Ты что-нибудь слышала о режиссерском приеме, который называется in medias res? В переводе с латинского – в середине процесса. Это когда концовку тебе показывают в самом начале, а потом весь фильм рассказывают, как герои до такого докатились. Иногда это бывает очень интересно, но не когда дело касается фильмов ужасов. Потому что именно в напряжении вся их фишка! А этот режиссерский ход полностью лишает нужного напряжения всю историю. Мы подобрали три фильма, в которых ярко показана вся «прелесть» такого подхода. Читай, наслаждайся, будь готова к спойлерам.

«Клаустрофобы»

Первый концептуальный фильм ужасов этого года – «Клаустрофобы» – уже вышел на экраны в США и Великобритании, а совсем скоро его смогут посмотреть и российские зрители. Фильм, кстати, действительно классный. Сюжет заключается в следующем: шесть незнакомых между собой людей соглашаются поучаствовать в квесте, не зная о том, что невинная (на первый взгляд) затея будет стоить им жизни. Главное, что приз за победу внушительный – 10 тысяч долларов.

Вообще вся лента – стоминутный триллер, где любой из шестерки может стать следующим в очереди на смерть. По крайней мере, так должно было быть. Но что делают создатели «Клаустрофобов»? Правильно, они принимают совершенно бездумное решение – начать фильм с конца и показать, как один из героев пытается выбраться из последней комнаты. 

Тот самый in medias res во всей красе. С одной стороны, все равно есть поводы попереживать, но... Все-таки не хватает того самого напряжения, которое делает хоррор по-настоящему классным. Не всем хочется сразу знать, чем дело кончится.

«Птичий короб»

Но этот прием, похоже, современный кинотренд. Возьмем, например, хит Netflix «Птичий короб». Фильм начинается с того, что Мэлори (ее играет Сандра Буллок) рассказывает своим детям о предстоящем опасном путешествии. И тут же кино отматывает картинку назад и показывает, что было до Апокалипсиса. Мы видим, как Мэлори оказывается в доме с другими выжившими. Печаль в том, что мы уже точно знаем: все эти люди погибнут, а Мэлори останется в одиночестве.

Может, это было бы не так печально, если бы создатели «Птичьего короба» придумали оригинальный способ убить своих героев. Но это стандартная проблема многих постапокалиптических фильмов – когда не тот персонаж оказывается в нужном месте в нужное время. И когда другие герои жертвуют собой ради Мэлори, это почти не трогает. Мы ведь уже знаем, что так и должно было случиться. Нам уже показали, что она останется одна.

«Не дыши»

От схемы in medias res «пострадали» и другие хорроры последних лет. Так, «Не дыши» начинается со сцены, где слепой мужчина несет по улице бездыханное тело. Это самое тело мы увидим еще живым в основной части фильма. А еще в этой первой сцене нам дают знать, что тот самый слепой мужчина не так уж и прост (ха-ха).

То же и в готическом хорроре Гильермо дель Торо «Багровый пик». Начинается он с того, что главная героиня Эдит, вся запачканная кровью, с огромным шрамом на лице, стоит где-то на улице в одной лишь сорочке. Очевидно, что позади – цепь трагических событий, нам ясно, к чему они приведут и чем все закончится. Поэтому мы, зрители, пребываем в спокойствии все два часа и наслаждаемся хорошей работой оператора. Эдит ведь все равно выживет…

Да, начать фильм с ошеломляющей сцены – это круто, эффектно и все такое. Но не в фильмах ужасов же! Ведь большинство из них основано на том, чтобы герои все время находились в опасности. А зритель за них беспокоился и надеялся на то, что полюбившиеся персонажи все-таки смогут выбраться из кошмарных обстоятельств. Но зная концовку, мы лишаемся возможности сопереживать, и это начало конца. Ну или конец в самом начале.