Все мы знаем, что сериал «Зимородок» снят по книге психиатра Гюльсерен Будайиджиоглу, так что удивляться тому, что ни одного психически здорового героя в проекте нет, не стоит. Но мы никогда не говорили о том, какие конкретно расстройства могут быть у персонажей и по каким причинам они возникли. Так что сегодня, с помощью когнитивного терапевта, мы разберемся, какие факторы повлияли на становление личностей Сейран, Ферита, Казыма и других героев, а также расскажем, на какие именно расстройства все это похоже 🤓
Сейран — посттравматическое стрессовое расстройство
Начнем с того, что жизнь главной героини сериала «Зимородок» всегда была не сахар. С самого детства она подвергалась физическому и психологическому насилию со стороны своего отца Казыма, что оставило на ее психике серьезный след. Не будем забывать и об изменах Ферита, выстреле Тарыка в ее любимого, который поставил героя на грань жизни и смерти, похищение, организованное Мезиде и Акыном, да еще и смертельный диагноз в довесок. Все это приятными событиями точно не назовешь, так что по факту странности в поведении девушки как в третьем, так и в предыдущих сезонах можно объяснить серьезным психологическим расстройством.
Известно, что посттравматическое расстройство диагностируют у каждого 11 человека. Когда с человеком происходят катастрофические события, психика тут же начинает процесс реагирования. В случае с ПТСР человек может замкнуться в себе и постараться оградиться от триггеров, которые снова погружают его в переживание стресса.
Постоянные ночные кошмары, которые мучали героиню после похищения, и тот факт, что она сознательно отказывается от Ферита, можно считать признаками данного расстройства. Это же мы видим в сцене в первом эпизоде третьего сезона, где девушка старательно откладывает возвращение в Стамбул, где и пережила большую часть эмоциональных потрясений.
Ферит — пограничное расстройство личности
Муж Сейран совершенно не умеет контролировать себя, часто идет на поводу у эмоций и совершенно не пытается руководствоваться логикой, когда что-то делает. Ну, та же первая брачная ночь, когда Ферит знакомит Сейран с Пелин, - яркое тому доказательство. Главный герой буквально все делает вопреки нормам морали. И громить студию после интервью Сейран он отправляется по той же причине. Его гнев похож на бушующее пламя, которое невозможно потушить.
Все описанное подходит под описание людей с пограничным расстройством личности. У главного героя «Зимородка» всегда была причина для эмоциональной реакции, чего, к примеру, часто не наблюдается при биполярном расстройстве. Однако вспышки гнева порой были несоизмеримы с произошедшим. Даже на мелкое недоразумение Ферит мог реагировать настоящим взрывом, а предугадать это оказывалось невозможно.
Кроме того, парня страшит одиночество, он страдает из-за низкой самооценки, которая была сформирована стараниями его семьи, и он готов идти на крайние меры, чтобы удержать партнера около себя. Это доказывает сцена, в котором он просто крадет жену и запирает ее в особняке.
Кайя — паническое расстройство
Мы не так много видели Кайю, но очень часто кузена Ферита нам показывали во время его конфликтов с женой. И да, почти всегда эмоции парня брали над ним верх, он долго не могу успокоиться и испытывал приступы интенсивного страха. Особенно ярко это можно было увидеть в тот момент, когда герой спасает Абидина, убив ради этого человека. Ему трудно успокоиться, а паника буквально накрывает Кайю с головой. Из-за достаточно трудного детства в компании мамы с раздвоением личности, он постоянно чего-то опасается и не может почувствовать себя в безопасности.
Если сложить всю симптоматике воедино, то можно говорить о паническом расстройстве личности этого персонажа. Паника – это естественная реакция человека на стресс и выброс адреналина, но, когда она перестает поддаваться хоть какому-то контролю, это перерастает в паническую атаку, которая и считается основным проявлением панического расстройства. Вполне вероятно, что именно по этой причине герой отказался от алкоголя, потому что он стимулирует появление подобного состояния, сопровождающегося отдышкой, головокружением и тахикардией, которые отыграл Таро Эмир Текин.
Суна — параноидное расстройство личности
К Суне в последнее время многие относятся неоднозначно. И началось это со второго сезона «Зимородка». Поначалу девушка всегда старалась уберечь сестру и защитить тех, кто ей дорог. Но после встречи с гадалкой ее все чаще стали посещать мысли о том, что жизнь к ней несправедлива. Мол, почему одним все, а другим — ничего. И фамилия Корхан должна была быть ее, и особняк, и все несметные богатства.
