Кто будет ворошить старые раны, и рассказывать о времени, которое принесло много боли и разочарований. Практически никто. Но нам все же удалось найти 5 смелых девочек, которые решились поведать о непонимании и жестокости со стороны одноклассников, с которыми они столкнулись в школьные годы.
Катя
Я училась в школе по месту жительства, она считалась гимназией с углубленным изучением иностранных языков, однако по факту уровень образования в ней был далек от идеала. В нашем классе был не очень дружный коллектив – все делились на группы, между которыми периодически вспыхивали ссоры. Особенно в этом преуспели так называемые «сливки общества» (по крайней мере, они себя такими считали) – дети небедных для нашего небольшого городка родителей, считавших, что им все можно. В любой группе есть зачинщики и те, кто им поддакивает. Самыми задиристыми были мальчики, в младших классах от их хулиганских поступков страдали многие «простые» ученики.
Издевательства надо мной были связаны с моей старшей сестрой, она родилась с особенностями развития, у нее аутизм.
Мне было непросто это принять, но такова жизнь – она разная, и нельзя всех стричь под одну гребенку. Сестра ходила в ту же школу, что и я, так как это было удобно, потому что она была рядом с домом. Родители очень долго не хотели ее отдавать в школу для детей с особенностями развития, это сейчас говорят об инклюзивном образовании, а раньше (я окончила школу восемь лет назад) любые проблемы замалчивались, особенно в маленьких провинциальных городках. Одноклассники, конечно же, ее не принимали: они толкали ее, громко обзывали, смеялись прямо в лицо. Все знали, что это моя сестра, и многие думали, что я тоже какая-то «не такая». Так как по природе я человек стеснительный, зажатый (особенно среди незнакомых людей) и не люблю кричать, мне было сложно противостоять обидчикам. Самые «задиристые» хулиганы из числа «элиты» могли меня обзывать, брать у меня вещи, когда я отворачивалась, лепили жвачку в волосы, игнорировали, если я что-то спрашивала. Помню, один раз украли рюкзак, и мне пришлось искать его по школе. Было неприятно, я плакала. После этого инцидента классный руководитель поговорила с моими обидчиками. На какое-то время издевательства прекратились – они просто меня игнорировали: из принципа не говорили домашнее задание, или, например, что намечается вечеринка. Помню, был у нас один мальчик в классе, который очень любил боксировать на перемене, так вот он постоянно подходил ко мне, как будто я боксерская груша.
Я говорила с родителями на тему издевательств в школе, те советовали мне просто не обращать внимания. Мне было очень тяжело.
Для того чтобы насмешек стало меньше, и хулиганы понимали, что со мной можно общаться, я старалась делать все, чтобы быть полезной.
Сейчас понимаю, что все это глупости, а тогда это казалось концом света. Я также старалась больше общаться за пределами школы и как-то пытаться отличиться от своих обидчиков, например, принципиально слушала другую музыку, не R'n'B, а, скажем, инди и много читала (потому что те парни вообще ничего не читали). Наверное, это был больше юношеский максимализм, чем осознанное желание развиваться. Ближе к старшим классам нападок со стороны хулиганов стало меньше. Возможно, потому что родители решили отдать сестру в школу для детей с особенностями развития, а, может, потому что самый главный хулиган перевелся в другую школу по причине плохой успеваемости (однако в 11-м классе он вернулся, но это был уже другой человек), или потому что все вдруг начали понимать, что учиться вместе осталось совсем мало и скоро ЕГЭ, а значит, надо укреплять отношения с одноклассниками.
Тем, кого обижают в школе, хочу сказать, что любой коллектив – это не навсегда, люди меняются и взрослеют, и если не складываются отношения с кем-то из одноклассников, не переживайте.
Жизнь не ограничивается школой и теми, кто с вами там учится.
Прошло время, и я стала гораздо проще к этому относиться. Признаться, сейчас я не испытываю ни ненависти, ни большого желания видеть своих обидчиков. Также честно скажу, что я бы не очень хотела пойти на встречу выпускников. Я общаюсь с несколькими одноклассниками, и меня это вполне устраивает.
