просчитать риски и продумать все до мелочей, чтобы не оказаться в незавидном положении.

В то же время Алья остается чуткой, доброй и эмпатичной героиней, которая способна поддержать другого человека и протянуть ему руку помощи. Однако жертвовать собой она не станет и позволять манипулировать собственными чувствами тоже. Ее доброту никак нельзя считать слабостью, это осознанный выбор. Причем сценаристам «Далекого города» удалось прописать все так, чтобы это считывала не только аудитория, но и другие персонажи в проекте.

Источник: Кадр из сериала «Далекий город»
Фото

Кадр из сериала «Далекий город»

Уже сейчас понятно, что Алья не будет вступать в токсичные отношения. После того как та узнала, что ее покойный муж Боран «завещал» ее своему брату Джихану, она… отказалась от своих чувств. И это при том, что до раскрытия правды главная героиня была готова хранить верность покойному супругу до конца своей жизни.

В отношениях с Джиханом девушка четко выстраивает личные границы, не боится обсуждать свои чувства и не позволяет ему с ней играть. Именно по этой причине зрители считают Алью примером психологически здоровой героини, которая знает, чего хочет от жизни. И, конечно, соблюдает баланс между жесткостью и мягкостью, что позволяет ей наконец-то полноценно встать с мужчинами на один уровень, а где-то даже превзойти их, при этом не пытаясь доказать свою правоту громкими словами, слезами, манипуляциями и угрозами.