Кто из нас в детстве не испытывал терпение родителей, делая кашу из топора и всего, что найдется дома (разве что только домашние питомцы не шли в ход)? Или удивляя их внезапно отстриженной челкой? А вот Марина Абрамович, «бабушка искусства перформанса» из Сербии, решила превратить детские шалости в дело всей своей жизни.
Ее ранние годы нельзя было назвать беззаботными. Большую часть детства она провела под крылом бабушки, пока родители были заняты построением блестящей карьеры в политике.
В 6 лет она решила выпить всю воду из церковной купели в надежде стать святой (сказать, что ей было плохо — это ничего не сказать), а в 14 лет она чуть не умерла, играя в русскую рулетку. После ухода отца, мать начала держать девочку в строгой дисциплине, и тогда все стало еще мрачнее. Для свободолюбивой натуры подростка это точно.
Но, как говорила сама Марина: «Чем хуже у тебя детство, тем лучше твое искусство — если ты по-настоящему счастлив, то у тебя не получится создать хорошее произведение».
Сейчас, в связи с открытием ее выставки в Королевской академии Лондона, все прожектора СМИ направлены именно на нее. За последние два месяца одна из величайших бунтарок в мире искусства появилась на обложках сразу двух крупных журналов, поэтому обойти стороной эту фигуру мы никак не могли. Рассказываем про знаковые перформансы Марины Абрамович, с которых можно начать погружение в ее творчество. И предупреждаем: не повторять, все трюки выполнены профессионалами.
«Влюбленные»
Альтернативное название этого перформанса, приписываемое ему фанатами Абрамович, — «Любовь, длиной в Великую Китайскую стену». Но прежде чем перейти к сути, нужно упомянуть о ее верном (или не очень, как окажется позже) напарнике — художнике-концептуалисте Улае.
Они познакомились на съемках тогда уже сыскавшей известность Марины Абрамович, и он стал ее ассистентом. Долгое время они были парой и работали над многими перформансами в паре. Без него творческое наследие Марины опустело бы, как минимум, на половину.
Так вот, задумка перформанса заключалась в том, чтобы прийти друг к другу с противоположных концов Великой Китайской стены и встретиться посередине, связав себя узами брака. Так, через преодоление себя физически, они планировали доказать свою любовь друг к другу. Процесс получения разрешения на задумку от китайских властей затянулся более чем на 10 лет.
Однако удача оказалась на их стороне, и в 1988 году они все-таки провели свой перформанс. Влюбленные шли 90 дней. Однако на середине пути Улай сообщил, что переводчица, которая сопровождала его, беременна (угадай, от кого). Так и распался их союз. На самом деле, их отношения закончились еще раньше, но официально завершить их они хотели именно этой идей, разрабатывавшейся многие годы.
«Энергия покоя»
За годы совместной жизни и творчества, Улай и Марина успели подарить миру десятки перформансов, которые продолжают резонировать в обществе и по сей день. Один из них — «Энергия покоя» 1980 года, цель которого показать степень доверия между мужчиной и женщиной.
Гвоздем программы был натянутый лук в руках Улая, стрела которого была направлена прямо в сердце Марины. Художница в свою очередь тоже тянула на себя корпус лука одной рукой. От одного неверного движения каждого из участников перформанса зависела жизнь Абрамович.
К счастью, перформанс длился недолго (1,5 минуты), и Марине получилось закончить его без последствий для здоровья. Позже она назвала этот перформанс одним из самых сложных в ее жизни. Вот у кого точно нет trust issues.
«Ритм ноль»
Звание самого спорного и опасного проекта Марины определенно уходит к перформансу «Ритм ноль». В 1974 году галерея Морра открыла свои двери для всех желающих, а внутри одного из залов их ждала художница в окружении множества предметов — роз, ножа, пистолета, вина, меда, хлеба, гвоздей, спичек и других разных по своему предназначению вещей.
Она неподвижно стояла в середине комнаты, а рядом была расположена инструкция со словами, от которых в жилах стынет кровь: «На столе 72 объекта, которые вы можете использовать так, как хотите. Я — объект. В течение этого времени я беру на себя полную ответственность».
Так Марина хотела прощупать границы человеческой вседозволенности. Но она не надеялась, что после этот перформанс будут называть «экспериментом, доказавшим злую природу людей». Все начиналось достаточно невинно. Ей дарили розы, целовали и делали комплименты. Но когда люди поняли, что Марина действительно не собирается оказывать сопротивление, то перешли к более любопытным вещам со стола.
Под конец акта ее одежда и кожа были изрезаны, а один из очевидцев вспоминает, как участник перформанса взял заряженный пистолет и положил палец Абрамович на курок. Однако остальные посетители его вовремя осадили.
«Дом с видом на океан»
Для этого перформанса Марина вновь стала живой инсталляцией. Если ты смотрела «Секс в большом городе», то наверняка помнишь как Кэрри Брэдшоу посетила выставку, главным экспонатом которой была художница, жившая в стенах галереи без еды и воды. Этот эпизод был вдохновлен реальным перформансом Марины Абрамович 2002 года. Тогда испытательница судьбы на прочность провела в нью-йоркской галерее Шона Келли 12 дней.
Ее обителью были три возвышенные платформы, между которыми она могла перемещаться через проемы в их стенах. Перформанс был построен на аскезе буддийских монахов, поэтому все, что она могла делать, так это медитировать. Она держала пост и пила только очищенную воду. А посетители галереи могли за всем этим наблюдать, в том числе и за тем, как Марина спит, принимает душ и даже справляет нужду. Прервать эксперимент и спуститься вниз она не могла — вместо ступенек на лестнице ее ждали заточенные лезвия ножей.
Какой же смысл у всего этого, на первый взгляд, безумия, помимо проверки себя на выносливость? Во-первых, эксперимент затронул проблему одержимости людей частной жизнью других в эпоху социальных сетей. Во-вторых, перформанс попробовал стереть грань между тем, как мы себя держим на публике, и как ведем себя дома, когда вокруг никого нет.
«В присутствии художника»
Марина и Улай расстались на плохой ноте: после разрыва бывшие влюбленные никак не могли поделить совместные работы и, в результате, Улай подал на нее в суд за утаивание продаж. Иск был одобрен, и Марину обязали выплатить художнику 23 тыс. евро.
Их воссоединение произошло в 2010-м году во время одного из перформансов Марины. Тогда она 2 месяца просидела в здании Нью-йоркского музея современного искусства (с перерывами, конечно же), а смысл действа заключался в том, чтобы сесть напротив художницы и посмотреть ей в глаза, чтобы прикоснуться к внутреннему миру творца. Разговоры и физический контакт были запрещены. Только хардкорные гляделки. В общей сложности, в этом молчаливом акте приняли участие более 1500 людей, некоторые из них даже плакали. Так поразила их искренность перформанс-артистки.
Но самым главным участником оказался, конечно же, Улай. Он пришел в музей без ведома Марины и так же сел напротив нее. Тогда она нарушила правило на запрет прикосновений и взяла бывшего партнера за руки. Так они просидели около 3-х минут и, кажется, простили друг друга. Это был их последний совместный перформанс. Улай умер 3 года назад, и на камбек пары мы рассчитывать, к сожалению, не можем.