Древнеримское выражение «Хлеба и зрелищ!» остается актуальным даже спустя несколько тысячелетий после его появления. Каждый из нас хоть раз конфликтовал с кем-либо по пустякам или веским причинам, а после тяжелого дня нас всех тянет за просмотр фильмов и сериалов, вроде «Слова пацана. Кровь на асфальте», в которых обязательно есть две противоборствующие стороны. Есть в этом что-то заманчивое и интригующее.
Однако, в отличие от кино, где обычно конкуренты прибегают к рукопашному решению всех проблем, творческие единицы, в частности, дизайнеры, делают все это более элегантно, ограничиваясь словами (хотя и бывают свои исключения). Давай посмотрим, что могли не поделить великие кутюрье и к чему прибегали в попытке одержать победу в спорах.
Эльза Скиапарелли и Коко Шанель
Они были очень разными. Любимым цветом Скиапарелли был «шокирующий розовый», а Шанель не выходила за рамки спокойной и сдержанной палитры. Скиапарелли создавала безумные шляпы в виде туфель и платья с принтом-лобстером, а Шанель была за практичность и утилитарность, к которой привыкла за годы жизни в приюте при монастыре.
Возможно, эти диаметрально противоположные подходы к модному ремеслу и стали камнем преткновения в отношениях двух величайших дизайнеров прошлого столетия. Или же это была зависть Шанель к аристократическому происхождению Эльзы.
Как бы то ни было, они находились в состоянии серьезного конфликта. Габриэль никогда не называла свою соперницу по имени, а однажды и вовсе описала ее как «итальянскую художницу, которая почему-то занимается одеждой». Обидно, скажи? Но самый эпичный эпизод их ссоры — встреча на костюмированном балу.
Тогда Шанель пригласила Скиапарелли на танец, во время которого Эльза «случайно» упала на зажженный канделябр и подожгла свое платье. Гости тушили ее всеми силами и средствами, прощавшись со своими напитками. Позже Шанель назвала это «случайностью», но мы почему-то не уверены в ее искренности.
Ив Сен-Лоран и Карл Лагерфельд
«Здоровая конкуренция», видимо, понятие неизвестное и для Карла Лагерфельда с Ив Сен-Лораном. Здесь все идет по тому же шаблону, что лежал в основе конфликта Шанель и Скиапарелли — они не сошлись характерами и взглядами на жизнь. Сен-Лоран был взбалмошным тусовщиком, хотя при первом знакомстве казался самим скромностью, а Лагерфельд проводил все свое время в мастерской, практикуясь в дизайне, или же дома за чтением книг.
К разнице в жизненной философии позже добавилась зависть к заслугам друг друга. Уже в 18 лет Ив Сен-Лоран побеждает в одном из главных конкурсов среди дизайнеров, организованном Международной ассоциацией производителей шерсти. А через год и вовсе отправляется работать в Christian Dior ассистентом и в 21 встает у руля модного Дома после смерти основателя. В общем, события развивались для дизайнера быстрее, чем в любом турецком сериале.
Сказать, что Карл продвигался к модному пьедесталу такими же стремительными шагами нельзя. Он гораздо дольше, чем Ив сидел в ассистентах и никак не мог выбиться на первый план. Но вот, в возрасте 31 года, он становится креативным директором модного Дома Chloe, а позже — Chanel.
В общем, неприязнь Карла к творческому сопернику росла с каждым годом. Он то и дело отпускал в его адрес колкие фразы: «Он среднестатистический француз, к тому же, очень провинциальный» или «он был одержим только одним желанием — стать богатым и знаменитым». Кстати, говорят, что главной причиной конфликта была не разница во взглядах, а любовь к одному и тому же человеку. По-простому, ревность. Но это уже совсем другая история.
Ив Сен-Лоран и Том Форд
В ссоре с Лагерфельдом Ив Сен-Лоран не был самой активной стороной, однако в случае с Томом Фордом именно он стал инициатором череды конфликтов. В 1999 году Том получает заветную позицию креативного директора Yves Saint Laurent, когда основатель Дома уже находился на покое.
