Голливуд — безусловный лидер в мире кино. На втором месте — европейское кино, со своим уникальным языком и стилем. К сожалению, зритель не всегда решается заглянуть за пределы этих двух территорией, упуская целую альтернативную вселенную — корейское кино. И зря, ведь он подарил нам столько кинематографических шедевров, многие из которых пытались переснять в Голливуде (чаще безуспешно).
Корейский фильм «Паразиты» получил в 2019 году четыре премии «Оскар», включая номинацию на лучший фильм. Его режиссер — Пон Чжух Хо — покорил мир и заново открыл для него красоту корейского кино. Сегодня я хочу познакомить тебя с авторским стилем Пон Чжух Хо и показать, почему этот человек — мастер сказок для взрослых, который не знает границ между культурами и государствами. Спойлер: «Паразиты» — это лишь малая доля его крутой фильмографии!
🎬 Пон Чжун Хо — режиссер без границ
В конце 1980-х годов Южная Корея стала демократической страной, и на заре новой эпохи, что предсказуемо, зародилось совершенное новое кино. Молодые кинематографисты нового времени получили возможность делать политические и социальные комментарии к истории и современности Южной Кореи. Среди этих молодых авторов был и Пон Чжун Хо.
Энтузиаст, выросший под влиянием западной поп-культуры, свободно транслируемой по радио и телевидению, Пон Чжун Хо понял, как донести свои мысли до Запада. Именно поэтому «Паразиты» или «Воспоминания об убийстве» кажутся такими понятными и привлекательными. Важный момент: фильмы режиссеров «демократической Кореи» не заимствовуют, а, скорее, трансформируют элементы из родного и иностранного кино. В «Паразитах» мы видим множество голливудских элементов, что привлекает западного зрителя, но чем дольше мы смотрим, тем больше мы понимаем, что это совершенно новый кинематографический опыт.
Секрет успеха Пон Чжун Хо — синтез успешного голливудского фильма с искусством и заявлением. Это самая тонкая, но очень важная особенность его режиссерского стиля.
Фильм «Вторжение динозавра» — достойным преемник фильмов о Годзилле 50-х и 60-х годов. В нем Пон Чжун Хо сочетет головокружительный экшн с монстрами с трогательной семейной драмой и остроумным социально-политическим уклоном. Подобно мощной метафоре «Годзиллы», отсылающей на трагедию Хиросимы и последствия ядерных ударов, этот фильм представляет собой политическую притчу, приправленную театральными постановками фильмов категории «B».
В самом начале фильма американский ученый просит своего корейского коллегу вылить бутылки с грязным формальдегидом в канализацию. Сразу вспоминается аналогичный реальный случай 2000 года, когда сотрудник ВВС США в Сеуле попросил своих коллег избавиться от токсичного химиката, что привело к ужасному загрязнению местных источников воды.
Джун Хо опроверг утверждения о том, что его фильм — антиамериканский, и объяснил, что визуализировал хитрую экологическую метафору и политическую критику корейского правительства, особенно касаемо его отношений с США. Монстры — давние спутники фильмов режиссера: он имеет дело с другим типом монстров в «Воспоминаниях об убийстве», превосходном детективе о серийном убийце, основанном на реальных нераскрытых преступлениях 80-х годов.
🎬 Пон Чжун Хо — режиссер-портретист
Пон Чжун Хо — режиссер, который не боится говорить громко и честно на сложные и мрачные темы. Например, его самые известные фильмы — «Воспоминания об убийстве», «Мать» и «Паразит» — затрагивают проблемы правительственной коррупции, традиционных социальных правил и институтов, а также социального неравенства. Пон Чжун Хо доводит своих персонажей до крайностей, что показывает нам, зрителям, самую суть проблемы.
В «Матери» Пон Чжун Хо критикует традиционный корейский образ мышления, согласно которому женщина всегда должна следовать за своим мужчиной, независимо от его статуса — отец ли он, муж или сын. В этом фильме мать пытается спасти сына от ареста за убийство. Режиссер доводит эту любовь до безумия, превращая национальную традицию в злую иронию над морально устаревшими ценностями.
«Паразиты» представляет нам семью, которая находится на самом дне общества. Они буквально живут как крысы и в этом фильме все визуальные приемы работают на то, чтобы показать разницу между бедными и богатыми. Именно социальное неравенство и зацикленность богатых на том, чтобы быть богатыми, а бедных на том, чтобы быть бедными, приводят к грандиозной и жуткой развязке истории.
🎬 Пон Чжун Хо — художник со своим уникальным стилем
На визуальный стиль режиссера в первую очередь повлиял японский гений кино Акира Куросава. Особенно заметно это влияние в фильме «Воспоминания об убийстве», где Пон Джун Хо элегантно цитирует композиционные решения Куросавы. Его стиль аккуратен и точен. По большей части его кадры статичны и полностью лишены человеческого присутствия. Лишь в самые напряженные моменты камера движется в руках оператора, чтобы передать весь эмоциональный накал и важность момента.
Чем больше места в кадре, тем больше его объем: так Пон Чжун Хо может создавать живописные и мощные кадры даже с одним человеком в кадре. Пустота — это тоже объем. Однако когда в кадре показано более одного персонажа, Пон Джун Хо строит композицию из их присутствия в нем. Этому он научился именно у Куросавы.
Также интересно визуальное повествование в «Паразитах». Первый кадр фильма сразу настраивает на нужный лад: как только исчезают титры, камера опускается в жилище главных героев. Мы видим тесную квартирку в подвале, в которой герои травятся выхлопными газами, их заливает первыми во время дождя и так далее. Все это снято, чтобы показать стесненное положение героев. Их снимают сверху в их собственном доме, как будто чтобы они казались еще ниже, на самом дне.
Дом богатой семьи снимается по-другому. Это большой и просторный особняк, который показан через длинные общие планы. Так режиссер подчеркивает суть богатой жизни: свободу и чистоту. В них больше воздуха и пространства. Их дом никогда не затопляет — он всегда освещен солнцем, даже в финале фильма. Минималистичная операторская работа подчеркивает интерьер дома семьи Пак: он так же аккуратен, как и те самые длинные планы.
Работы Пон Чжун Хои представляют собой циничный взгляд на человеческую природу, где узы семьи, общества и дружбы постоянно разрушаются жестокостью, апатией и лицемерием. Тревожная двусмысленность и загадки на каждом шагу придают фильмам Бонга захватывающую атмосферу и эмоциональную глубину. Поклонники Куросавы, Финчера и Хичкока — бегом смотреть!