Через месяц начнется пора сдачи ЕГЭ и ОГЭ, а через два университеты объявят первую волну поступивших. Даже если ты на 200% уверена в своих силах, иногда закрадывается мысль: «Я не поступлю, я ничего не знаю, а все, кто учатся в вузах мечты — либо мажоры, либо везунчики». А вот и нет: они много трудились, и мы докажем, что ты можешь так же.
Мы спросили 5 девушек, как они поступили в престижный вуз, что было сложно при сдаче вступительных и какие советы они могут дать тем, кто только мечтает о классном универе ✨
Алиса К., поступила на журфак МГУ
Я из Обнинска — это первый наукоград России. Я училась в одной из лучших школ города — Гимназии. Именно там мне привили если не любовь к учебе, то усердие и понимание того, что образование в жизни играет огромную роль. Училась всегда хорошо, но не отлично ;)
Никогда не гналась за званием круглой отличницы, поэтому уделяла особое внимание любимым гумантарным предметам, а вот с математикой и физикой отношения были натянутые.
Класса до 10-го я мечтала связать свою жизнь с актерским ремеслом, поэтому и вузы рассматривала лишь театральные. Но всегда нужно иметь подушку безопасности. Второй в моем рейтинге была профессия журналиста. Так что я заранее отобрала 2 топа вузов: первый, где учат на актеров, второй — где на журналистов. Мои родители поддерживали оба решения и были готовы к обоим вариантам развития событий ;)
Для поступления в МГУ (в итоге этот вуз оказался самым желанным из моих списков) нужно было набрать очень высокие баллы ЕГЭ по литературе и русскому языку. На всякий случай я сдавала еще английский и обществознание (для других вузов). И по всем предметам (кроме последнего) у меня были репетиторы.
Я тратила несколько часов в неделю на каждую дисциплину, постоянно решала ЕГЭ прошлых лет. Начала активно готовиться только в 11-м классе, поэтому было непросто.
Главная сложность — лень, желание провести время с друзьями и надежда, что на экзамене тебе достанется самый простой вариант. Все эти мысли нужно отгонять и усердно работать. Все старания обязательно компенсируются результатами.
Представь, что ты бизнесмен. Чтобы стать самым крутым предпринимателем, нужно научиться правильно инвестировать. В 11 классе инвестируй время в подготовку к поступлению, карманные деньги — в учебники.
В МГУ было два экзамена — сочинение на заданную тему (письменное) и собеседование (устное). Для меня поступление проходило очень нервно! На сочинение я чуть не опоздала. Ехала в Москву из Обнинска и… перепутала корпусы МГУ (их там много)! Прибежала на экзамен всего за несколько минут до начала. Оглядываясь назад, понимаю, что стресс мне, возможно, даже помог: активизировал все части мозга, и я от испуга выдала все, что знала!
Сейчас на журфаке МГУ немного другой формат поступления. Насколько мне известно, теперь в дополнительном экзамене проверяют еще и знания по истории. Обязательно проверяй информацию о поступлении на официальном сайте вуза.
В универ я впервые приехала в 11 классе на день открытых дверей. И это была любовь с первого взгляда.
Когда я просто зашла в здание факультета (журфак МГУ рядом с Красной площадью), поняла — хочу учиться именно здесь. Возвышенные ожидания полностью совпали с реальностью.
Самое сложное — выжить во время сессии. Особенно, если это экзамен по литературе или по предмету, на который ты очень мало ходил. Сам процесс обучения в универе сильно отличается от школы. Тебя никто не тюкают: ты теперь взрослый человек, который сам должен контролировать свои прогулы, выполненные домашки и т.д. Дисциплинировать себя на первом курсе особенно непросто, потом втягиваешься.
