Голливуд — безусловный лидер в мире кино. На втором месте — европейское кино, со своим уникальным языком и стилем. К сожалению, зритель не всегда решается заглянуть за пределы этих двух территорий, упуская целую альтернативную вселенную — корейское кино. И зря, ведь оно подарило нам столько кинематографических шедевров, многие из которых пытались переснять в Голливуде (чаще безуспешно).
Корейский фильм «Паразиты» получил в 2019 году четыре премии «Оскар», включая приз за лучший фильм. Его режиссер — Пон Чжун Хо — покорил мир и заново открыл для него красоту корейского кино. Сегодня мы хотим познакомить тебя с авторским стилем Пон Чжун Хо и показать, почему этот человек — мастер сказок для взрослых, который не знает границ между культурами и государствами.
Вторжение динозавра
Оригинальное название фильма переводится как «Чудовище»
Оригинальное название: Gwoemul
Год: 2006
Жанры: ужасы, комедия, фантастика, драма, боевик
Режиссер: Пон Чжун Хо
Сценаристы: Пон Чжун Хо, Ха Джун-вон, Пэк Чхоль-хён
Актеры: Сон Кан-хо, Пён Хи-бон, Пак Хэ-иль, Пэ Ду-на, Ко А-сон, О Даль-су, Ли Джэ-ын, Ли Дон-хо, Пол Лэзар, Дэвид Джозеф Ансельмо
«Вторжение динозавра» рассказывает о семье, которая сталкивается с чудовищем, появившимся из загрязненного химикатами Ханганского залива. Существо похищает маленькую Хё-со, и ее отец вместе с родственниками отправляется на отчаянные поиски. Властям не до спасения девочки — они заняты сокрытием последствий экологической катастрофы. Лента сочетает ужасы, сатиру и драму, превращая историю о монстре в метафору человеческой стойкости и семейной любви.
«Вторжение динозавра» — достойный преемник фильмов о Годзилле 50-х и 60-х. В нем Пон Чжун Хо сочетает головокружительный экшн с монстрами с трогательной семейной драмой и остроумным социально-политическим уклоном. Подобно мощной метафоре «Годзиллы», отсылающей на трагедию Хиросимы и последствия ядерных ударов, этот фильм представляет собой политическую притчу, приправленную театральными постановками фильмов категории «B».
Чжун Хо опроверг утверждения о том, что его фильм — антиамериканский, и объяснил, что визуализировал хитрую экологическую метафору и политическую критику корейского правительства, особенно касаемо его отношений с США.
Смотрела? 📽
Воспоминания об убийстве
Пон Чжун Хо признавался, что большое влияние при работе над этим фильмом на него оказала одноименная пьеса Ким Гван-нима и графический роман Алана Мура и Эдди Кэмпбелла «Из ада»
Оригинальное название: Salinui chueok
Год: 2003
Жанры: детектив, криминал, драма, триллер
Режиссер: Пон Чжун Хо
Сценаристы: Пон Чжун Хо, Щим Сон-бо, Ким Гван-ним
Актеры: Сон Кан-хо, Ким Сан-гён, Ким Рве-ха, Сон Джэ-хо, Пён Хи-бон, Ко Со-хи, Рю Тхэ-хо, Пак Но-щик, Пак Хэ-иль, Чон Ми-сон
Монстры — давние спутники фильмов режиссера: он имеет дело с другим типом монстров в «Воспоминаниях об убийстве», превосходном детективе о серийном убийце, основанном на реальных нераскрытых преступлениях 80-х годов.
В небольшом городке происходят жестокие преступления против женщин, и местные детективы, не имея опыта и методов, пытаются найти виновного. К делу подключается более профессиональный следователь из Сеула, но расследование все больше заходит в тупик. Лента показывает бессилие системы и рождает чувство тревоги перед неуловимым злом.
На визуальный стиль режиссера в первую очередь повлиял японский гений кино Акира Куросава. Особенно заметно это влияние в фильме «Воспоминания об убийстве», где Пон Чжун Хо элегантно цитирует композиционные решения Куросавы. Его стиль аккуратен и точен. По большей части его кадры статичны и полностью лишены человеческого присутствия. Лишь в самые напряженные моменты камера движется в руках оператора, чтобы передать весь эмоциональный накал и важность момента.
