Самый тяжелый номинант на «Оскар»: рецензия на фильм «Мальчишки из „Никеля“»
Фото

theGirl

Лента «Мальчишки из „Никеля“» претендует на «Оскар» в двух номинациях — «Лучший фильм» и «Лучший адаптированный сценарий» (картина основана на одноименном романе Колсона Уайтхеда). В последние годы подобные фильмы стали обязательными для включения в число претендентов на заветную статуэтку — речь в «Мальчишках из „Никеля“» идет об ущемлении афроамериканцев. Однако эта работа из массы других, снятых за прошлые годы, явно выделяется.

Сюжет фильма «Мальчишки из „Никеля"»

События происходят в 1960-х на американском Юге, где еще сильны законы сегрегации. Главный герой Элвуд Кертис, талантливый темнокожий подросток, поступает на подготовительные курсы в колледже для темнокожих и, чтобы добраться туда, ловит попутку. Почти сразу автомобиль останавливает полиция — машина оказывается угнанной. Элвуду не верят, что он не знаком с водителем, и он попадает в исправительное учреждение — в академию Никеля.

Элвуд верит в справедливость и надеется, что все поймут, какой он на самом деле, и отпустят. Однако этого не происходит. Кроме того, в академии царят жестокие порядки: белые охранники избивают, унижают и даже убивают воспитанников. Вместе с товарищем по несчастью Джеком Тёрнером Элвуд пытается не потерять себя в ужасающих условиях и выбраться на свободу.

Эффект присутствия в фильме «Мальчишки из „Никеля"»

Картина захватывает с первых кадров благодаря необычной манере съемки. Мы встречаем Элвуда еще ребенком, и смотрим на мир его глазами. Кинематографисты сразу ломают четвертую стену и делают нас непосредственными участниками событий. Мы следим за происходящим с высоты роста ребенка и, благодаря вниманию авторов к деталям, мгновенно проникаемся его чувствами и размышлениями. Такой подход к съемке буквально гипнотизирует и приковывает к экрану. Впоследствии он используется и в отношении других персонажей, что делает историю более трогательной, пронзительной и личной со всех сторон.

Самый тяжелый номинант на «Оскар»: рецензия на фильм «Мальчишки из „Никеля“»
Фото

Кадр из фильма «Мальчишки из „Никеля"»

Оператору РаМеллу Россу удалось добиться эффекта, при котором художественный вымысел переплетается с пугающей реалистичностью. Он намеренно использует сдержанную, почти документальную манеру съемки, чтобы зритель ощущал присутствие на месте событий. Камера часто остается неподвижной, донося до нас весь ужас происходящего. Причем непосредственно насилие остается за кадром, а мы все осознаем благодаря звукам, реакциям воспитанников академии и собственному воображению.

Музыкальное сопровождение минималистично, но точечно бьет по эмоциям зрителя. Вместо традиционного саундтрека в картине в основном используются звуки окружающего мира — шум деревьев, скрип пола, приглушенные голоса за стенами, — все это усиливает эффект погружения в атмосферу фильма.

Самый тяжелый номинант на «Оскар»: рецензия на фильм «Мальчишки из „Никеля“»
Фото

Кадр из фильма «Мальчишки из „Никеля"»

Социальная значимость фильма «Мальчишки из „Никеля"»

«Мальчишки из „Никеля“» — это не просто фильм о жестокости, это глубокая и многослойная драма о системном насилии и расовой дискриминации. Он поднимает вопрос о том, как несправедливость и предвзятость ломают судьбы, и как сложно сохранить свою человечность, когда вокруг царит зло.

Фильм отчетливо показывает, что академия «Никель» — это не просто исправительное учреждение, а воплощение всей системы угнетения, где дети становятся жертвами беззакония. Финал не дает легких ответов, а лишь заставляет задуматься о том, насколько глубоко укоренились подобные преступления в истории общества.

Недостаток фильма «Мальчишки из „Никеля"»

Несмотря на всю пронзительность истории и сильнейший эффект присутствия, смотреть фильм не так-то просто. И виной тому не только тяжелая тема, явно не располагающая к веселому времяпрепровождению. Картина обладает особым ритмом повествования, который можно назвать нарочито медлительным. Эта неспешность — осознанный художественный прием, который, конечно, позволяет зрителю прочувствовать каждую сцену, но со временем начинает утомлять.

Самый тяжелый номинант на «Оскар»: рецензия на фильм «Мальчишки из „Никеля“»
Фото

Кадр из фильма «Мальчишки из „Никеля"»

В академии «Никель» дни героев тянутся бесконечно долго, и этот эффект передается зрителю. Камера фиксирует даже самые обыденные моменты. Они могли бы быть сокращены в более динамичном фильме, но здесь им отдают немало экранного времени, что вызывает двойственные ощущения.

Эта медлительность создает тяжелую, удушающую атмосферу. Фильм буквально давит на зрителя, не давая ему расслабиться. В итоге получается гнетущая история, от которой невозможно отстраниться, потому что она тянет в себя, заставляет чувствовать каждую несправедливость, каждую вспышку насилия, каждую сломанную судьбу.