Шарим за хип-хоп: история женского рэпа
Фото

theGirl

В настоящее время женщины успешно достигают вершин хит-парадов и существенно влияют на музыкальные тенденции. Однако так было не всегда: на протяжении длительного времени этот жанр хип-хоп музыки находился под господством мужчин, а сексизм был одной из его черт. В этой статье мы рассмотрим, как женщины пробились на рэп-сцену.

70-е: первые шаги на хип-хоп сцене

Шарим за хип-хоп: история женского рэпа
Фото
Getty Images

В 1970-х годах в Южном Бронксе, Нью-Йорк, зародилось андеграундное музыкальное течение, известное сегодня как хип-хоп. Основателем считают ямайского диджея Кул Герка, который в 1973 году продемонстрировал новаторскую идею удлиненных партий с барабанным битом на домашней вечеринке, что стало началом хип-хопа.

Хип-хоп объединяет диджеинг, эмсиинг, брейкданс и граффити. Важной фигурой в этом жанре стала Шэрон Грин (MC Sha-Rock), участница группы Funky 4+1 — первой хип-хоп-команды на американском телевидении в передаче «Saturday Night Live».

В 1979 году появилась первая женская хип-хоп группа The Sequence из Южной Каролины, чей хит «Funk You Up» стал первым рэп-синглом, выпущенным женской группой. Первая сольная рэп-исполнительница Венди Кларк (Lady B) из Филадельфии начала карьеру в 1979 году с песни «To the Beat, Y'all» и сыграла большую роль в популяризации хип-хопа за пределами Нью-Йорка.

80-е: завоевание рэп-индустрии

Шарим за хип-хоп: история женского рэпа
Фото
Getty Images

В восьмидесятые годы рэп набирал популярность, и на радио Нью-Йорка появились программы, посвященные этому жанру, включая «Rap Attack» с DJ Mr. Magic. В декабре 1984 года четырнадцатилетняя Лолита Шанте Гуден под псевдонимом Роксана Шанте выступила на этой программе с ответным диссом «Roxanne's Revenge» на трек группы UTFO «Roxanne, Roxanne». Это сделало ее знаменитой за один день, и она получила 102 ответных трека, став одним из первых примеров баттл-рэпа.

Популярность баттлов способствовала успеху женской рэп-группы Salt-N-Pepa, созданной Черил Джеймс (Salt) и Сандрой Дентон (Pepa). В 1985 году они выпустили дисс-трек «The Showstoppa» в ответ на «The Show» Dougie Fresh. Их настоящий успех пришел с синглом «Push It», а провокационные треки, такие как «Let's Talk About Sex», обсуждали женскую сексуальность и удостоились номинации на «Грэмми».

MC Lyte (Лана Мишель Мюрер) стала первой сольной рэп-исполнительницей с дебютным альбомом в 1988 году, который занял 50-е место в чарте Billboard Top Black Albums. Она начала писать треки с 12 лет и освещала сложные темы, включая зависимость от крэка. Она вдохновлялась такими артистами, как Sha Rock и Роксана Шанте, и достигла многих первенств в своей карьере: первая рэперша, выступившая в Карнеги-Холле и номинированная на «Грэмми», а также первая женщина в списке HipHop Honors от VH-1.

90-е: женские права в хип-хопе

Шарим за хип-хоп: история женского рэпа
Фото

Обложка трека Мисси Элиотт «Lose Control»

С 1986 по 1997 годы считается золотым веком хип-хоп культуры, когда на сцене все более активно появлялись рэп-исполнительницы, поднимающие важные социальные вопросы: права женщин, сексуальная свобода, бодипозитив, насилие и абьюз. Куин Латифа была одной из выдающихся рэп-исполнительниц того времени. В треках «All Hail the Queen» и «Ladies First» она говорила о силе и правах женщин, а ее сингл «U.N.I.T.Y.» (1993), за который она получила премию «Грэмми», затрагивал темы насилия, домогательств и мизогинии в хип-хоп индустрии, призывая женщин оставаться собой и менять индустрию.