Даша
В 9 классе школы я была настоящей фанаткой Джастина Бибера. Плакаты, браслеты, телефон, забитый фотографиями любимого певца, встречи белиберов в центре Москвы и разговоры только о нем одном. Из-за этой страстной любви я поссорилась со своей ЛП, но на тот момент мне, если честно, было абсолютно все равно. У меня появилась куча друзей-единомышленников, с которыми мне нравилось проводить время. В то время я активно вела аккаунт в Твиттере, количество моих подписчиков переваливало за 1к и увеличивалось с каждым днем. Он был для меня настоящим личным дневником, где я могла делиться своими мыслями и чувствами, в том числе и по поводу проблем в школе. Меня адски бесили мои одноклассники (не понимали меня, слишком субъективно смотрели на мир и слушали русский рэп, который я на дух не переносила), поэтому в свой профиль я никого из них не добавляла.
Негативные эмоции потоком лились в социальную сеть, но я никогда не говорила о конкретных людях и не называла их имен.
Один раз я все же высказалась о конкретной однокласснице, назвав ее «полнейшей дурой». Как потом выяснилось, она была подписана на мой Твиттер и все читала. После этого на меня вмиг посыпался шквал обвинений, угроз о расправе, от нее и от одноклассников, у которых, наконец-то, появился повод на меня наехать. Меня эта ситуация даже позабавила. Мне писали сообщения «ВКонтакте» и на Фейсбуке (запрещенная в России экстремистская организация), кто-то даже слал смски. Говорили, что я злая, глупая, так еще и Бибера слушаю. Куча ФШ и прочей ерунды прилагалось.
На следующий день мне реально было страшно идти в школу. Собрав волю в кулак и включив Бибера погромче, я отправилась на растерзание.
Одноклассники объявили мне бойкот. Со мной никто не здоровался, не разговаривал, кто-то задевал меня плечом, проходя мимо, они шептались за моей спиной, смеялись, косо смотрели.
Мне ничего не оставалось, кроме как одной слоняться по коридорам на переменах, залипая в телефон. Около месяца я была изгоем, к чему уже успела привыкнуть. Но затем моя ЛП, с которой я поссорилась еще в начале учебного года, написала огромный пост о предательстве, друзьях и прощении. Я подумала, что речь обо мне и решила ответить ей в комментариях. После нескольких слезливых сообщений мы пришли к тому, что жутко соскучились друг по другу, и вся эта кутерьма не помешала нам остаться BFF. Как выяснилось, она была полностью согласна с тем, что та самая одноклассница «полнейшая дура», да и весь класс тоже так считал.
В школе все начали потихонечку оттаивать, здороваться со мной, смеяться над моими шутками и даже давали списывать домашку. Черный пиар сделал свое дело – я подружилась даже с бывшими врагами. На Джастина Бибера уже смотрели по-другому, признавая, что некоторые его песни очень даже ничего, да и сам он настоящий красавчик. А я, в свою очередь, поняла, что мои одноклассники не такие уж и плохие, и теперь сама периодически слушаю российский рэп. Вот такой вот хеппи-энд.
Полина
За все время учебы я успела поменять целых три школы, но сталкиваться с проблемами в общении с одноклассниками я стала лишь в последней. В 9 классе в самой середине учебного года я решила перейти из обычной средней школы в гимназию. В моем городе их было всего две, обе они считались лучше обычных школ. Не знаю, почему я приняла такое решение, родители меня не заставляли, говорили, что возможно лучше подождать до 10 класса и потом уже просто поступить в профильный класс в ту самую гимназию. Но я настояла на своем и пришла в новую школу сразу после Нового года. Я сразу обратила внимание на то, что весь класс разбит на группы. У мальчишек, как мне показалось, было две – «крутые» и «лузеры». Девочки делились также, но у «крутых» девчонок были еще подгруппы, например, «готы», которые фоткались на кладбищах. В общем, компания собралась интересная. Я никогда не отличалась особым талантом находить друзей. Почти сразу я подружилась с двумя двоечницами, над которыми все смеялись и никто с ними не общался. Даже учителя! Один раз мы сидели вместе на уроке английского языка, и преподаватель прозвала нашу группку «болото». Даже не знаю, за что я попала тогда под раздачу, ведь училась я нормально. Издеваться надо мной начали сразу, это были особо умные «крутые» мальчики, которые просто докапывались до самых слабых и беззащитных. Подсмеивались и «крутые» девочки, но они не были инициаторами. В школе я была небольшого роста и очень худая.
Но главное, на что не уставали указывать обидчики – это мои уши и восточная внешность. Именно из-за них я стала впоследствии обращать внимание на эти «недостатки».
