Референсы в кино: когда заимствование — это искусство | Источник: theGirl
Фото

theGirl

Референс — это осознанная цитата внутри кадра. Такие отсылки работают как пасхалки: иногда буквально воссоздают известные картины, иногда — лишь намекают на них через цвет, композицию или свет. Главное — они никогда не бывают случайными: за каждым таким кадром — тщательно продуманная работа режиссера, художника-постановщика, оператора и других участников съемочной группы.

В этой статье мы разберемся, как режиссеры работают с референсами, и начнем с самых ярких примеров:

Ларс фон Триер и «Офелия» Джона Эверетта Милле

Один из самых узнаваемых кадров «Меланхолии» — сцена, где героиня лежит в воде с букетом цветов. Ее поза, ткань платья, приглушенный свет — все отсылает к картине «Офелия» Джона Милле. Это не просто эстетика: образ усиливает ощущение покоя перед концом, печальной красоты и принятия неизбежного.

Источник: Кадр из к/ф «Меланхолия» Ларса Фон Триера, картина «Офелия» Джона Эверетта Милле
Фото

Кадр из к/ф «Меланхолия» Ларса Фон Триера, картина «Офелия» Джона Эверетта Милле

«Поцелуй» Густава Климта в «Острове проклятых»

В сцене поцелуя героя Ди Каприо и его жены композиция кадра отсылает к «Поцелую» Климта: золотистый свет, мягкие ткани, поза, полная нежности. Скорсезе использует привычный светлый образ любви в максимально драматичной сцене, что вызывает противоречивые эмоции.

Источник: Кадр из к/ф «Остров проклятых» Мартина Скорсезе, картина «Поцелуй» Густава Климта
Фото

Кадр из к/ф «Остров проклятых» Мартина Скорсезе, картина «Поцелуй» Густава Климта

«Мечтатели» Бертолуччи и ожившая Венера Милосская

Поза Евы Грин в «Мечтателях» — прямая цитата Венеры Милосской. Никаких слов, только тело, свет и статика — чистая скульптура в кадре.

Источник: Кадр из к/ф «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи, скульптура «Венера Милосская» Александра из Антиохии на Меандре
Фото

Кадр из к/ф «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи, скульптура «Венера Милосская» Александра из Антиохии на Меандре

«Шоу Трумана» и Магритт

В финале «Шоу Трумана» герой выходит к краю мира — и упирается в нарисованное небо. Сцена отсылает к картине Магритта «При свете луны», где день и ночь соединены в одном пространстве. Как и у Магритта, здесь все построено на обмане восприятия: что настоящее, а что — декорация?

Источник: Кадр из к/ф «Шоу Трумана» Питера Уира, Картина «При свете Луны» Рене Магритта
Фото

Кадр из к/ф «Шоу Трумана» Питера Уира, Картина «При свете Луны» Рене Магритта

«Солярис» и «Охотники на снегу» Брейгеля

Зимний пейзаж в «Солярисе» Андрея Тарковского — как ожившая картина Брейгеля. Те же холод, дистанция, человеческие фигуры в бескрайнем ландшафте.

Источник: Кадр из к/ф «Солярис» Андрея Тарковского, картина «Охотники на снегу» Питера Брейгеля
Фото

Кадр из к/ф «Солярис» Андрея Тарковского, картина «Охотники на снегу» Питера Брейгеля

Визуальный язык Тарковского также часто напоминает древние фрески и иконы. Он любил строго выверенные композиции и приглушенные цвета — все это отсылает к православной живописи. Его герои будто «застывают» в кадре, как святые на иконах.

Работа с референсами

Работать с референсами режиссеров, операторов и художников учат с самого начала их профессионального пути. Для этого в киношколах даже есть специальное задание — фоторепродукция. Вместе студенты должны в точности воспроизвести заданную известную картину в кадре: повторить позу, одежду, свет, цвет. Режиссеры без образования увеличивают свою насмотренность в смежных искусствах.

Сегодня источником референса может стать что угодно: мода, реклама или даже фильмы других режиссеров. Да, ты все правильно поняла: режиссеры часто цитируют друг друга.

Один из самых ярких таких примеров — отечественный «Броненосец Потёмкин» и одесская лестница. В сцене, где детская коляска катится по ступенькам, Эйзенштейн успешно экспериментировал с эмоциями зрителей, растягивая время и заставляя нас «замирать» в ужасе. Этот прием, получивший название «монтаж аттракционов», напугал всю Европу, а успех картины привел к тому, что одесская лестница стала одним из самых цитируемых кадров в истории кино.