Работу и учебу у меня совмещать получалось не всегда. Несмотря на то, что я училась на вечернем отделении (пары начинались в 18:30), работать на втором и третьем курсе не получалось: очень много времени уходило на дорогу, много сил затрачивала сама работа. А когда на пары приползаешь, как выжитый лимон, ничего хорошего не жди. Свое спасение я нашла в удаленке. Спасибо ELLE Girl :)
Советы, которые я дала бы себе, своей лучшей подруге и тебе, дорогая читательница, совпадают. Вот они:
Не отворачивайся от мечты и постарайся сделать все для ее достижения. Даже если в тебя никто не верит.
В случае провала — don’t worry. Жизнь нельзя прожить ровно, гладко и не совершая ошибок. Не получилось? Смотри первый совет!
Рекомендую подавать документы в максимальное количество вузов, даже если ты хочешь в один единственный. Форс-мажоры бывают разные, лучше подстраховаться. Если в итоге ты решишь взять gap year, лучше принять это решение, когда у тебя будет альтернатива и выбор.
А еще пожелание — пусть у тебя получится поступить в вуз мечты!
Дария К., поступила МЭИ, через полгода перешла на дизайнерский в ВШЭ
Привет, меня зовут Даша, и я из Дубны — это чуть больше, чем сто километров от Москвы. Я закончила Лицей №6 два года назад, и поскольку со временем вспоминается только хорошее, не могу сказать, что у нас были ужасные учителя или было как-то тяжело, я просто плыла по течению. В этом нет ничего страшного, бездействие и спокойствие — тоже вариант.
Нельзя сказать, что однажды я проснулась и решила: «Хочу поступать!». Это некая установка, заложенная в голову буквально с рождения, здесь нет «среднего» решения: или «да», иду в универ, или «нет». Ну и я выбрала первый вариант.
Решила поступать в МЭИ, родители радовались, с друзьями вместе рвали волосы на голове, когда готовились к ЕГЭ. Да, давила школа, но ты же уже не ребенок, будь добр пройди это испытание.
Я выбрала основной предмет в феврале и начала готовиться. Но это вообще не интересно. Решаешь варианта 3-4 в неделю. Натаскиваешь себя на задания. В конце года я сдала матешу и инфу для уника и еще парочку предметов на про запас.
Когда я поступила, мне вообще не понравилось — не мое. Тогда я решила уйти через шесть месяцев. И тут главное — потерпеть, чтобы убедиться в том, что вы профэйлились, а во-вторых, не бояться уйти. Я вспомнила, что всегда хотела быть дизайнером, просто пришлось смириться с реалиями и отложить эту мечту в дальний ящик. За полгода я подготовилась к литературе с нуля и норм так сдала в резерве. Это как с диетой: все знают, что нужно делать, чтобы похудеть, только делают это неправильно. Так же с подготовкой, делай по инструкции — читай, зубри, решай.
У нас в Школе Дизайна было ДВИ [дополнительный внутренний экзамен — прим.редактора] в виде личного проекта и собеседование. Я делала серию плакатов на тему «Обезличивание людей в соц.сетях».
Если ты хочешь заявить о себе, создать то, что люди запомнят, то делай свое высказывание масштабным, огромным, чтобы выйти за рамки доступного, банального — делай это искренне, делай о том, что тебя действительно волнует.
На собеседовании не ведите себя фамильярно, отвечайте на вопросы, расскажите о себе. Да и прочекайте историю искусств, но только то, что вам интересно — возьмите Кабакова, Кулика, Pussy Riot. Вы живете в этом противоречивом мире и будьте добры в нем ориентироваться.
Первое впечатление от уника — просто супер. Впечатление от того, что я теперь живу в общаге и никто мокрыми тряпками меня не подгоняет с учебой — ужасно. Моя программа — «факультет коммуникации медиа и дизайна: коммуникационный дизайн». Нереально классно, когда преподаватели с тобой на одной волне, предметы интересные, каждый день огромный поток информации, ты пытаешься прикоснуться ко всему до чего только можешь дотянуться.
С другой стороны, объем работы колоссальный. Не спим не только перед сессией, но и просто на неделе. Хотя, казалось бы, дизайн. Будьте готовы, что вас будут напрягать заданиями, ковыряться будете во всем сами, а спрашивать будут как уже с готовых специалистов. В итоге, естественный отбор, развиваешься семимильными шагами.