Меня обзывали чебурашкой, говорили, чтобы шла продавать шашлык. Как бы смешно это сейчас не звучало, но тогда ребята сильно занизили мне самооценку. Однажды на экскурсии один мальчик обозвал меня, и это слышали все в автобусе. Он как-то смешно переделал мой ник в ICQ, добавив туда что-то связанное с шаурмой или вроде того. Тогда было совсем не весело, ведь свою шутку он повторял потом еще несколько раз. Мне было неприятно, я не любила ходить в школу и вообще, тогда мало с кем общалась в классе. У меня была достаточно интересная жизнь за стенами заведения, и это спасало.
Я не пыталась наладить отношения с ребятами, я просто не знала, как это сделать. Их было много, они все были остряками, а я этим не блистала особо, так что обычно я просто молчала.
Я даже уговорила маму сделать мне операцию на уши, чтобы хотя бы не быть чебурашкой.
Об этом я сейчас, кстати, не жалею, но все равно, до всех этих злых шуток я на это внимания не обращала. Самое обидное и страшное, что учителя ничего не делали, ну или почти ничего. С их стороны не было поддержки. Конфликт разрешился спустя полгода, – мы сдавали профильные экзамены, и были сформированы новые классы. С теми ребятами, которые надо мной смеялись, я больше не виделась.
Это было не самое лучшее время, не только из-за конфликтов. Хотя в 10–11 классе надо мной уже не смеялись. Обидчиков я простила. Но вот поднять самооценку оказалось не так-то просто. После школы мне пришлось долго бороться, чтобы понять, что я не глупая и не «болото», что в восточной внешности нет ничего плохого. Возможно, эти обиды даже в какой-то степени меня замотивировали. После школы я начала учиться намного лучше, поступила в иностранный вуз, пообщалась с людьми, которые никогда бы не опустились до шуток, связанных с национальностью. Так что даже из глупого хейта можно что-то вынести для себя.
Света
У меня уже с начальной школы были лучшие подруги в классе. Вообще, я считалась самым умным и способным ребенком, и все было более чем замечательно. Но в средней школе, в 6–7 классе что-то пошло не так. Меня начал игнорировать весь класс, включая моих подруг. Когда я требовала объяснений, они срывались на оскорбления, построенные на глупейших доводах. Да, знаете, школа – это такой место, где тезисы «самая умная» и «самая крутая» были далеко не комплиментами. Каждый раз, рассказывая подругам о своем дне и радостных событиях, я слышала в ответ: «Эй, хватит выпендриваться». Дело в том, что я с довольно-таки рано начала увлекаться модой и ходила на множество мероприятий, на которых общалась со звездами (которые соответственно были и кумирами моих одноклассников). Так как я была уверена, что свяжу свою жизнь именно с этим (неважно с какой стороны), то мне было и приятно общаться с известными актерами и певцами в 12 лет, делая первые шаги в своей профессии. Помню, переломным моментом в отношениях с классом стал эпизод, когда папа отвез меня на открытие бутика Киры Пластининой (я всегда была поклонницей не только ее коллекций, но и ее лично).
На следующий день девчонки сами попросили рассказать меня об этом мероприятии, а после – выставили меня хвастливой дурочкой.
Казалось бы, а какое дело парням было до всего этого? Волей судьбы вышло так, что каждая из моих еще тогдашних подруг имела множество кавалеров, которым ничего не стоило занять их сторону. Конечно, мне было очень тяжело чувствовать себя изгоем в коллективе, в котором я еще недавно гармонично существовала. Каждый день, приходя домой, я ревела в подушку, и уговаривала родителей разрешить мне не посещать этот ад, в связи со сложившейся ситуацией. Но спасибо им, что не давали мне прятаться от проблем под одеялом и снабжали журналами для подростков, в которых я находила отдушину. И знаете, я нисколько не злилась на подруг и одноклассниц, даже выполняла все их просьбы. Я понимала, что когда-нибудь это пройдет, они повзрослеют, и мы снова сможем нормально общаться. А ожидание этого момента скрашивало регулярное общение с редактором раздела «Психология» одного из обожаемых мною журналов, опять же, благодаря родителям. Спустя пару месяцев моему классу надоело играть в партизанский лагерь, и со временем все встало на свои места. Мои подруги признали, что были не правы и стали спрашивать у меня советы по стилю и сопровождать меня на мероприятиях, которые прежде они называли «моими понтами». Этой компанией мы так и просуществовали до самого выпуска.
