В мире, где тренды меняются со скоростью сторис, одна вещь остается неизменной: в Южной Корее, Китае и Японии ослепительно светлая кожа все еще остается эталоном красоты. От дорам до рекламных билбордов, от k-pop айдолов до персонажей манги — кажется, идеал красоты здесь навсегда останется покрыт полупрозрачной жемчужной вуалью. Разбираем, откуда берет свои истоки такая «белоснежная одержимость».
Чистота, статус и немного волшебства
Еще во времена династии Тан и Мин в древнем Китае аристократки берегли лица от солнечных лучей так же тщательно, как секрет рецепта семейных пельменей или лапши. Загар считался уделом крестьян, целыми днями работавших в полях под палящим солнцем. Женщины китайской аристократии никуда не выходили без своих зонтиков, отбеливали лица с помощью рисовой муки, жемчужной пудры и даже свинцовых смесей.
В эпоху династии Тан считалось, что чем светлее кожа, тем больше «женственность». В книге «Чжуанцьзы» белое лицо сравнивали с «небесной гармонией» и чистотой души.
Культ «shironuri» (дословно «окрашенный в белый») еще сильнее проявлялся в Японии благодаря влиянию гейш и кабуки-актеров. Гейши с их выбеленными свинцом лицами сделали фарфоровую кожу эталоном красоты и элитарности.
Образ идеальной аристократки эпохи Хэйан: длинные волосы до пят, слоистые шелковые кимоно и кожа цвета рисовой бумаги. Культ «моно-но аварэ» — мимолетной красоты ассоциировался с хрупкостью и нежностью, а кожа должна была быть тонкой и бледной, как луна за облаками.
В Японии есть поговорка «Белизна кожи скрадывает отсутствие красоты» 色の白いは七難隠す.
В конфуцианской традиции эпохи Чосон внешний облик связывался с внутренней добродетелью, а светлая кожа ассоциировалась с элитарностью, но в отличие от Японии и Китая здесь ценились естественная красота и минимум макияжа. В книге «Нэхун» (поучения для женщин), написанной королевой Инсу, подчеркивалось, что благородная женщина должна выглядеть скромно и чисто, но не броско.
Уходовая рутина в Чосон включала использование рисовой муки, женьшеня и бобовой пасты: рисовая мука вместо пудры, женьшень — для оживления цвета лица, а бобовая паста — для очищения кожи.
Аристократы эпохи Чосон
Современность: культ ухода и образ совершенства
В то время как Запад активно пытается придать коже бронзовый оттенок, в Азии закупаются SPF и всячески скрывают кожу от солнца. Но акцент в красоте сменился от белоснежной кожи на сияющую здоровым светом. Добро пожаловать в мир glass skin, chok chok и honey glow — терминов, которые звучат как названия напитков, но обозначают идеальный финиш на лице.
С феноменом k-beauty изменились и корейские стандарты ухода за кожей. Она должна быть как у младенца, прошедшего курс омоложения у лучшего дерматолога Сеула — чистая, влажная, с эффектом внутреннего свечения.
Как это достигается? Через знаменитый корейский 10-ступенчатый уход. Это настоящий ритуал красоты — многоуровневое увлажнение, кислоты, SPF — кожа должна быть не просто светлой, а живой и дышащей.
В Китае, наоборот, все еще доминирует эффект «шуан бай» (双白) — «двойная белизна», который подразумевает идеально ровную, фарфорово-светлую кожу без единого изъяна. Достигается такой эффект за счет осветляющих сывороток, кремов с ниацинамидом или экстракта жемчуга.
Особое внимание уделяют избавлению от пигментации (устранению веснушек, пятен, постакне). Для этого используются такие ингредиенты, как транексамовая кислота, арбутин и витамин С.
Хотя тренд «шуан бай» обвиняют в продвижении нереалистичных стандартов, он все еще лидирует в китайских бьюти-трендах. В Японии сейчас ценится умеренность и точность в уходе за кожей: японские бренды делают ставку на эффективность текстуры и избавлении от проблем. Даже у японских айдолов макияж минималистичен, кожа — как будто натурально сияющая, без намека на жирный блеск.
Соцсети, фильтры и синдром идеальной кожи
Однако образ идеальной кожи в Азии — это не только про косметику и различные процедуры, но и про фильтры. Камеры со встроенным beauty mode и бесконечные азиатские приложения по умолчанию размывают поры, убирают пигментацию и осветляют тон. На этом фоне появляются опасные явления: от дисморфии до зависимости от ретуши, дисбаланса между картинкой и реальностью.
Что будет дальше?
Пока в Азии культ «лунного света на коже» еще остается доминирующим, но постепенно что-то меняется. Появляются локальные инфлюенсеры, которые говорят о красоте смуглой кожи и естественного тона, все больше брендов выпускают линейки без отбеливающего эффекта, а дорамы приглашают актрис с более теплым подтоном.
И все же вопрос остается: где заканчивается культурная эстетика и начинается социальное давление соответствия общепринятому «идеалу»? Синдром Белоснежки — не про сказку. Это про выбор между тем, кем ты хочешь быть, и тем, что тебе навязывают как «идеал». И, может, самая красивая кожа — это та, в которой ты себя узнаешь.