Самое сложное — то, что тебя как котенка бросают в лужу, и говорят — плыви, а ты такой: «Что? Как? Почему? За что?».
Нынешняя система образования такова — тебе надо, вот и учись. Сложно гонять из Одинцово, из общаги в уник, но ко всему привыкаешь. Первые два месяца — адаптация, потом все как по маслу. Работала промоутером на выходных, потом бросила. Все-таки учеба отнимала очень много времени.
Я бы не давала совета людям, потому что тогда ты меняешь их вектор цели. Если они тебя об этом попросят — дай совет, а так… Не скажу себе в прошлом ничего, что стало бы для меня открытием. Меня окружали хорошие люди, я была полна уверенности. Помните, что вы можете силой воли изменить мир вокруг вас. Вы сами принимаете решение. Прислушивайтесь к другим, но не идите на поводу, слушайте себя, но не замыкайтесь на своих мыслях. Вы прекрасны — помните об этом.
Анастасия Л., поступила на медико-биологический в СибГМУ
Я из города Кемерово, школа — самая простая общеобразовательная на районе, без изысков и профилей. Однако начальную школу окончила в одном из престижных лицеев города, но это другая история. Училась хорошо, даже можно сказать средне, выделялись на общем фоне только химия и биология, так как к ним был серьезный интерес.
Решение поступить в Сибирский государственный медицинский университет пришло спонтанно. С детства мне хотелось быть врачом или ученым-биологом, а тут так получилось, что случайно узнала о существовании медико-биологического факультета, на котором можно совместить эти два направления.
Мама восприняла эту идею скептически поначалу, но меня поддержали бабушка и старший брат, а мама уже с гордостью потом через 6 лет слушала, как я читаю клятву российского врача. Друзья, конечно, тоже поддерживали, но по большей степени все были заняты своими заботами.
Готовилась в течение 11 класса. Сдавать нужно было русский и математику, а также химию и биологию. В 2013 году не было деления на профильный или не профильный уровни, а сам экзамен не вызывал сложностей, потому что перед глазами была хорошо очерченная цель.
С биологией все складывалось более чем удачно, потому что у меня был очень сильный учитель и мы вместе с ней занимались уже с 8-го класса, так как регулярно участвовала в олимпиадах. С химией пришлось чуть поднажать и подключить репетитора: занималась с преподавателем общей химии из местной медицинской академии. Мы встречались один раз в неделю, разбирали темы, решали задачи, но работа с репетитором — это только половина дела. Дома занималась по сборникам задач, находила варианты ЕГЭ в интернете, смотрела видео-разборы различных заданий.
Подготовка к экзаменам по русскому языку и математике проходила в школе во время уроков и на внеклассных занятиях 2 раза в неделю.
Из основных сложностей при подготовке к поступлению стоит выделить нагрузку по другим предметам, которая не становится меньше, поблажек никто не делает. Приходилось нехило жонглировать, чтобы успеть все и везде и чтобы оставалось времени на хобби. Это — самое главное, по моему мнению, дает хорошую разрядку, освобождает голову.
Опять же — в 2013 году все было очень просто. Сдаешь ЕГЭ по максимуму, отправляешь документы, скрещиваешь пальчики и ждешь результатов.
Была курьезная история, как мы со старшим братом ездили в Томск подавать документы: я очень стеснялась и он подал их практически за меня. Было очень волнительно, потому что результат в виде «поздравляем, вы зачислены» от председателя приемной комиссии я услышала спустя полтора месяца томительного ожидания, когда уже лично приехала в университет за 200 км от дома. Оказывается, в ПК потеряли мой номер и попросту забыли позвонить.
В отличие от школы, в медицинском все преподаватели обращались к нам исключительно на «вы» и по имени-отчеству. Это было для меня «вау». Потом, конечно же, впечатлил музей анатомии с обилием препаратов и возможностью буквально заглянуть во внутренний мир человека. Разочарования уже приходили после, когда на более старших курсах я сталкивалась с непрофессионализмом и недостаточным уровнем компетентности некоторых преподавателей. Но это скорее были исключения, чем правила.