Кстати, с одной из подруг, которая и была зачинщицей, мы дружим до сих пор, и это все еще самый близкий мне человек. Несмотря на то, что в истории нашей дружбы были подобные инциденты, скоро у нас юбилей – 15 лет дружбы. Помните, нужно уметь прощать людям их ошибки. Наладив отношения с классом, я надеялась, что все мои подростковые проблемы позади. Но не тут-то было. Когда я училась в 8 классе, решила выделиться из толпы. В то время я общалась с известным телеведущим музыкального телеканала, благодаря чему окончательно убедилась в том, что моя профессия будет связана с творчеством, и в честь этого покрасила волосы в ярко-красный цвет. А тогда подобные выходки не приветствовались. Уже в первые дни ребята на улицах орали: «Сжечь ведьму», но я от них пряталась. И как только я вся из себя счастливая и яркая пришла в школу, за дело принялись уже старшеклассники.
На переменах я боялась выходить в коридор – злобные старшаки не только отпускали оскорбления в мой адрес, но и толкали меня, а пару раз даже «случайно» ударяли ракетками для настольного тенниса.
Но страшнее всего было встречаться с ними на лестнице или в столовой – там они сообщали всем ученикам школы, кто я, по их мнению, и что бы они со мной сделали. Кстати, некоторые учителя присоединились к «акции ненависти» против меня, из-за этого я скатилась до «тройки». Учитель МХК говорил, что «краска мне мозг разъела», учитель биологии окрестила скинхедом и проституткой (в определенные дни недели к неформальному цвету волос бонусом шла черная одежда). Но в тот период я уже относилась ко всему куда проще – была уверена, что все хамоватые старшекурсники скоро покинут стены школы (так и случилось, они все ушли в ПТУ), а учителям я еще покажу, на что способна. К тому же тогда мои друзья поддерживали меня в перепалках со старшими ребятами, хоть и боялись. Что в итоге? Серебряная медаль, второй результат в классе по экзаменам и учеба в престижном вузе, где я не только чувствую себя «своей», но и отлично общаюсь со многими старшекурсниками, тусуюсь со своим курсом и решаю многие организационные вопросы, ну и как бонус – стажировка и работа в областях, которые мне всегда были интересны.
Мораль сей басни такова – всегда будь собой, не обращай внимания на завистников, как тяжело это не было, и всегда иди к своей цели! Твои мечты сбудутся, а те, кто дразнил тебя, так и останутся позади.
Юля
Наверно, в каждой школе и в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек, открытых издевательств, те мальчики и девочки, которых не принимают за «своих», а также те самые «свои», для которых день, прошедший без издевок над слабым одноклассником – неудачный день. Я, как никто другой, знакома с травлей в школе. Ведь за всю свою школьную жизнь мне удалось побывать и обидчиком, и защитницей и жертвой. Все началось еще в начальной школе. С первого класса у нас образовалась компания «крутышек». Чтобы попасть в эту компанию, надо было учиться на «отлично», быть дерзким, острым на язык и крутым, конечно же. Но в чем проявлялась крутость каждого из нас до сих пор остается для меня загадкой. Сначала все наши развлечения на переменах были совершенно невинными. Настоящая травля началась со второго класса. В нашем классе училась девочка по имени Ксюша. Изначально на нее мало кто обращал внимания: тихая, полненькая девочка в очках, с не очень высокой успеваемостью. Ксюша была полной противоположностью шумных зазнаек из компании «крутышек». Она бы и продолжила свою тихую, незаметную для нас жизнь, пока с ней не случилась одна неприятность. Однажды, после уроков, она каким-то загадочным образом умудрилась свалить все детские шкафчики. На себя. Ксюша так и осталась под всеми этими шкафчиками, детскими куртками и зонтами, ей никто не помог – все только смеялись. Этот случай обернулся для нее не только сломанной рукой, но и тем, что она стала настоящим посмешищем для нашего класса.
Над ней смеялись, когда мама помогала ей переодеваться в школе из-за сломанной руки; когда из-за своей неуклюжести она падала; над ней смеялись на уроках физкультуры – нам казалось очень забавным то, как трясется ее живот и как краснеет лицо, когда она бегает.
