Сказка — ложь: почему «50 оттенков серого» и «Постучись в мою дверь» можно смотреть только психически здоровым людям

Мы нечаянно наткнулись на недавний российский фильм «Непослушная» (грустное подобие легендарных «50 оттенков серого» и «Постучись в мою дверь», только про экологию и неожиданное возвращение Александра Петрова в кинематограф) и поняли, что больше так жить нельзя. Нужно срочно высказаться, почему истории о неуравновешенных привлекательных богачах и гордых простых девушках не доводят до добра своих сентиментальных зрителей.

Сказка — ложь: почему «50 оттенков серого» и «Постучись в мою дверь» можно смотреть только психически здоровым людям

Дисклеймер:

  • «50 оттенков серого» — серия эротических романов и одноименных фильмов, рассказывающих об отношениях студентки Анастейши Стил и бизнесмена Кристиана Грея. Ключ сюжета — сексуальное освобождение героев и БДСМ-практики.

  • «Постучись в мою дверь» — турецкий сериал о студентке и флористке Эде Йылдыз и архитекторе Серкане Болате. Ключ сюжета — путь от притворства до реальных чувств и от ненависти до любви

Довод № 1. Неадекватные исходные предпосылки

На чем строятся отношения в турецком шоу и в фильме по романам Э.Л.Джеймс? В первом случае в основе лежат месть Эды Серкану за лишение возможности учится за границей, ее зависимость от его воли на восстановление такой возможности и предложенная для решения вопроса сделка об игре в пару. Во втором случае история тоже базируется на сделке, вернее качелях «контракт — реальная любовь» между травмированным мужчиной и девушкой, которая ассоциируется с его триггером. Анастейша похожа по типажу на мать Кристиана, которая оставила его в детстве, и образ которой, воплощенный в разных девушках, он за это «наказывает». 

Наносимый вред: создание иллюзии безопасности начала отношений в условиях конфликтной и даже опасной ситуации.

Сказка — ложь: почему «50 оттенков серого» и «Постучись в мою дверь» можно смотреть только психически здоровым людям

Довод № 2. Романтизация токсичных отношений и психологических травм

Только ленивый не пошутил, что сериал «Постучись в мою дверь» должен был называться «Ненавижу тебя, Серкан Болат!» Лучше не считать, сколько раз Эда произносит эту фразу, но совершенно очевидно, что отношения, построенные на таком количестве претензий, противоречий и раздражения, долго не протянут без проработки с психотерапевтом. Оба партнера — недолюбленные и рано повзрослевшие дети, которым нужно насытиться чужим вниманием и дать волю нереализованному инфантилизму. Неудивительно, что зрелый диалог между ними не получается.

В случае с Анастейшей и Кристианом все не так просто. С одной стороны — ситуация кристально понятна и определяется контрактом. С другой стороны — зависимость Аны от человека, который четко сказал, что с ним не все в порядке и он не может дать ей здоровую любовь, постоянно растет и крепнет, питаясь комплексом «женщины спасающей». Станет ли девушка без медицинского образования настоящим спасением для человека с раненой психикой? Вряд ли. Скорее, она истощит в попытках помочь ему собственную нервную систему.

При этом, в обоих случаях герои представлены, не как нуждающиеся в квалифированной помощи, а как непонятые, непринятые и загадочно-глубокие личности.

Наносимый вред: роль жертвы / агрессора становится привлекательной.

Сказка — ложь: почему «50 оттенков серого» и «Постучись в мою дверь» можно смотреть только психически здоровым людям

Довод № 3. Акцент на подчинении 

Настоящий паттерн обеих любовных линий — уступка женщин мужчинам. Обрати внимание, что в социальном плане эти девушки слабее своих партнеров — они еще не состоялись как личности и специалисты и легко могут попасть в подчиненное положение в любом смысле. Чтобы удержать у себя успешных сумасбродных нарциссов, они соглашаются с ними во всем, высказываясь, только когда слишком накипело. Мы не говорим о том, что роль «доминатрикс» здоровее и предпочтительнее, но согласись, что было бы полезно показать, что женщины не должны бояться использовать свой голос, отстаивать границы и выступать в целом как равноправные участники отношений (а иногда и щелкать кого-то по носу).