Сложно было затолкать в голову и систематизировать знания по огромному количеству предметов. Медико-биологи изучают не только клинические дисциплины, но также и ряд фундаментальных: квантовая механика, оптика, высшая математика, молекулярная биология и т.д. И все это переплетается между собой.
Также большой сложностью стало совмещение работы в исследовательской лаборатории и учебы: я работаю со второго курса, из-за длительных экспериментов, когда порой ты даже не можешь отойти пообедать, приходилось задвигать некоторые предметы и потом спешно закрывать хвосты. Однако знания, полученные на работе, помогали успешно закрывать некоторые дисциплины, потому что практические знания очень хорошо иллюстрировали то, что рассказывали в теории на лекциях.
Мои советы поступающим:
1. Хорошо кушать, потому что учеба учебой, но гастрит не дремлет.
2. Слушать свой внутренний голос и свои «хочу». Мама с папой могут за вас выбрать профессию, но не им потом работать в выбранном направлении.
3. Не откладывать все на потом, потому что время пролетит незаметно. Подготовка должна быть системной и своевременной.
Маргарита М., поступила на журфак в ВШЭ
Я из Москвы, так что школу, соответственно, закончила здесь же. Это была языковая гимназия, больше всего времени я уделяла языкам — у меня был английский и испанский. Не могу сказать, что я была супер-ученицей, но гуманитарные и естественно-научные предметы у нас вели классно, поэтому со всем, что не касалось алгебры/геометрии, у меня проблем никогда не возникало. В девятом классе к нам приходили психологи с тестами, пытаясь определить, кому какая профессия подходит. Тесты были странные, знаешь, в стиле «если ты нарисовал треугольник, значит, будешь боссом, если кружок, значит, уйдешь в творчество».
К этому времени я уже точно знала, что хочу, чтобы моя профессия была напрямую связана с писательством. Рассматривала сценарные факультеты в театральных и Литературный, но в итоге поняла, что творчеством можно заниматься и так, а профессия нужна более прикладная, и решила, что буду поступать на журналистику (не скажу, что это было мое лучшее решение, но имеем то, что имеем).
Мой друг детства в это время уже активно готовился к поступлению на эконом в Вышку и посоветовал мне участвовать в олимпиадах, чтобы увеличить шансы. Так вот, забегая вперед, скажу — олимпиады и правда очень важны. Даже если ты не выиграешь ни одну, у тебя накопится супер опыт, и ЕГЭ уже не будет казаться таким страшным. Готовясь к олимпиадам, ты охватываешь гораздо больший объем информации, чем тот, который нужен для единого государственного экзамена, так что все идет только в плюс.
Начать с олимпиад в девятом классе — неплохо, но лучше где-нибудь в седьмом ;) Самостоятельно я, конечно, вряд ли бы могла к ним подготовиться, поэтому начала заниматься с репетитором, которая была победительницей нескольких олимпиад и готовила целенаправленно к ним. Занимались мы, кажется, три раза в неделю по 2-3 часа, плюс я постоянно писала эссе и сочинения и много читала (все олимпиады были по литературе и журналистике). Единственный минус — это и правда съедало почти все свободное время, мне пришлось уйти из театра, который я так любила, и полностью погрузиться в учебу. Конечно, охватить все олимпиады невозможно, поэтому я ограничилась четырьмя — Всероссом, вышкинской «Высшей пробой» и двумя от МГУ — «Ломоносов» и «Покори Воробьевы Горы». На тот момент я не думала о том, в какой именно ВУЗ хочу поступать, но в целом рассматривала только Вышку, МГУ, МГИМО и еще парочку, вроде РУДН и РГГУ.