Как только мы над ней ни издевались! Сидя прямо за ней на уроках ИЗО, мы пачкали ее белые блузки черной краской, подрезали ее волосы и путали в них жвачки. Сейчас мне стыдно признаться, что генератором всех этих идей была я. Да, иногда я не сама совершала все эти пакости, но придумывала все это я... Шло время. И вот мы уже в средней школе. Из-за объединения двух классов «крутышек» стало больше, но жертва оставалась одна. В нашей компании появились совсем уж буйные и дерзкие девочки, которые не боялись даже поднимать на Ксюшу руку, не боялись толкать ее, дергать за волосы. Наша травля становилась все ужаснее и ужаснее, а учителя в средней школе, будто не видели всего этого. Но однажды во время перемены нас позвала к себе наша первая учительница Елена Борисовна. Мы вошли в класс, а там сидела Ксюша. Елена Борисовна призналась нам, что вот уже не раз Ксюша приходит к ней и плачет из-за наших выходок. Учительница заставила нас «помириться» с Ксенией и чтобы больше такого не было, а то она позвонит Ксюшиной маме. Все это нас, конечно, напугало, и у нас родился план. Так как наша «жертва» жила недалеко от меня, я должна была завоевать ее доверие, «подружиться» на время каникул и заодно найти у нее еще больше слабых мест. И именно последующие события стали крутым поворотом в моей школьной жизни, именно они «разбудили» мою совесть и «включили» мозг.
Подружиться с Ксюшей было несложно, так как она отчаянно нуждалась в друзьях. И вот наступил тот день, когда она пригласила меня в гости. У нее дома я увидела булавы и ленты для занятия художественной гимнастикой. Спросив Ксюшу об этом, она рассказала мне, что занималась художественной гимнастикой, когда была маленькой, но потом заболела и ей прописали гормональные препараты, которые стали причиной ее полноты. Потом мне стало интересно, знают ли Ксюшины родители об ее сложной ситуации в школе? Она сказала, что не знают только потому, что она не хочет новых проблем и унижений. После этого я много думала о Ксении и о других «бедолагах» нашего класса. Ведь каждый из них был хорошим человеком, над которым издевались только из-за того, что он не вписывался в нашу компанию.
Вернувшись в школу после каникул, я должна была снова присоединиться к «крутышкам», но такого желания у меня не было, и я демонстративно общалась с Ксенией.
Сказать то, что это шокировало весь класс – не сказать ничего. На следующий день я решила сделать объявление о том, что я больше не нахожусь в их компании и буду дружить только с аутсайдерами класса. Но они назвали меня предательницей и покровительницей аутсайдеров! Доказывая свою позицию, мне пришлось драться. Я дралась за справедливость в классе! После этого наш класс разделился на два лагеря: первый лагерь «крутышек» и второй лагерь «аутсайдеров и ботаников» во главе со мной. Все это сопровождалось драками и унижениями. Наконец-то учителя заметили хаос, творившийся в стенах школы. Начались звонки родителям и частые приглашения к директору, истерики и слезы. У преподавателей появилась договоренность следить за нашим классом и не допускать «кровопролития». Началась мирная жизнь. Мне нравилось проводить время с аутсайдерами, нравилось, зная их слабые стороны, помогать зачахлым, но милым ботаничкам, выглядеть и одеваться лучше. А с Ксюшей мы стали лучшими подругами, и мое влияние явно пошло ей на пользу. И, честно говоря, я безумно рада, что тогда судьба отвела меня от «крутышек», ведь в будущем многие из них стали двоечниками, курящими, пьющими алкоголь и делающими по два аборта в год, учась в 7 классе.
И теперь время, когда они были «королями школы» благодаря издевкам над слабыми, стало лучшим временем в их жизни.
Через год, в восьмой класс, родители перевели меня в гимназию, которая позже стала частной. В нашем классе учились «золотые» детки из богатых семей, которые просто игнорировали меня и считали помешанной на литературе девочкой. Там я познала всю прелесть «аутсайдерства» и поняла, что такое быть Дэном Хамфри из «Сплетницы». Теперь мне кажется, что это был «эффект бумеранга», судьба показала мне то, каково это быть не принятым коллективом.
Школьная жизнь многому меня научила. И за ее главный урок я получила «пятерку», но этой оценки нет в аттестате – это рубец в моем сердце. Я сделала вывод: неважно, как человек выглядит – полный он или наоборот слишком худой, ботаник, двоечник, книжный червь или бог знает кто еще, главное – никогда не стоит судить человека по его внешнему виду, и уж тем более издеваться над ним. Надо помнить, что у каждого из нас есть странности, которые делают нас непохожими на других. Сейчас я совсем не общаюсь ни со своими одноклассниками, ни с Ксюшей. Но эту историю я запомнила на всю жизнь.