Чем больше места в кадре, тем больше его объем: так Пон Чжун Хо может создавать живописные и мощные кадры даже с одним человеком в кадре. Пустота — это тоже объем. Однако когда в кадре показано более одного персонажа, Пон Джун Хо строит композицию из их присутствия в нем. Этому он научился именно у Куросавы.
Смотрела? 📽
Мать
Существует официальная черно-белая версия фильма
Оригинальное название: Madeo
Год: 2009
Жанры: детектив, триллер, криминал, драма
Режиссер: Пон Чжун Хо
Сценаристы: Пон Чжун Хо,Пак Ын-гё
Актеры: Ким Хе-джа, Вон Бин, Чин Гу, Юн Джэ-мун, Чон Ми-сон, Чхон У-хи, Мун Хи-ра, Сон Сэ-бёк, Ким Бён-сун, Ё Му-ён
В «Матери» Пон Чжун Хо критикует традиционный корейский образ мышления, согласно которому женщина всегда должна следовать за своим мужчиной, независимо от его статуса — отец ли он, муж или сын.
В центре сюжета — пожилая женщина, безымянная мать, которая всю жизнь заботилась о своем сыне с умственной отсталостью. Когда юношу обвиняют в жестоком убийстве молодой девушки, вся система — полиция, соседи, даже друзья — отворачивается от него. И тогда мать решает самостоятельно докопаться до правды, превращаясь из заботливой женщины в безжалостного сыщика.
Авторский стиль Пон Чжун Хо здесь проявляется особенно ярко. Он мастерски смешивает жанры: трагедия соседствует с черным юмором, триллер — с бытовой зарисовкой корейской провинции, а социальная драма — с почти гротескными сценами. Плавные переходы от тишины к взрывам насилия создают ощущение постоянной тревоги. Камера наблюдает за героями с почти документальной отстраненностью, позволяя зрителю самому делать моральные выводы.
Особое внимание уделено деталям: жесты матери, ее бесконечные попытки защитить сына любой ценой, — все это превращает фильм в исследование материнской одержимости. В финале, как и в других картинах Пон Чжун Хо, зритель остается без однозначного ответа: важнее ли правда любви, или любовь способна оправдать любое преступление? «Мать» — не просто детектив, а мощная метафора жертвенности и мрака, скрытого под поверхностью обыденной жизни.
Смотрела? 📽
Паразиты
Фильм получил четыре «Оскара»
Оригинальное название: Gisaengchung
Год: 2019
Жанры: драма, триллер, комедия
Режиссер: Пон Чжун Хо
Сценарист ы: Пон Чжун Хо, Хан Джин-вон
Актеры: Сон Кан-хо, Ли Сон-гюн, Чо Ё-джон, Чхве У-щик, Пак Со-дам, Чан Хе-джин, Чон Джи-со, Чон Хён-джун, Ли Джон-ын, Пак Со-джун
«Паразиты» представляет нам семью, которая находится на самом дне общества. Они буквально живут как крысы, и в этом фильме все визуальные приемы работают на то, чтобы показать разницу между бедными и богатыми. Именно социальное неравенство и зацикленность богатых на том, чтобы быть богатыми, а бедных на том, чтобы быть бедными, приводят к грандиозной и жуткой развязке истории.
Интересно визуальное повествование в «Паразитах». Первый кадр фильма сразу настраивает на нужный лад: как только исчезают титры, камера опускается в жилище главных героев. Мы видим тесную квартирку в подвале, в которой герои травятся выхлопными газами, их заливает первыми во время дождя и так далее. Все это снято, чтобы показать стесненное положение героев. Их снимают сверху в их собственном доме, как будто чтобы они казались еще ниже, на самом дне.
Дом богатой семьи снимается по-другому. Это большой и просторный особняк, который показан через длинные общие планы. Так режиссер подчеркивает суть богатой жизни: свободу и чистоту. В ней больше воздуха и пространства. Их дом никогда не затопляет — он всегда освещен солнцем, даже в финале фильма. Минималистичная операторская работа подчеркивает интерьер дома семьи Пак: он так же аккуратен, как и те самые длинные планы.