В итоге, такая зацикленность начинает постепенно сводить ее с ума. Холодность к супругу, проблемы с сестрой и кошмары становятся ее верными спутниками. Кроме того, она никак не может довериться хоть кому-то, и даже после того, как Кайя говорит, что всегда ей поможет, едет самостоятельно спасать сестру во втором сезоне.
Вполне вероятно, что у героини проявляется параноидное расстройство личности, ведь подобным людям очень сложно положиться на кого-то, кроме себя, потому что они с недоверием относятся к внешнему миру и всегда готовы к атаке извне. Обычно личности с подобной проблемой отчаянно борются за идею, которая потенциально может гарантировать им личное счастье, успех и признание. И в ситуации с гадалкой происходило именно это. Обычно параноики обидчивы, агрессивны и считают, что внимания, которое уделяется им, всегда незначительно.
Казым — возбудимая психопатия
С первого сезона «Зимородка» мы наблюдали за агрессией со стороны Казыма, жертвами которой становились и его дочери, и жена, и окружающие, которые, как казалось мужчине, относятся к нему не так, как он хочет. Он не брезговал физическим насилием в погоне за достижением собственных целей и регулярно провоцировал конфликты. Даже не вижу смысла перечислять все прегрешения главы семейства Шанлы, достаточно того, что со своей семьей он обращается так, будто они просто вещи, у которых нет чувств и мыслей. Причем взрывался Казым по поводу и без: даже неправильно сваренный кофе мог стать прекрасной причиной, чтобы он поднял руку на Эсме.
На лицо признаки возбудимой психопатии. Люди с таким расстройством совершенно не контролируют свой гнев, считают себя правыми в любой ситуации и не считаются с чувствами других, потому что просто не способны их воспринять. Кроме этого, в поведении таких людей часто заметна повышенная требовательность к окружающим, подозрительность, властность и крайняя степень эгоистичности. В порыве гнева подобные личности способны даже на убийство, потому что совершенно не могут контролировать себя.
Тарык — нарциссическое расстройство личности
Эх, мой личный фаворит Тарык. Да, героем он был отрицательным, но не лишенным обаяния. Когда аудитория видела его на экране, даже хотелось верить в благие намерения парня, который снова вернулся в третьем сезоне. Он будто бы искренне переживал за Сейран, о болезни которой узнал по нелепой случайности. Но все это просто пыль, которую персонаж умело пускал в глаза окружающим. В жизни парню все всегда давалось легко, а после встречи с Сейран и ее отказа, он буквально стал одержим мыслью заполучить девушку.
Все это косвенно указывает на то, что герой страдал от нарциссизма. Такие люди слишком уверены в своих силах и просто не привыкли слышать слово «нет». Они верят в собственную исключительность и привыкли наказывать тех, кто не боготворит их так же, как они сами. Он не способен к эмпатии, потому даже информация о чувствах Сейран к Фериту не становится для него значимой преградой на пути. А слезы, которые льет герой после новостей о болезни девушки, — это больше обида из-за того, что та предпочла ему другого, а он «сломал» желанную игрушку.
Эсме — стокгольмский синдром
Все два сезона «Зимородка» я задавалась вопросом, почему Эсме не уходит от Казыма. В конце концов, обе ее дочери во втором сезоне проекта оказались удачно выданы замуж, и едва ли девушки бросили бы мамулю на произвол судьбы. Однако она не покидала Казыма, хотя тот продолжал вести себя просто отвратительно: унижал, бил и издевался над супругой, которая продолжала быть для него покорной прислугой. Она доверяет жестокому мужу, позволяет ему распоряжаться не только своей жизнью, но и жизнью дочерей, а также периодически ищет причины агрессии Казыма… в себе.
На лицо стокгольмский синдром. Эсме тут в роли жертвы, а Казым в роли ее тирана. Причем его насильственные действия женщина чаще считает обоснованными и заслуженными. Это может быть спровоцировано защитными механизмами психики, которые как бы убеждают женщину, что близость к тирану дает ей хоть какую-то безопасность. Кроме того, женщина находится в зависимости от супруга, потому что он ее содержит, а она ничего из себя не представляет.