Референс — это осознанная цитата внутри кадра. Такие отсылки работают как пасхалки: иногда буквально воссоздают известные картины, иногда — лишь намекают на них через цвет, композицию или свет. Главное — они никогда не бывают случайными: за каждым таким кадром — тщательно продуманная работа режиссера, художника-постановщика, оператора и других участников съемочной группы.
В этой статье мы разберемся, как режиссеры работают с референсами, и начнем с самых ярких примеров:
Ларс фон Триер и «Офелия» Джона Эверетта Милле
Один из самых узнаваемых кадров «Меланхолии» — сцена, где героиня лежит в воде с букетом цветов. Ее поза, ткань платья, приглушенный свет — все отсылает к картине «Офелия» Джона Милле. Это не просто эстетика: образ усиливает ощущение покоя перед концом, печальной красоты и принятия неизбежного.
«Поцелуй» Густава Климта в «Острове проклятых»
В сцене поцелуя героя Ди Каприо и его жены композиция кадра отсылает к «Поцелую» Климта: золотистый свет, мягкие ткани, поза, полная нежности. Скорсезе использует привычный светлый образ любви в максимально драматичной сцене, что вызывает противоречивые эмоции.
«Мечтатели» Бертолуччи и ожившая Венера Милосская
Поза Евы Грин в «Мечтателях» — прямая цитата Венеры Милосской. Никаких слов, только тело, свет и статика — чистая скульптура в кадре.
«Шоу Трумана» и Магритт
В финале «Шоу Трумана» герой выходит к краю мира — и упирается в нарисованное небо. Сцена отсылает к картине Магритта «При свете луны», где день и ночь соединены в одном пространстве. Как и у Магритта, здесь все построено на обмане восприятия: что настоящее, а что — декорация?
«Солярис» и «Охотники на снегу» Брейгеля
Зимний пейзаж в «Солярисе» Андрея Тарковского — как ожившая картина Брейгеля. Те же холод, дистанция, человеческие фигуры в бескрайнем ландшафте.
Визуальный язык Тарковского также часто напоминает древние фрески и иконы. Он любил строго выверенные композиции и приглушенные цвета — все это отсылает к православной живописи. Его герои будто «застывают» в кадре, как святые на иконах.
Работа с референсами
Работать с референсами режиссеров, операторов и художников учат с самого начала их профессионального пути. Для этого в киношколах даже есть специальное задание — фоторепродукция. Вместе студенты должны в точности воспроизвести заданную известную картину в кадре: повторить позу, одежду, свет, цвет. Режиссеры без образования увеличивают свою насмотренность в смежных искусствах.
Сегодня источником референса может стать что угодно: мода, реклама или даже фильмы других режиссеров. Да, ты все правильно поняла: режиссеры часто цитируют друг друга.
Один из самых ярких таких примеров — отечественный «Броненосец Потёмкин» и одесская лестница. В сцене, где детская коляска катится по ступенькам, Эйзенштейн успешно экспериментировал с эмоциями зрителей, растягивая время и заставляя нас «замирать» в ужасе. Этот прием, получивший название «монтаж аттракционов», напугал всю Европу, а успех картины привел к тому, что одесская лестница стала одним из самых цитируемых кадров в истории кино.
Ее воспроизводили в легендарном «Крестном отце» (1972), оскароносном фильме «Неприкасаемые» (1987), пародийном «Голом Пистолете» (1988) и многих других картинах.
Знаменитый кадр однажды появился даже в Симпсонах.
Да, режиссеры анимации тоже обращаются к референсам из кино. Например, мультфильм «Мадагаскар». Помнишь сцену, где Алекс плавает в куче мяса? Это прямая отсылка на культовую сцену с лепестками роз из фильма «Красота по-американски».
Николас Виндинг Рефн долго работал в рекламе, поэтому в «Неоновом демоне» он идет еще дальше и буквально цитирует эстетику рекламы парфюма и фешн-видеоклипов: глянцевая кожа, идеальные лица, мертвый взгляд в камеру. Некоторые сцены выглядят как ролики Gucci или Givenchy, доведенные до абсурда, а герои ходят в нарядах от Saint Laurent и Giorgio Armani. Это не просто стиль — это жесткая ирония над миром моды, шикарно раскрывающая сюжет на визуальном уровне.
Бывают и совсем неочевидные референсы. Например, при подготовке к съемкам фильма «Мария-Антуанетта» София Коппола дала художнице по костюмам в качестве референса макаруны из французской кондитерской Ladurée.
Йоргос Лантимос часто обращается в своих работах к театру абсурда, а в «Догвилле» Ларса фон Триера сцены разворачиваются на пустой черной сцене с размеченными линиями — как в экспериментальном театре XX века.
Педро Альмодовар вообще использует в качестве референса свет. В его фильмах он часто жесткий, контрастный, как на картинах Караваджо. Например, в «Дурном воспитании» или «Коже, в которой я живу» персонажи будто освещены театральным прожектором. Это не просто красиво: мы чувствуем напряжение — потому что свет буквально режет пространство, не давая спрятаться.
Знаменитый своим неповторимым стилем Уэс Андерсон, помимо художников и режиссеров, искал вдохновение в детских энциклопедиях и кукольных театрах. Как он сам делится в своих интервью, ему нравится, когда видно, что все сделано вручную.
Референсы — это не какой-то тайный язык людей из сферы искусства. Читая сценарий и продумывая визуальный ряд, режиссер в первую очередь задумывается именно о нас, зрителях: какие эмоции он хочет вызвать в той или иной сцене? Как можно показать то, что не передать словами? Поэтому каждый референс — не случайность. Он отвечает конкретной задаче.
Теперь ты знаешь, что такое референсы и насколько разными они бывают. В следующий раз, когда будешь пересматривать любимый фильм или пойдешь в кино на премьеру — попробуй угадать, чем вдохновлялся режиссер. Кино любит тех, кто смотрит внимательно.