Азия представляет собой самую большую часть света – не только по территории, но и по численности населения. И, несмотря на значительный перевес в сторону Востока, мы тщательно обходим их влияние на мир моды стороной, устремляясь к тенденциям Запада. Это объясняется тем, что азиатские границы такие же размытые, как и определение азиатского стиля.
Не совсем ясно, какую страну мы подразумеваем, когда говорим об азиатских тенденциях. Японию? Китай? Корею или, быть может, Таиланд? На протяжении тысячелетий Азия повидала многое: расцвет великих цивилизаций и миллионные войны, зарождение творчества и первобытную жестокость, разрушение природными катаклизмами и плодородие. Каждый народ, проживающий в этом регионе, имеет свою самобытную культуру, которая и сформировала их нынешний вид. Поэтому сегодня мы попробуем разобраться в том, что же такое азиатский стиль.
Части целого: минимализм & киберпанк
Мы уже знаем, что азиатский стиль – это сочетание несочетаемого, эффект контрастов, анализ всего, что было, есть и что будет завтра. Как только маст-хев появляется на подиуме – в Китае его уже носят «простые смертные». Благодаря развитым технологиям процесс обработки информации происходит быстрее и тренды ощущаются ярче, но, будучи там, ты никогда не сможешь забыть о своем культурном коде, о своих корнях, не сможешь отказаться от своей истории.
В этом мире традиционные мотивы не конфликтуют с контрастным многообразием прогрессивной части населения. И именно в этом заключается главная прелесть азиатской моды. Окей, чтобы не было трудно, разложим по полочкам.
What is Asian style?
Первооснова азиатского стиля – это всегда отсылка к национальным мотивам. А значит, шитье из роскошных тканей, которые формируют многослойные наряды по типу кимоно и платьев-халатов. Не забываем и об особенном крое: азиаты любят минимализм и «отрываются» на конструктивизме, асимметричности и стиле oversize. В классических нарядах не встретить декольте и вырезов, совершенно типичным для азиатской моды является расклешенный силуэт, длина ¾ и использование шляпы доули в качестве аксессуара. Такой подход ставит комфорт и аскетичность во главу угла.
Еще одна узнаваемая черта азиатской моды – этнические узоры. В восточном орнаменте преобладает иллюстрация цветущей сакуры и другой флоры, а также анималистский принт в виде разнообразных драконов и необычных птиц. Более завуалированное использование азиатского стиля может угадываться в деталях – тех же китайских воротниках-стойках и воздушных петлях.
Другой тип отражения азиатской культуры во внешнем виде местных жителей – использование элементов боевой экипировки самураев (кожаные маски и своеобразные панцири, выполняющие роль бронежилетов).
Но все это представляет только одну часть тенденции, другая ее сторона покажется дикой, необъятной – это то, что формирует уличный стиль Китая, Японии и Южной Кореи. На развитие современного азиатского стиля во многом повлияли два культовых дизайнера: Рей Кавакубо с трендом на постъядерную моду и Ёдзи Ямамото с концептуальным черным (сейчас он еще ведет бренд Y-3 совместно с adidas).
Оба дизайнера работали на контрасте, продвигая через свое творчество истории о разрыве шаблонов и ценности человеческого духа. Например, главной идеей Ёдзи было показать, что душа важнее внешней оболочки. По его мнению, одежда не должна мешать раскрывать душу, характер и личность человека, а цвет и материал при этом играют второстепенную роль.
Рей полагала, что людям необходимы «сильные» вещи, которые будут максимально отражать их внутренний мир, вносить уникальность в однообразие доступной моды, что одежда должна быть искусством, но никак не просто одеждой. Поэтому в творчестве этих великих дизайнеров, которые пропагандировали сходные идеи, но выражали их по-разному, мы не видим противостояния стилей (хотя изначально может так показаться).
Азиатская мода – многогранна, в ней найдется место для всего, что ты захочешь отразить. Любые дурацкие идеи, любые высказывания не будут восприняты как ненормальность, ошибочность. Тебя не высмеют, если ты оденешься во что-то, что может показаться чересчур, если выйдешь в дождь на улицу в белом или забьешь все лицо тату.
Азия с ее перенаселенностью – это постоянная попытка выделиться из толпы, а не спрятаться в ней. Это победа индивидуализма и красоты. Вероятно, это мир будущего и мода будущего, до которой мы еще не доросли.
Недели моды и street style
Ты никогда не задумывалась о том, почему мы не слышим об азиатских Неделях мод, несмотря на то что там постоянно появляются новые бренды? А мы задумались и нашли свой ответ. Раньше азиатские дизайнеры пытались сделать модные шоу в Париже, так как это лучший способ заявить о себе.
В Азии существует большая конкуренция, поэтому многие не хотят тратить время на то, чтобы заслужить признание в своей стране. Но с каждым годом желающих показать свои коллекции за рубежом становилось все больше, и азиатским дизайнерам пришлось остаться на своей территории. Поэтому восточный рынок – наиболее обособленная часть индустрии. Можно сказать, что он закрыт.
К тому же раньше развитию моды в Азии мешала не только политическая напряженность между странами, но и разобщенность организаторов в Японии, Южной Корее и Китае. Это приводило к тому, что Недели моды в разных районах проходили не последовательно одна за другой, а параллельно друг другу. Показы пересекались настолько хаотично, что даже желающие их посетить представители fashion-индустрии просто физически не успевали попасть на большинство из них.
Со временем в Азии сформировалась своя модная столица, которая сейчас носит звание города-трендсеттера. Ей стал Сеул – и не просто так, а благодаря популярности корейских поп-звезд и удачного места для проведения Недели моды (показы проводятся в архитектурном комплексе авторства Захи Хадид).
Успех на южнокорейском рынке гарантирует успех во всей Азии, которая является одним из самых больших мировых рынков в индустрии.
Любопытный факт: корейская индустрия моды существует всего 18 лет, но при этом стремительными темпами набирает популярность среди западной прессы и байеров. И самое забавное, что зачастую Неделя моды в Сеуле притягивает зрителей вовсе не тем, что происходит на подиуме.
Сеул по праву можно назвать столицей уличной моды, который больше напоминает косплей в стиле street-fashion. Да, все происходящее больше напоминает фестиваль моды, в котором нет места напыщенности и сложности, присущей классическим fashion-шоу.
Здесь легко встретить одетых не по погоде девушек в разноцветных прозрачных платьях рядом с китайскими неформалами, наряженных по последним тенденциям годовалых детей и влюбленные пары в одинаковых комбинезонах. В Сеуле найдется место и людям с цветными волосами, больше напоминающим героев аниме в жанре киберпанка, и их друзьям в традиционных одеяниях.
Здесь все передовые тенденции: утекающий, словно песок сквозь пальцы, fast-fashion, национальные нотки и переработанные азиатские шаблоны (очень много «школьниц»). Короче, многообразие костюмов, напрямую связанное с численностью населения и желанием выделиться, популярность макияжа и татуировок заставляют нас невольно полюбить и начать перенимать этот микс безумной азиатской моды.