Смотрела? 📽
Сквозь снег
Для фильма были построены 500 метров декораций поезда
Оригинальное название: Snowpiercer
Год: 2013
Жанры: фантастика, боевик, драма
Режиссер: Пон Чжун Хо
Сценаристы: Пон Чжун Хо, Келли Мастерсон, Жак Лоб, Бенжамин Легран, Жан-Марк Рошетт
Актеры: Крис Эванс, Сон Кан-хо, Тильда Суинтон, Джейми Белл, Октавия Спенсер, Юэн Бремнер, Элисон Пилл, Ко А-сон, Эд Харрис, Джон Хёрт
«Сквозь снег» — первый англоязычный проект Пон Чжун Хо, в котором режиссер перенес свои фирменные приемы в рамки масштабного антиутопического блокбастера.
Сюжет разворачивается в будущем, когда провальная попытка остановить глобальное потепление обернулась новым ледниковым периодом. Немногочисленные выжившие люди живут в гигантском поезде, который мчится по замкнутому кругу, а его вагоны стали точной метафорой социального устройства: в хвосте — нищие и угнетенные, в начале состава — элита и власть. Восстание, поднятое героем Криса Эванса, превращается в жестокое путешествие по социальной лестнице, где каждый новый вагон открывает зрителю очередную грань человеческого общества.
Авторский стиль Пон Чжун Хо в «Сквозь снег» выражен прежде всего через аллегоричность и жанровое многообразие. Режиссер смело соединяет в одном фильме элементы боевика, философской притчи и социальной сатиры. Его внимание к деталям не менее важно, чем в корейских работах: каждая локация наполнена символами, которые рассказывают о власти, пропаганде и неравенстве.
Пон Чжун Хо мастерски балансирует между трагизмом и черным юмором: сцены насилия соседствуют с абсурдными моментами, что лишь усиливает ощущение гротеска. Камера движется так же, как и поезд, — вперед, в неумолимом ритме, подчеркивая замкнутость мира и отсутствие выхода.
Смотрела? 📽
Микки 17
Фильм вошел в программу Берлинского кинофестиваля
Оригинальное название: Mickey 17
Год: 2025
Жанры: фантастика, комедия, приключения
Режиссер: Пон Чжун Хо
Сценаристы: Пон Чжун Хо,Эдвард Эштон
Актеры: Роберт Паттинсон, Наоми Аки, Стивен Ян, Марк Руффало, Тони Коллетт, Пэтси Ферран, Майкл Монро, Кэмерон Бриттон, Кристиан Паттерсон, Ллойд Хатчинсон
Это смелый фантастический черный комедийный триллер, который разворачивается на стыке экзистенциальных вопросов и фирменного жанрового смешения режиссера. Действие происходит в будущем, в космической колонии, на замерзшей планете Нифльхейм. Главный герой — Микки, он — человек, которого клонируют каждый раз, когда он гибнет, передавая большинство воспоминаний и личность новому экземпляру.
Микки находится в своей семнадцатой итерации, когда во время рискованного задания на ледяной поверхности он попадает в расселину — все считают, что он погиб. Запускают протокол замены, и появляется его восемнадцатая версия. Однако выясняется, что 17-ый выжил — и теперь два «Микки» существуют одновременно.
Между версиями растет конкуренция, формируется личная и моральная драма — за романтические отношения, за статус, за право на индивидуальность. При этом фильм не забывает о более широких темах: что значит быть человеком, когда тебя можно напечатать заново; как система воспринимает работников-расходников; до какой степени идентичность — это только память и тело, или же это нечто большее.
Как и в иных работах режиссера, здесь переплетаются сатира, социальная драма, фантастика и элементы тонкого черного юмора. Забавное и одновременно тревожное соседствует с философскими вопросами.
Это, пожалуй, одна из самых амбициозных работ Пон Чжун Хо на английском языке. Она сохраняет его стиль: социальная критика, внимание к судьбе «мелкого человека», визуальная насыщенность, сочетание трагического и комического. Фильм доказывает, что даже в крупном бюджете и массовом жанре Пон остается режиссером со своей душой и голосом.
Смотрела? 📽
Окча
Фильм вошел в основной конкурс Каннского кинофестиваля
Оригинальное название: Okja
Год: 2017
Жанры: фантастика, боевик, драма, приключения
Режиссер: Пон Чжун Хо
Сценаристы: Пон Чжун Хо, Джон Ронсон
Актеры: Ан Со-хён, Тильда Суинтон, Джейк Джилленхол, Пол Дано, Джанкарло Эспозито, Юн Джэ-мун, Стивен Ян, Лили Коллинз, Дэниэл Хеншэлл, Девон Бостик
«Окча» — один из самых необычных и смелых фильмов Пон Чжун Хо, в котором он соединяет трогательную притчу о дружбе с острой сатирой на глобальный капитализм. В центре истории — южнокорейская девочка, которая растит генетически выведенное существо по имени Окча. Для нее это не просто «суперсвинья», а член семьи. Однако международная корпорация, создавшая животных ради дешевого мяса, забирает Окчу в США, и девочка отправляется в путь, чтобы спасти своего друга.