Кстати, именно во время проведения олимпиад/вступительных советую обращать внимание на студентов и организаторов. Что мне сразу бросилось в глаза в Вышке, это то, что все происходило четко и вместе с тем на лайте — никто не нервничал, все улыбались, шутили и не создавали напряжения. Может, это сыграло небольшую роль в том, что с олимпиадами у меня сложилось именно в Вышке — я выиграла одну в десятом классе, а потом и в одиннадцатом. Если будешь участвовать, обрати внимание, что олимпиады таких крупных ВУЗов принимают везде — то есть с той же «Высшей пробой» можно поступить и в МГУ, например. Так что не ленись читать все условия и замечания, написанные мелким шрифтом :) Я за все эти два с половиной олимпиадных года прикипела к Вышке, поэтому сомнений в том, куда буду поступать, в одиннадцатом классе уже не было. Многие знакомые, кстати, удивлялись, и приходилось объяснять, что несмотря на свое название, этот ВУЗ готовит далеко не только экономистов.
Так как олимпиада автоматом давала 100 баллов по литературе, насчет этого ЕГЭ я не парилась и, честно говоря, почти не готовилась. Олимпиаду нужно было подтвердить и сдать его минимум на 60 баллов, я сдала на 91 (кажется… удивительно, как тогда были важны эти баллы, а спустя четыре года я уже и не помню их), плюс английский и русский у меня тоже были 90+, оставалось пройти вступительные испытания, и дело в шляпе. А, да, к русскому и английскому нас довольно хорошо готовили в школе, поэтому, если мне не изменяет память, у нас было много ребят с 90+ и даже стобалльников. В этом плане правда повезло с учителями, даже репетиторы многим не понадобились.
Так вот, вступительные испытания. На тот момент, чтобы поступить на журналистику в Вышке, нужно было пройти два этапа — написать эссе на заданную тему и, если ты набираешь нужное количество баллов, следом идет собеседование с комиссией. На письменном этапе у нас было десять тем на выбор — 5 литературных и 5 журналистских, я выбрала из последней группы. Там было что-то про телевизионные передачи, уже не помню точную формулировку.
К вступительным я, как и к олимпиадам, готовилась с репетитором (студенткой с журфака) — мы вместе читали и обсуждали новости, чтобы быть в курсе повестки, и я снова писала много эссе. И если письменный этап показался мне супер изи, то вот на устном был маленький ад. Потому что на собеседовании задавали вопросы из самых разных сфер, чтобы понять, какой у тебя кругозор. У меня были вопросы и про смерть Кеннеди (спасибо, что я тогда читала «11/22/63» Кинга), и про памятники в Москве, и про общую численность населения каких-то стран, и про съезды ЦК КПСС (вот тут я посыпалась, конечно), и про президентов США… В общем, не лучшее собеседование в моей жизни, но в итоге все закончилось хорошо, и я поступила на бюджет :)
В целом четыре года в Вышке это, конечно, маленькая жизнь, поэтому и хорошего и плохого там было предостаточно. Мне нравилось, что на первом курсе было довольно много общих предметов — и право, и философия, и психология, и еще много разных. Это дает хорошую базу и впоследствии помогает неплохо ориентироваться в этих темах (журналисту надо знать все, ю ноу).
Обучение в Вышке ориентировано на практику, поэтому у нас постоянно были какие-то проекты. Мы не выбирали специализацию, но у нас существовали так называемые «предметы по выбору», и их было вполне достаточно, чтобы понять, чего ты хочешь от этой жизни. Наряду с этим, естественно, куча домашек, дедлайнов и остальных прелестей студенческой жизни. Еще из плюсов — можно было выбирать немало предметов на английском и, если повезет с научным руководителем, то курсачи и диплом ты будешь реально писать с удовольствием. У меня так сложились звезды, и я три курса подряд анализировала в этих работах все, что так люблю — сериалы и «Гарри Поттера» :)
На третьем курсе я уже начала полноценно работать, но на фрилансе. Совмещать порой было сложно, приходилось печатать статьи прямо на парах (не все преподы одобряли, поэтому иногда я просто выходила посреди пары и не возвращалась). Но в целом третий курс на нашем факультете был самым лайтовым — идеальное время для того, чтобы начать работать. На четвертом я на несколько месяцев взяла перерыв с работой, чтобы написать диплом и подготовиться к поступлению в магистратуру, а потом снова вернулась.