Мисси Эллиотт также внесла значительный вклад, продвигая идеи бодипозитива, сексуальной свободы и уверенности в себе. В треке «Lose Control» она говорила о том, что красота не требует соответствия общественным стандартам, а «1, 2 Step» подчеркивал важность женской поддержки и дружбы. Сингл «We Run This» подчеркивал неограниченные возможности женщин и стал предшественником песни Бейонсе «Who Run the World».

Группа TLC с треком «No Scrubs» высмеивала мужчин, не понимающих слова «нет». Yo-Yo заявляла, что не потерпит оскорблений в адрес женщин. Lil' Kim выражала свою сексуальность и использовала слово «bitch» для лишения его негативной коннотации.

2000-е: новое поколение

Шарим за хип-хоп: история женского рэпа
Фото

Обложка альбома Lil' Kim «The Notorious K.I.M.»

В начале 2000-х Lil' Kim прогремела с альбомом «The Notorious K.I.M.», который стал платиновым и выдвинул женский рэп на передний план. Eve, с дебютным альбомом «Let There Be Eve… Ruff Ryders' First Lady» (1999), добилась коммерческого успеха, а ее трек «Let Me Blow Ya Mind» с Gwen Stefani стал хитом. Мисси Эллиотт утвердила свой статус влиятельной фигуры рэпа альбомами «Da Real World» (2001) и «Under Construction» (2002). Foxy Brown доказала свою «жесткость» в рэпе альбомами «Broken Silence» (2001) и «Black Roses» (2005).

Бейонсе начала сольную карьеру в 2003 году и быстро стала влиятельной фигурой в музыке с рэп-треками в альбоме «Dangerously in Love». Трина продолжила продвижение женского рэпа с альбомами «Diamond Princess» (2005) и «Still Da Baddest» (2008). В конце 2000-х Ники Минаж принесла мировую славу женскому рэпу своим уникальным стилем и яркой личностью.

В 2010-х Карди Би стала яркой представительницей нового поколения рэперов, завоевав популярность своим провокационным стилем и текстами. Doja Cat покорила публику благодаря необычной музыке, смешивающей рэп, поп и электронику. Лиззо стала символом самопринятия и позитива, сочетая проникновенные тексты с зажигательными мелодиями.

Женский хип-хоп в России

Шарим за хип-хоп: история женского рэпа
Фото

Соцсети Инстасамки

Путь, пройденный российскими хип-хоп-певицами, не был легче, чем у их западных коллег. В документальном фильме «Женский рэп в России. На грани субкультуры и трэша» первопроходцы отечественного хип-хопа делятся воспоминаниями о многочисленном хейте и неприязни, с которыми им пришлось столкнуться. Так, Лия Волянская из группы «Белый шоколад» рассказывает, как во время одного из их концертов в них бросали бутылки с водой. Хейтерство коснулось и Miss T, выпустившей клип «Я ушла из дома» в 2001 году.

Обратившись к истории российского женского хип-хопа за последние два десятилетия, можно заметить, как артистки мигрируют между жанрами. Те, кто начинал с рэпа, вроде INSTASAMKA и Ёлки, перешли в поп-музыку, а другие, например, Kristina Si и Mozee Montana, признавались, что их больше привлекает создание музыки и песен, нежели рэп.

В то же время, некоторые поп-исполнительницы переключаются на хип-хоп и записывают успешные рэп-композиции. В 2017 году трек о мужском пренебрежении к выпустили Mozee Montana, Маша Hima и Эмелевская под названием «Неплохо для бабы».

Индустрия женского рэпа в настоящее время

Шарим за хип-хоп: история женского рэпа
Фото
AdMedia

Современный женский образ в хип-хоп-культуре столь же мощный и заметный, сколь и неоднозначный. Некоторые из наиболее узнаваемых артисток, таких как Карди Би и Ники Минаж, воплощают гиперсексуальные образы и, подобно Лил Ким и Фокси Браун в свое время, позволяют себе унижать других женщин и выпускать оскорбительные диссы в адрес друг друга. Тем не менее это не мешает им создавать мощные феминистские гимны, как, например, песня Feeling Myself, совместный трек Ники Минаж и Бейонсе, в котором поется о самооценке женщины: «Я остановила мир. Мужчина или женщина — нет разницы, я остановила мир».