До этого он работал в Gucci и, надо признать, довольно успешно — Том буквально спас бренд от краха и увеличил его финансовые показатели в разы. Однако его приходу в Yves Saint Laurent сам Сен-Лоран был не очень рад и вечно критиковал коллегу.
Он не разделял его любовь к нарочитой сексуальности, которую Том как раз и продемонстрировал в своей первой коллекции для детища Ива, и принимал эту эстетику за жуткую вульгарщину. «Бедняга делает все что может», — сообщил тогда Сен-Лоран. А в личном письме Тому решил себя не сдерживать и написал, что тот «за тринадцать минут разрушил сорок лет моей работы».
Во время своего участия в жизни бренда Том старался не отвечать на нападки, однако позже он все-таки высказался на эту тему: «Ив и его партнер Пьер Берже были такими неприятными, такими злыми — они превратили мою жизнь в каторгу. Я никогда раньше не говорил об этом, однако работа в YSL была для меня ужасным временем».
Джорджо Армани и Донателла Версаче
Итальянцы известны своей импульсивностью, поэтому конфликт между двумя обладателями горячей крови Джорджо Армани и Донателлой Версаче был ожидаем. Несмотря на то, что они создавали совершенно разную одежду, ссоры было не избежать и вот, почему.
Все дело в неприятном комментарии Армани в адрес покойного брата Донателлы. В 2015 году в одном из интервью Джорджо завел разговор об основателе Versace и вспомнил, как однажды во время одного из показов тот подошел к нему и сказал: «Я одеваю шлюх. Ты одеваешь церковных дам».
Донателле жутко не понравилось, что Армани решил откопать в своей памяти именно этот фрагмент его общения с великим дизайнером: «Я нахожу крайне грубым и безвкусным то, что мистер Армани в очередной раз вложил слова в уста моего брата, особенно потому, что его, к сожалению, больше нет с нами, чтобы ответить. Это второй раз, когда он утверждает, что это было сказано, первый раз это было сразу после его смерти, и он извинился передо мной».
Неизвестно, правда ли эта фраза была сказана Джанни Версаче или нет, но Донателла, как ты уже поняла, всячески отрицает эту возможность, ревностно его защищая: «Когда мой брат говорил о моде, единственное слово, которое когда-либо слетало с его губ, было гламур. Что следует сказать о моем брате: да покоится Джанни Версаче с миром».
Вирджил Абло и Раф Симонс
Еще одна игра в одни ворота — конфликт Рафа Симонса и покойного основателя бренда Off-White Вирджила Абло. Последний восхищался творчеством своего коллеги, а в одном из интервью подкрепил эту любовь словами, сказав, что «Раф Симонс — бог дизайна, а мы все просто последствия землетрясения, которое он вызвал».
Однако сам Раф не мог ответить взаимностью. Тот не считал Вирджила настоящим дизайнером, способным творить историю и придумывать что-то новое. На вопрос одного из журналов «вдохновляет ли Вас новое поколение дизайнеров?» Раф Симонс ответил очень однозначно: «Не Off-White. Он приятный парень. На самом деле он мне очень нравится. Но вдохновляют меня люди, которые привносят что-то, чего мы еще не видели, что-то оригинальное».
Однако Вирджил и не стремился быть сложносочиненным. Обладая каким-то шестым чувством, он просто делал то, что находило отклик среди молодежи, поэтому в ответном интервью намекнул Рафу, что тот «не знает, что нужно молодому поколению и не осознает, что мир стремительно меняется».
Мгновенного ответа за этим не последовало, однако чуть позже во время выступления в Гарвардской школе дизайна на очередной вопрос о Вирджиле Раф Симонс просто усмехнулся и передал микрофон другому спикеру. Но Абло в этой битве был не один. За него вступился A$AP Rocky, написав в соцсетях: «Отряд по защите Off-White! Да пошел ты! Когда увижу Рафа, скажу ему пару ласковых».