Источник: Кадр из к/ф «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна
Фото

Кадр из к/ф «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна

Ее воспроизводили в легендарном «Крестном отце» (1972), оскароносном фильме «Неприкасаемые» (1987), пародийном «Голом Пистолете» (1988) и многих других картинах.

Источник: Кадр из к/ф «Голый Пистолет» Дэвида Цукера
Источник: Кадр из к/ф «Крестный отец» Френсиса Форда Копполы
Источник: Кадр из к/ф «Неприкасаемые» Брайана де Пальмы

Знаменитый кадр однажды появился даже в Симпсонах.

Источник

Кадры из анимационного ситкома «Симпсоны»

Да, режиссеры анимации тоже обращаются к референсам из кино. Например, мультфильм «Мадагаскар». Помнишь сцену, где Алекс плавает в куче мяса? Это прямая отсылка на культовую сцену с лепестками роз из фильма «Красота по-американски».

Источник: Кадр из анимационного фильма «Мадагаскар» Эрика Дарнелла и Тома МакГрата, кадр из к/ф «Красота по-американски» Сэма Мендеса
Фото

Кадр из анимационного фильма «Мадагаскар» Эрика Дарнелла и Тома МакГрата, кадр из к/ф «Красота по-американски» Сэма Мендеса

Николас Виндинг Рефн долго работал в рекламе, поэтому в «Неоновом демоне» он идет еще дальше и буквально цитирует эстетику рекламы парфюма и фешн-видеоклипов: глянцевая кожа, идеальные лица, мертвый взгляд в камеру. Некоторые сцены выглядят как ролики Gucci или Givenchy, доведенные до абсурда, а герои ходят в нарядах от Saint Laurent и Giorgio Armani. Это не просто стиль — это жесткая ирония над миром моды, шикарно раскрывающая сюжет на визуальном уровне.

Источник: Кадр из к/ф «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна
Фото

Кадр из к/ф «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна

Бывают и совсем неочевидные референсы. Например, при подготовке к съемкам фильма «Мария-Антуанетта» София Коппола дала художнице по костюмам в качестве референса макаруны из французской кондитерской Ladurée.

Источник: Кадр из к/ф «Мария-Антуанетта» Софии Копполы
Фото

Кадр из к/ф «Мария-Антуанетта» Софии Копполы

Йоргос Лантимос часто обращается в своих работах к театру абсурда, а в «Догвилле» Ларса фон Триера сцены разворачиваются на пустой черной сцене с размеченными линиями — как в экспериментальном театре XX века.

Источник: Кадр из к/ф «Догвилль» Йоргоса Лантимоса, фотография эпического театра Бертольта Брехта
Фото

Кадр из к/ф «Догвилль» Йоргоса Лантимоса, фотография эпического театра Бертольта Брехта

Педро Альмодовар вообще использует в качестве референса свет. В его фильмах он часто жесткий, контрастный, как на картинах Караваджо. Например, в «Дурном воспитании» или «Коже, в которой я живу» персонажи будто освещены театральным прожектором. Это не просто красиво: мы чувствуем напряжение — потому что свет буквально режет пространство, не давая спрятаться.

Источник: Кадр из к/ф «Кожа, в которой я живу» Педро Альмодовара, картина «Призвание апостола Матфея» Микеланджело Меризи да Караваджо
Фото

Кадр из к/ф «Кожа, в которой я живу» Педро Альмодовара, картина «Призвание апостола Матфея» Микеланджело Меризи да Караваджо

Знаменитый своим неповторимым стилем Уэс Андерсон, помимо художников и режиссеров, искал вдохновение в детских энциклопедиях и кукольных театрах. Как он сам делится в своих интервью, ему нравится, когда видно, что все сделано вручную.

Источник: Кадры из к/ф «Отель Гранд Будапешт» и «Королевство полной луны» Уэса Андерсона
Фото

Кадры из к/ф «Отель Гранд Будапешт» и «Королевство полной луны» Уэса Андерсона

Референсы — это не какой-то тайный язык людей из сферы искусства. Читая сценарий и продумывая визуальный ряд, режиссер в первую очередь задумывается именно о нас, зрителях: какие эмоции он хочет вызвать в той или иной сцене? Как можно показать то, что не передать словами? Поэтому каждый референс — не случайность. Он отвечает конкретной задаче.

Теперь ты знаешь, что такое референсы и насколько разными они бывают. В следующий раз, когда будешь пересматривать любимый фильм или пойдешь в кино на премьеру — попробуй угадать, чем вдохновлялся режиссер. Кино любит тех, кто смотрит внимательно.