Женщины в хип-хопе часто говорят о гражданских и репродуктивных правах, причем не только через тексты песен. Карди Би, к примеру, нередко использует свой аккаунт для политических высказываний. В 2020 году она провела прямую трансляцию с известным политиком Берни Сандерсом, где обсудила с ним вопросы, касающиеся коронавируса, экономического кризиса и президентской кампании того года.

Современная хип-хоп-культура, благодаря своим ярким представительницам, становится площадкой для важных социальных изменений. Женщины-рэперши сегодня не только развлекают своих слушателей, но и заставляют задуматься о важнейших вопросах современности, таких как равенство, право на самовыражение, социальная справедливость и экономическая независимость. Они служат не только музы, но и активистками, поддерживающими своих поклонников в стремлении к позитивным переменам.

Девушки, которые внесли огромный вклад в развитие индустрии

Lil’ Kim

Шарим за хип-хоп: история женского рэпа
Фото
Legion Media

Хотя Кимберли Дениз Джонс однажды имела проблемы с законом, она удержала свое место среди самых значимых рэперш всех времен. Самостоятельно занимаясь своим продвижением, Ким с момента своего дебюта в 1996 году достигла множества успехов. Ее первый альбом стал первым среди альбомов девушек-рэперов, удостоенных престижного рейтинга 5 mics от журнала The Source.

После того как ее выгнали из дома, Ким выживала на улицах Нью-Йорка, исполняя свои фристайлы, пока на нее не обратил внимание Бигги Смоллс. Это привело к ее присоединению к его младшей рэп-группе M.A.F.I.A. Со временем Lil’ Kim стала одной из трех женщин-рэперов, имеющих три платиновых студийных альбома. Даже находясь в тюрьме в 2005 году, «королева рэпа» и «богиня хип-хопа», как ее часто зовут, продолжала выпускать успешные хиты. Сегодня она продала свыше 15 миллионов альбомов и 30 миллионов синглов по всему миру.

Сегодня Lil’ Kim продолжает оставаться мощным голосом в мире хип-хопа. Ее влияние на музыкальную и модную индустрии невозможно переоценить. Постоянно экспериментируя со звуком и стилем, она доказывает, что настоящие легенды всегда могут удивить и вдохновить. И хотя ее путь к успеху был усеян препятствиями, Lil’ Kim через свою музыку и жизненный опыт продолжает быть символом стойкости и новаторства для миллионов поклонников по всему миру.

Реми Ма

Шарим за хип-хоп: история женского рэпа
Фото
Legion Media

Реми Ма, чье настоящее имя Реминис Макки, стала иконой для множества поклонников и начинающих артистов. Ее путь к вершине был далеко не простым, но упорство, талант и бесстрашие позволили ей преодолеть все преграды. В 2004 году она выпустила свой дебютный альбом «There's Something About Remy: Based on a True Story», который включал такие хиты, как «Whateva» и «Conceited». Этот альбом неоднократно подчеркивал ее мастерство владения слогом и остроумие, завоевав признание критиков и слушателей.

После шестилетнего заключения, Реми Ма вернулась на сцену с еще большей энергией. Вместе с Фат Джо она выпустила бэнгер «All the Way Up», который стал настоящим гимном возвращения и напоминанием о ее непреходящей актуальности в хип-хопе. Песня получила несколько наград и закрепила позиции в индустрии. Реми Ма не просто вернулась — она доказала, что ее место на вершине всегда было и остается заслуженным.

Уникальный стиль сочетается с мощным посылом. Рэперша активно использует свою платформу для обсуждения социальных и гендерных вопросов, открыто говорит о своей жизни и опыте, вдохновляя не только женщин, но и всех, кто переживал трудные моменты. Тексты полны искренности и силы, что делает ее не только ярким музыкантом, но и важной фигурой для сообществ, ищущих справедливость и равенство.