Кристиан сталкерит Анастейшу, контролирует ее круг общения, становится ее боссом (боссом ее босса), бесконечно ревнует, а в  сложные для пары моменты неожиданно сбегает к бывшей любовнице-абьюзеру. Ана сопротивляется этому, но не слишком. 

Серкан, в свою очередь, настолько сосредоточен на себе, что Эда может достучаться до него только разговором на повышенных тонах, а все остальное время вынуждена терпеть и пытаться объяснить это неуважительное отношение нежной (эгоистичной) внутренней организацией, пережитым заболеванием и тяжелым детством. О себе же, своих интересах и даже интересах своего ребенка девушка думает сравнительно мало. Каковы перспективы разрешения ситуации криками и их упорными игнорированием? Весьма слабы.

Наносимый вред: упрочение стереотипа о второстепенном положении женщины.

Сказка — ложь: почему «50 оттенков серого» и «Постучись в мою дверь» можно смотреть только психически здоровым людям

Довод № 4. Фиксация на деньгах

Эда изображает девушку Серкана в обмен на воплощение ее мечты о заграничной стажировке и попутно все равно проникается атмосферой роскоши, которую он может себе позволить. Анастейша не получает прямой денежной выгоды от отношений с Кристианом, однако достаток ее избранника и связанная с этим красота картины будущего с ним постоянно подчеркивается — это выражается и в образе жизни, и в бесконечных подарках, и в невероятных свиданиях, и в немедленном повышении Аны до руководящей позиции в издательстве по указанию Грея.

Правильно ли, когда партнерство (вернее, его подобие) строится на экономическом аспекте? Безусловно, нет. Конечно, нестрашно оказаться героиней сказки о Золушке, долго страдавшая и получившая Принца (и замок впридачу), который стал для нее всем миром. Однако это приводит к тому, что в реальности девушки:

  1. начинают ждать своего спасителя;

  2. теряют интерес в развитии собственной карьеры и приобретении финансовой независимости;

  3. попадают в эмоциональную, физическую и экономическую зависимость от своих «Принцев».

Наносимый вред: одобрение перекладывания ответственности за уровень своей жизни на другого человека.

Сказка — ложь: почему «50 оттенков серого» и «Постучись в мою дверь» можно смотреть только психически здоровым людям

Довод № 5. Обещание счастливого финала

Конечно, в любой сказке сказывается, что по дороге к счастью нужно истоптать 10 железных сапогов, сносить 10 железных колпаков и исходить 10 железных посохов, однако там ничего не говорится о том, что нужно жить с железными психическими расстройствами. Между тем, обсуждаемые нами истории, как раз учат тому, что нужно смириться с присутствием в жизни опасной проблемы, и тогда happy end гарантирован. 

В финале сериала и трилогии обе пары живут припеваючи в своих уютных семейных гнездах, магическим образом забыв обо всем, что мешало им существовать душа в душу раньше.

Наносимый вред: создание обманчивого представления о том, что исключительно сложные отношения станут легкими и приятными без терапии, а просто по волшебству.

Сказка — ложь: почему «50 оттенков серого» и «Постучись в мою дверь» можно смотреть только психически здоровым людям

Этот анализ не призван обидеть поклонников книг, фильмов и сериала. Мы высказываем свое мнение и предупреждаем о замеченных опасных нюансах повествования. При этом мы понимаем и принимаем сюжетные допущения, определенные жанром романтической истории. Красивые сказки приятно читать и смотреть, но (и об этом наш материал) — не всегда нужно им верить.