Фантазируют все взрослые, а уж дети вообще регулярно этим занимаются. Это же здорово — повитать в облаках, представить себе идеальную жизнь, что призывают делать многочисленные современные гуру, увидеть себя успешной, красивой где-нибудь на Мальдивах или на съемочной площадке Голливуда…
Американский психолог Джером Сингер в одной из своих книг писал, что 96% нормальных людей каждый день предаются мечтам по дороге на работу или когда нудный профессор читает такую же нудную лекцию.
В таком «увлечении» есть польза: можно что-то спланировать, отрепетировать свой спич на защите диссертации или собеседовании, а еще это очень окрыляет, заряжает энергией на великие свершения, достижения, помогает проявить свою творческую сторону, убить всех наповал своим креативом на работе и т. д.
Но это «ок» только до тех пор, пока грезы не становятся навязчивыми и не начинают мешать жить нормальной жизнью. А такое иногда случается.
Что такое синдром навязчивых грез
В 2016 году израильский психолог Эли Сомер предложил понятие «maladaptive daydreaming» — «неадаптивная мечтательность». Сомер подразумевал под этим «настолько широкую фантазийную активность, что она заменяет межличностное взаимодействие и/или мешает профессиональной деятельности».
Научное сообщество не спешило вносить это состояние в реестр заболеваний, зато многие обыватели после публикации статьи Сомера увидели в описаниях ученого самих себя.
Некоторые клиенты психолога глушили свою боль фантазиями, убегали от реальности, что плохо сказывалось на их состоянии и жизни в целом. Появляться навязчивые грезы чаще всего начинали в детстве и усиливались в подростковом возрасте. Люди подолгу задерживались «на облаках» и не спешили обратно, потому что там, в альтернативном мире, нет боли, страданий, и правила устанавливает сам фантазер.
Психологи до сих пор не пришли к общему пониманию, что это вообще такое, эти навязчивые грезы, защитный механизм психики, расстройство или зависимость.
У неадаптивной мечтательности есть много общего с ОКР (обсессивно-компульсивным расстройством), но, в отличие от последнего, фантазии дэйдримера очень осмысленные, логичные, похожие на какой-то фильм или роман.
Человек проживает сюжет и меняет его, такой «сам себе сценарист» и «сам себе режиссер». А при ОКР такой возможности контроля нет.
Часто синдром навязчивых грез сравнивают с шизофренией, но и тут мимо: шизофреники тоже живут в вымышленном мире, но у них размыты границы между реальностью и бредом, а дэйдримеры прекрасно осознают, в каком пространстве находятся.
Сомер склонялся к тому, что неадаптивная мечтательность — это форма зависимости. Как компьютерные игры, например. Люди бегут от скучной, безрадостной реальности туда, где им лучше, где краски ярче, а они сами — привлекательнее для самих себя и для общества.
Ты наверняка подумала о том же, о чем и мы: получается, все люди с развитым воображением имеют этот синдром? Тот же Толкин или Джоан Роулинг? Не все, но некоторые точно, если фантазии не получается контролировать, и они мешают полноценно жить.
Признаки синдрома навязчивых грез
В интернете ты легко найдешь опросник, который поможет определить, есть ли у тебя синдром навязчивых грез. Но можешь прямо сейчас пробежаться по нашему короткому списку и мысленно расставить галочки напротив тех пунктов, которые имеют отношение к тебе.
ты часто мечтаешь, особенно если расстроена или тебе скучно;
будто видишь сны наяву, с сюжетом, персонажами, деталями обстановки;
очень глубоко и надолго «ныряешь» в свои фантазии, это может длиться часами;
раздражаешься, если кто-то отвлекает тебя от такого занятия;
стараешься поскорее вернуться к фантазированию, если тебя прервали;
расстраиваешься, если у тебя нет возможности отправиться в воображаемую реальность;
ты уже пыталась поменьше фантазировать, но все попытки провалились;
испытываешь трудности во взаимодействии с близкими, коллегами из-за этой твоей привычки, что вгоняет тебя в стресс;
твои фантазии нельзя объяснить психическими расстройствами вроде РАС, РШС, ты не принимаешь наркотики или другие вещества;
есть проблемы с концентрацией внимания и выполнением повседневных задач из-за снов наяву.
Ну что, сколько пунктов совпало? Если много, читай дальше.
Как избавиться от синдрома навязчивых грез
Так как диагноз официально не утвердили и нужного количества исследований не провели, то и лечения тоже до сих пор нет. Но все не так плохо: есть примеры людей, которые справляются с проблемой.
Одни поставили эту свою особенность себе на службу, учатся вместе с вымышленным героем, сдают сессии. Другие отслеживают, что с ними происходит, к каким негативным последствиям приводят избыточные фантазии, и учатся себя контролировать. Третьи обращаются к специалистам, и когнитивная терапия помогает убрать «фундамент» грез, вылечить застарелые психотравмы, социализироваться — тогда необходимость в воображаемом мире уменьшается.
Мы бы советовали тебе все-таки встретиться с психологом и рассказать свою ситуацию: главная проблема дэйдримеров в том, что они не считают эту особенность чем-то, что нужно обсуждать. А зря, потому что реальный мир все-таки стоит того, чтобы находиться в нем подольше, правда?