«Мы то, что мы едим» — это фраза принадлежит Гиппократу, древнегреческому врачу, целителю и философу. Он считал, что пища — это не просто инструмент для утоления голода, это главное звено, которое влияет на здоровье человека, характер заболеваний и его сознание.
Современные ученые полностью разделяют это мнение. Здоровье и продуктивность, продолжительность жизни зависят от правильного питания, получения организмом необходимой энергии, белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов в нужных количествах, соответствующих полу, возрасту и профессии.
И как оказалось, с этим утверждением полностью согласны и модные дизайнеры. Да-да, те самые сумасшедшие сумасброды, как считают некоторые, не просто выпускают какие-то нелепые и неносибельные коллекции, а через свое творчество и моду привлекают внимание к одной из главнейших проблем современности, которой страдают современные люди, в особенности молодое поколение, — отсутствие фруктов и овощей в рационе 🥦
Мода на здоровье
В современном мире здоровый образ жизни становится все более популярным, и мода не остаётся в стороне. Дизайнеры активно включают элементы здорового образа жизни в свои коллекции, делая акцент на фруктах и овощах.
Сумочки в виде пучка спаржи, обувь и платья, изрисованные редисом, пекинской капустой, морковкой и картошкой у Джоанатан Андерсона в Loewe, яблоки, виноград, клубника, лимоны у Оливье Рустена в Balmain или миниатюрные гроздья винограда, пришитые к воротнику пиджака в S.S. Daley — вот лишь некоторые примеры того, как дома моды и дизайнеры демонстрируют свою одержимость фруктами и овощами в этом году, представляя коллекции на осень и зиму 2024–2025 🍇
Для Оливье Рустена демонстрация этого тренда на подиуме была вполне естественной. Дизайнер черпал вдохновение в своем родном городе Бордо, где виноградная гроздь служит эмблемой, а также в воспоминаниях о своей приёмной матери. Незадолго до показа он поделился с Vogue Runway: «Моя мама увидела эту коллекцию, и она ей очень понравилась. Коллекция напомнила ей о моём детстве. Она всегда носила плащ, и мы отправлялись на пикник, расстилая на траве клетчатое одеяло» 🥺
Для Джонатана Андерсона работа с миром фруктов и овощей — это возможность превратить обычное в необычное. Каждый сезон этот дизайнер удивляет нас своей способностью превращать повседневные предметы и явления в ультрамодные: губная помада и твердое мыло в его руках превращаются в эффектные каблуки, сотни воздушных шариков — в ироничные туфли-лодочки, обыкновенный голубь — в один из самых эффектных клатчей в истории.
Теперь же Андерсон представляет нашему вниманию базовую одежду, аксессуары и ботинки, усыпанные спаржей, редиской и листьями салата 🥬
Поколение Z
В 2024 году одежда все больше ориентируется на экологичность и заботу о здоровье, что отражается и на используемых в ее производстве материалах и продуктах.
Это явление можно объяснить, в частности, влиянием поколения Z, которое стоит за появлением множества новых тенденций в моде и красоте. Каждый день в социальных сетях, в особенности TikTok, появляются десятки новых «коров» и эстетик. Многие из них имеют названия, связанные с едой: например, Tomato Girl aesthetic, Lemon girl или эстетика Vanilla girl, сочетающая роскошь, нежные оттенки и уют 🍅
В моде, как и среди молодежи, своеобразное «выращивание» фруктов и овощей, будь то вышитая редиска на платье или стиль, вдохновленный помидорами, — это возможность вернуться к природе и замедлить темп жизни. Эта тенденция отражает стремление к простоте, близости к натуральности и самости, что контрастирует с суетой и ограничениями современного общества.
Молодое поколение все активнее выбирает пасторальные образы, символически отдыхая от городской суеты, пускай в реальности полностью абстрагироваться от нее не всегда получается.
Еда — новая роскошь
Появившийся на подиумах в этом году тренд на здоровое питание отражает сложности нашего времени: мировые конфликты, кризисы, экологические катастрофы. Поколение Z ищет утешения в простых вещах и стремится сосредоточиться на том, что действительно важно. И еда как раз и становится той основой, которая дарует чувство безопасности и удовлетворения.
Именно поэтому мы все больше внимания уделяем здоровому питанию, которое не только приносит пользу, но и остается чуть ли не единственным аспектом нашей жизни, который мы можем контролировать.
Парадокс заключается в том, что еда стала для современных людей чем-то вроде «новой роскоши». Они без колебаний отказываются от брендовой одежды в пользу смузи по высокой цене от американской сети супермаркетов премиум-класса Erewhon, с которой Хейли Бибер и Белла Хадид сотрудничали при создании своего фруктового сока, стоимость которого колеблется от от 15 до 25 долларов 🙈
Возможно, это покажется странным, но следование этому тренду помогает поколению Z чувствовать себя более осознанным, благоразумным и прогрессивным ✨
Еда в моде не нова
В 2010-х годах известные модные дома уже использовали продукты питания в своих коллекциях, чтобы подчеркнуть важность осознанного подхода к выбору того, что мы едим.
Например, в сезоне осень-зима 2014–2015 Джереми Скотт, возглавляющий в то время Moschino, устроил дерзкое и оригинальное шоу, которое высмеивало общество потребления и основывалось на образах McDonald's. В этой коллекции он использовал элементы ресторана быстрого питания, в частности, золотые арки в виде буквы «М» и Хэппи Мил, которые были преобразованы в знаковое сердце бренда 🍟
В том же сезоне Карл Лагерфельд представил свою коллекцию для Chanel в супермаркете. Этот перфоманс стал кульминацией взглядов всего мира моды на потребительское общество, которые Лагерфельд выразил в форме сатиры.
Однако времена меняются. В 2010-х годах дизайнеры включали еду в свои коллекции, чтобы привлечь внимание к проблеме потребительства. Сейчас же принты, аппликации и вышивки с изображением овощей и фруктов на платьях и рубашках помогают создать позитивное настроение, способствуют внутреннему умиротворению и даже, может, здоровому смеху.
В конце концов, мода, как и еда, всегда будет вызывать восхищение у тех, кто ценит изысканный вкус 😌