В этом году западный кинематограф будто бы пережил второе рождение: столько крутых фильмов за один год не выходило с середины 2010-х годов. Тут тебе и боевики, и английские драмы, сатирические комедии и даже поющий Райан Гослинг. Кто на какое место попал и почему? Сверяйся со списком лучших западных и европейских фильмов по версии читателей theGirl и готовься наверстывать упущенное!
10. Солтбёрн
На первом с конца месте у нас стоит история о токсичной одержимости. Ее центральная фигура — жаждущий успеха в обществе парень (Барри Кеоган, как всегда, завораживает), пытающийся пробиться в богатую семью в Англии 2000-х годов. Это один из самых странных фильмов года: критики либо аплодировали его смелости, либо отвергали как пустую провокацию из-за графического использования обнаженной натуры, сексуальных образов и экстремального поведения героев.
9. Присцилла: Элвис и я
И да, в предыдущем фильме тоже был Джейкоб Элорди, но тут он особенно хорош (даже в роли противоречивого Элвиса, даже в роли второго плана). Это безумно красивая слезовыжималка, настолько меткая, что захватывает дух. Никто никогда не обвинял Софию Копполу в отсутствии вкуса! Снятая на основе мемуаров Присциллы о жизни с Элвисом, который с 14 лет готовил ее к роли своей спутницы, «Присцилла: Элвис и я» — это мечтательное и тревожное исследование жизни девочки в позолоченной клетке (фирменный прикол Копполы).
8. Убийца
«Убийца» — это тот фильм, который может на пять минут растянуть сцену драки, которая лучше, чем почти любая экшен-сцена за год, а затем больше никогда не возвращаться к рукопашному бою. Другими словами, это фильм Дэвида Финчера от и до. Его манера съемки и подачи истории сквозит через каждый его триллер, безупречно исполняя каждый из них, и при этом позволяя себе усмехаться. Это тот фильм, который кажется настолько легким и гладким, что удивительно, как щетина Фассбендера в нем умудряется оставаться такой неаккуратной.
7. Бедные-несчастные
Если бы существовала награда за самый странный байт на «Оскар», она досталась бы союзу Эммы Стоун, греческого режиссера-сюрреалиста Йоргоса Лантимоса и сценариста Тони Макнамары. Фильм «Бедные-несчастные» претендует на несколько статуэток и это неслучайно. Ты смотришь странную, неофранкенштейновскую басню о поисках независимости, идентичности и смысла жизни ожившей женщины. И да, это «Барби», только для душных Барби-готок. Великолепно!
6. Джон Уик 4
Джон Уик всегда хотел уйти на пенсию, но, похоже, никто ему этого не позволяет Сага Чада Стахелски об убийце убийц достигает ошеломляющей кульминации в четвертой главе — фильме, который каким-то образом умудряется бежать быстрее и бить сильнее, чем три предыдущих фильма. Сражаясь с легендами боевиков Донни Йеном и Скоттом Адкинсом, Киану Ривз заставляет Джона Уика действовать еще жестче, чем прежде, сражаясь против неприкасаемых богачей с комплексом Бога.
5. Город астероидов
Для тех, кто плохо знаком с творчеством Уэса Андерсона — смотрите этот фильм. В нем множество быстро говорящих людей с невозмутимым спокойствием реагируют на необычные события на фоне тщательно проработанных декораций. Но поклонники видят множество нюансов в этой формуле, поскольку голос Андерсона (особенно его чувство юмора) развивается от фильма к фильму. В «Городе астероидов» этот голос сосредоточен на вопросе искусства и творчества — для кого оно, что оно приносит художнику и зрителю. Очень тонко, красиво и… мудро!
4. Барби
Нельзя отрицать, что «Барби» — такой же культовый момент нашей поп-культуры, как «Слово пацана», «Оппенгеймер» и приколы Илона Маска с Твиттером. Грета Гервиг и Ноа Баумбах превратили идеи феминизма в задорную сатиру, полную ярких и выигрышных сцен, метких шуток в адрес Mattel и шикарных кинозвезд, явно кайфующих от происходящего. А еще этот фильм подарил нам яркие, попсовые и юмористические музыкальные номера, в том числе бенефис Райан Гослинга, чья песня «I'm Just Ken» стала настоящим гимном 2023 года.
3. Убийцы цветочной луны
Наш топ-3 будет крайне драматичным, но безумно проницательным и заставляющим задуматься о прошлом и будущем. На третьем месте — новый фильм Мартина Скорсезе о человеке, которому предстоит сделать нелегкий выбор. Эрнест Буркхарт (Леонардо ди Каприо) любит деньги. Это первое, что он говорит, когда прибывает в Оклахому, только что пережившую ужасы войны, и попадает в объятия своего дяди-манипулятора Уильяма Хейла. Вместе они захотят превратить эту землю, родину племени осейджей, в еще одно поле для убийств. В течение 206 минут мы наблюдали за тем, что они творят… И это нужно увидеть каждому.
2. Оппенгеймер
Что можно еще сказать о преступном компромиссе Америки с совестью при сбросе атомной бомбы или об исковерканной жизни ее создателя Дж. Роберта Оппенгеймера? Как доказывает Кристофер Нолан в своем байопике о жизни физика-теоретика, здесь есть что почувствовать и рассказать. Пересекая время со скоростью света и собирая факты воедино так, как не может никто, Нолан расщепляет атомы своего Прометея-Оппенгеймера, чтобы понять не «что», а «как» и «почему». Идеальный претендент на Оскар этого года.
1. Прошлые жизни
Да, обвиняй нас в кумовстве, но на первом месте тебя ждала романтическая драма про корейцев в Америке. «Прошлые жизни» рассказывают о любви, которая могла бы быть. Но это также и о человеке, который мог бы быть (или о двух людях, или о трех). Действие фильма разворачивается в трех временных рамках. В Сеуле, на рубеже тысячелетий, На Ён и Хэ Сон — 12-летние друзья, которые начинают испытывать друг к другу глубокие чувства. Но семья На Ён планирует эмигрировать в Канаду.
Спустя 12 лет На Ён меняет имя на Нору Мун (Грета Ли) и становится молодой писательницей, живущей в Нью-Йорке. У нее завязывается роман по скайпу с Хэ Соном (Тэо Ю), но планы навестить друг друга так и не сходятся. Через 12 лет Нора все еще живет в Нью-Йорке со своим мужем Артуром (Джон Магаро), и Хэ Сон приезжает к ним в гости, угрожая разрушить жизнь каждого в этом треугольнике.