Стиль Пон Чжун Хо здесь проявляется в полной мере. Он мастерски балансирует между жанрами: трогательная драма в духе семейной сказки внезапно превращается в сатирический фарс, затем — в напряженный триллер и даже в жестокое социальное высказывание. Такая жанровая текучесть — визитная карточка режиссера, позволяющая ему держать зрителя в постоянном напряжении и не давать простых эмоций.
Визуально «Окча» контрастирует миры: чистая и зеленая природа Кореи противопоставлена холодной, яркой и искусственной эстетике корпорации Mirando. Эти противоположности подчеркивают главный конфликт — естественное против искусственного, человечное против потребительского. При этом Пон никогда не подает сюжет как однозначную мораль: он показывает, что и борьба активистов, и жестокость бизнеса могут быть одинаково абсурдны.
Его фирменная ирония здесь особенно остра: персонажи Тильды Суинтон и Джейка Джилленхола нарочито гротескны, что превращает фильм в сатиру на современную медиакультуру и индустрию потребления. Но в то же время «Окча» сохраняет эмоциональное ядро — историю девочки и ее друга, которая пронзает сильнее любых лозунгов.
Таким образом, «Окча» — это не просто антиутопическая сказка о генной инженерии. Это фильм, где Пон Чжун Хо вновь показывает себя мастером сочетания абсурдного и трагического, политического и личного, смешного и жестокого. Его авторский стиль делает картину одновременно зрелищной, сатиричной и глубоко человечной.
Смотрела? 📽
Лающие собаки никогда не кусают
Оригинальное название фильма переводится как «Фландрийский пес»
Оригинальное название: Peullandaseuui gae
Год: 2000
Жанры: комедия, драма
Режиссер: Пон Чжун Хо
Сценаристы: Пон Чжун Хо, Сон Джи-хо, Сон Тхэ-ун
Актеры: Ли Сон-джэ, Пэ Ду-на, Пён Хи-бон, Ко Су-хи, Ким Хо-джон, Ким Рве-ха, Сон Джон-сон, Ким Джин-гу, Лим Сан-су, Квон Хёк-пхун
«Лающие собаки никогда не кусают» — дебютный полнометражный фильм Пон Чжун Хо, в котором уже ясно виден его авторский почерк. Сюжет строится вокруг безработного аспиранта, который мечтает получить должность профессора, но живет в унылой многоэтажке и страдает от постоянного лая собак. В приступе раздражения он решает избавиться от животных, и эта бытовая ситуация постепенно превращается в абсурдную и мрачную комедию о человеческой слабости, жестокости и социальном равнодушии.
Авторский стиль Пон Чжун Хо здесь проявляется прежде всего в умении соединять бытовое и трагикомичное. Его камера скользит по серым коридорам и бетонным стенам, превращая привычную повседневность в клаустрофобичный мир, где каждый персонаж заперт в собственных желаниях и разочарованиях. Мелкие детали — лифты, подвалы, запахи дома — становятся символами скрытой жестокости, которая таится под фасадом обыденной жизни.
Пон играет на грани черного юмора и ужаса. Зритель смеется над нелепыми поступками героев, но смех быстро оборачивается неловкостью: абсурдные сцены связаны с жестокостью по отношению к беззащитным существам. Этот прием впоследствии станет его фирменным — через комедийное и карикатурное вскрывать социальные язвы.
Важна и социальная критика: фильм показывает корейское общество как равнодушное и бюрократичное, где карьеризм, апатия и бедность приводят людей к отчуждению. При этом Пон не дает однозначных оценок — его персонажи одновременно жалки и опасны, смешны и трагичны.
Уже в дебюте режиссер заявляет о себе как о мастере жанровых переходов и тонкой сатиры. «Лающие собаки никогда не кусают» — это комедия, драма и социальная аллегория в одном флаконе, которая предвосхищает все дальнейшее творчество Пон Чжун Хо, от «Воспоминаний об убийстве» до «Паразитов».
Смотрела? 📽