3 совета, которые я бы дала себе поступающей:
Меньше нервничать, потому что оно того не стоит.
Не забивать на летнее путешествие в год поступления. Я думала, что если вдруг не поступлю, то совесть будет «грызть» меня за отдых, поэтому предпочла провести август в Москве/на даче. Супер зря!
Перестать бояться подвести учителей. Этот груз ответственности почему-то был самым серьезным для меня на тот момент, но теперь я понимаю, что до хорошего такие мысли не доводят.
3 совета для поступающих в этом году:
Расслабиться. Если ты не уверена в своих силах — в gap year нет ничего такого. Наооборот, это классный опыт и возможность попробовать себя в разных сферах.
Обсудить свои сомнения с кем-нибудь. Подруга, родители, друг по переписке — главное, чтобы был человек, который готов тебя выслушать :)
Помнить, что топовый ВУЗ — это далеко не все. В конце концов, если ты проявишь себя как умный и трудолюбивый человек, твоему работодателю будет наплевать, что именно ты закончила. Так что развивайся, твори и ничего не бойся!
Елизавета М, поступила на журфак филиала МГУ в городе Севастополе
Я родилась в Кисловодске, училась в начале в МБОУ СОШ №14 до 4 класса, а затем перешла в МБОУ СОШ №15. В нашей школе проходят циклами курсы при МГУ, поэтому многие ребята после окончания поступают именно туда. В моей школе углубленно изучались химия, биология, физика и математика, поэтому гуманитарных предметов на курсах не было.
С детства многие думали, что я пойду по стопам своего отца и поступлю в медицинский, но чем старше я становилась, тем больше понимала, что это совсем не мое. У меня очень хорошо шли гуманитарные предметы, мне нравилось писать и я много читала, но никогда не могла представить, что когда-то буду учиться в МГУ.
Параллельно я занималась вокалом и много выступала, поэтому также хотела продолжать заниматься музыкой. Примерно за год до поступления в 10 классе нужно было определиться, куда нужно поступать. На летних каникулах я ездила отдыхать в Севастополь и узнала, что там есть филиал МГУ. Так как родители меня не отпускали далеко, например, в Москву, а тетя и ее семья жили в Севастополе, мы решили, что я буду поступать туда на факультет журналистики.
Я готовилась к ЕГЭ год. Сдавала русский, математику, английский, историю и литературу. Я ходила к репетиторам каждый день: 2 раза в неделю на русский, 1 раз — на литературу, 2 раза на математику, и на английский — каждый день. Помню, что свободного времени у меня почти не было.
Основные сложности — все успеть: делать уроки, выступать и ходить к репетиторам, иногда приходилось чем-то жертвовать.
Поступление проходило в несколько этапов. В то время на журфаке еще были устные собеседования. У нас они проходили по видеосвязи. Еще мы писали два письменных экзамена. Еще я подала документы на филологический факультет и тоже прошла на бюджет, но отказалась в пользу журфака.
Особенность филиала — это вахтовый метод обучения. К нам приезжал преподаватель и всю неделю по 4 пары вычитывал предмет, а после окончания курса мы сдавали зачеты или экзамены. Первое время это вызывало сложности, потом уже привыкли. Мне очень нравилась атмосфера университета, веда именно там я впервые встретила людей, которые разделяли мои интересы.
До 3 курса я не работала, а после писала на фрилансе в газету и на сайты. Было не сложно совмещать, потому что я работала в свободное от учебы время. Учеба давалась мне легко, поэтому после окончания бакалавриата я продолжила обучение в магистратуре только уже в Москве.
Себе я бы пожелала меньше нервничать и переживать. У меня это прошло только после бакалавриата. А вам, ребята, желаю верить в себя, свои силы и никогда не сдаваться.