Мисси Элиотт

Шарим за хип-хоп: история женского рэпа
Фото

Legion Media

Несмотря на временное отсутствие, Мисси Элиотт вернулась на музыкальную сцену с триумфом. Ее альбом «Iconology», выпущенный в 2019 году, продемонстрировал, что ее талант и энергию невозможно погасить. Этот релиз представил новый материал и показал, что она все еще остается одной из самых влиятельных и оригинальных артисток в мире рэпа. Ее способность постоянно эволюционировать и адаптироваться к меняющимся музыкальным трендам остается известным примером для новых поколений музыкантов.

Влияние Мисси Элиотт выходит далеко за пределы собственных релизов. Она активно сотрудничала с множеством артистов, продюсировала треки и вкладывала свой уникальный творческий взгляд в их работы. Ее значительное участие в музыкальной индустрии признано не только фанатами, но и коллегами по цеху. В 2020 году она была награждена престижной наградой MTV Video Vanguard Award за свои достижения и влияние на музыкальные видеоклипы.

Вдобавок к музыкальной деятельности, Мисси активно занимается благотворительностью и поддержкой молодых талантов. Она проводит мастер-классы, участвует в образовательных программах и делится своим опытом, вдохновляя молодежь. Ее влияние выходит за пределы музыки, затрагивая социальные и культурные аспекты жизни. Она остается важным голосом в индустрии, продолжает влиять на культурные тенденции и своими действиями подтверждает, что творчество и страсть могут преодолеть любые препятствия.

Ники Минаж

Шарим за хип-хоп: история женского рэпа
Фото
Legion Media

Ее голос — потрясающий, уникальный музыкальный стиль — великолепен, а исполнение — естественное и непринужденное. С течением времени она заняла место среди десяти лучших девушек-рэперов мира благодаря своему привлекательному образу и способности быстро читать тексты. Узнаваемый стиль включает яркие костюмы и парики, которые стали ее визитной карточкой.

«Anaconda» стала хитом благодаря исполнению Ники, которая является одной из тех молодых рэперш, что привнесли новый облик в жанр. Мы действительно не были готовы к тринидадско-американской сенсации. С такими хитами, как «Super Bass», «Starships» и «Bang Bang», Минаж удерживает рекорд как женщина-рэпер с наибольшим количеством записей в Billboard Hot 100, не только в хип-хопе, но и среди всех музыкальных жанров.

Ее невероятный флоу принес 6 наград American Music Awards, 11 наград BET Awards, 4 награды MTV Video Music Awards, 4 Billboard Music Awards, премию Billboard Women in Music Rising Star Award, а также 10 номинаций на премию «Грэмми». Коммерческий успех привел к продажам более 20 миллионов синглов (в качестве ведущего исполнителя), 60 миллионов синглов (в качестве приглашенного исполнителя), и более 5 миллионов альбомов по всему миру.

Лорин Хилл

Шарим за хип-хоп: история женского рэпа
Фото

Legion Media

Лорен Ноэль Хилл, будучи культовой фигурой в музыкальной индустрии, возможно, отошла от публичной жизни, однако ее место в числе величайших девушек-рэперов остается заслуженным. Американская певица, рэпер и автор песен сначала была участницей группы Fugees, а затем покорила мир своим дебютным и единственным сольным альбомом «The Miseducation of Lauryn Hill», установившим рекорды. Этот альбом занял первое место в американском рейтинге Billboard 200 сразу после выхода, разойдясь тиражом почти в восемь миллионов копий и принес Хилл пять премий «Грэмми».

«The Miseducation of Lauryn Hill» стал не просто альбомом, а настоящей вехой в развитии музыкальной индустрии. Лорен привнесла в него элементы соула, R&B, рэпа и регги, создав уникальный звук, который актуален до сих пор. Ее тексты глубоки и многослойны, затрагивающие темы любви, личного роста, социального неравенства и культурной идентичности, что делают ее работу исключительно значимой и по сей день.

Помимо музыкальных достижений, Лорен Хилл всегда выделялась своей сильной личной позицией и неуступчивостью по отношению к индустриальным стандартам и ожиданиям публики. Она отказалась следовать коммерческим путям развития и предпочла тишину и уединение. Это было смелым шагом, так как мир шоу-бизнеса часто оказывает давление на художников, заставляя их непрерывно производить контент. Однако Лорен выбрала путь, соответствующий ее личным и художественным принципам, сохранив свою творческую целостность.