Как студентка, отучившаяся на факультете экономики, смогла построить карьеру в сфере маркетинга и связать свою жизнь с модной индустрией?
Бедиз: Я всегда мечтала заниматься творчеством, но, чтобы влиться в модную индустрию, мне пришлось пройти сложным путем. Я выбрала факультет экономики неслучайно — это связано с нестабильным финансовым положением моей страны.
В 90-е годы сложно было найти работу, связанную с творческой деятельностью, где можно было бы заработать достаточно денег на жизнь, поэтому родители уговорили меня выбрать другое направление для обучения — финансы.
После выпуска я начала работать в финансах, но параллельно занялась веб-дизайном и графическим дизайном. Это стало отправной точкой в моей карьере. Проработав в сфере финансов 2 года, я сменила работу и перешла в международное рекламное агентство Ogilvy, офис которого находился в Стамбуле. Так в мою жизнь вошел маркетинг.
Когда в 2010 году в Турцию пришел Vogue, они открыли вакансию редактора мультимедиа, который должен был заниматься цифровыми выпусками журнала и визуальным контентом. Так я пришла в моду.
Оценив успех журнала Vogue, в нашу страну при поддержке Doguş Group потянулись и другие издания. Обычных маркетинговых средств было недостаточно для их запуска, поэтому я стала маркетинговым контент-менеджером для них всех. 15 лет я проработала в крупнейших турецких изданиях. Моя последняя должность называлась «Руководитель проектов», и я занималась сразу 20 журналами.
В октябре 2022 я решила, что пришло время для создания собственной компании, которой стало стратегическое консультационное агентство Bediz Co. Я по-прежнему работаю в модной индустрии, в сферах, связанных с искусством и культурой.
Вы преподаете маркетинг, читаете лекции о моде и электронной коммерции. Расскажите, что играет главную роль в продаже продукта и привлечении внимания?
Бедиз: В модной индустрии основную роль в увеличении продаж и привлечения внимания играют уникальный дизайн, качественные материалы, эффективные маркетинговые стратегии и репутация бренда.
Также современному модному бренду необходима сильная цифровая стратегия. Это и яркий удобный сайт, и активное ведение различных социальных сетей, и эффективное применение электронных торговых площадок, а также использование цифровых маркетинговых каналов, например, сотрудничество с инфлюенсерами, реклама в интернете и рассылки по электронной почте.
Еще клиентов можно привлечь новыми технологиями: предложите им виртуальную примерку, элементы дополненной реальности или интерактивный контент. Раньше в маркетинге работала модель 4P, но сейчас пришло время 4С:
сlarity — понятность, credibility — ответственность, consistency — последовательность и competitiveness — конкурентоспособность.
Сейчас вы занимаетесь цифровыми медиа. Как вы думаете, нужны ли сегодня глянцевые журналы или всем пора переходить на цифровые издания?
Бедиз: В настоящее время я занимаюсь цифровыми медиа, но я также играю роль посредника между «цифрой» и печатными изданиями.
Печатные издания связаны с тактильными ощущениями и возможностью полного погружения в чтение. Гладкая бумага, запах типографской краски, внешний вид — все это создает нейронные связи, которые «цифра» никогда не сможет заменить. За счет тактильных ощущений читателю проще вникнуть в контент и примерить его на себя, например, если речь идет о люксовых товарах или лимитированных коллекциях.
С другой стороны, цифровые издания всегда доступны и поддерживают интерактивное взаимодействие. К ним можно мгновенно получить доступ из любой точки мира, в них можно встраивать мультимедийные объекты, информацию в них можно обновлять в режиме реального времени. Динамическая природа цифровых платформ поддерживает взаимодействие с помощью интерактивных функций, возможности делиться информацией в социальных сетях, мультимедийного контента. Все это обогащает опыт читателя.
Как только мы осознаем, что и цифровое, и печатное издания имеют свои преимущества, мы сможем использовать их в своей выгоде. Продуманная стратегия может включать выпуск печатных материалов для курируемых изданий премиум-класса. Такие экземпляры будут создавать у читателей ощущение, что они владеют коллекционным предметом.
В то же время цифровые версии будут выпускаться с мультимедийным контентом, обновляться в режиме реального времени и предназначаться для более широкой аудитории. В своем агентстве Bediz Co. я рекомендую всем обратившимся к нам брендам обратить внимание на эту стратегию.
Правда ли, что сегодня многие ценят внешний вид больше, чем содержимое? Почему так?
Бедиз: Важны и внешний вид, и содержимое, однако степень их значимости может меняться в зависимости от контекста. В условиях модной индустрии поначалу внешнее привлекает больше внимания, однако если вы хотите, чтобы клиенты были довольны и возвращались к вам снова и снова, не меньшее значение имеют и качество, и содержание.
Во многих случаях ключом к долгосрочному успеху является баланс между внешним и внутренним. В других отраслях, например, в сфере образования или в области информационных технологий содержание может иметь большее значение, чем внешний вид. Впрочем, в большинстве случаев идеальным подходом станет гармоничное сочетание того и другого.
В цифровой среде, в первую очередь, в том, что касается онлайн-контента и пользовательских интерфейсов, впечатления от первого взаимодействия напрямую связаны с внешним видом — или дизайном платформы. Если сайт или приложение выглядит симпатично, это вполне может привлечь пользователей, однако чтобы удержать их внимание и продать им что-либо, куда важнее их наполнение, функциональность и интерфейс.
Да, внешний вид может помочь создать положительное первое впечатление, однако качественный контент в цифровой сфере — залог успеха в долгосрочной перспективе. Здесь очень важно найти баланс между эстетикой и информационным наполнением.
Существует ли в Турции высокая мода или это сказки?
Бедиз: Модная индустрия в Турции быстро развивается в разных направлениях под влиянием исторических традиций и современных влияний. Например, Стамбул уже заслужил мировое признание, как столица моды и стиля. Наши дизайнеры одежды и модные бренды выходят на международные рынки, внося свой вклад в мировой модный пейзаж.
Возможно, Стамбул сложно сравнивать с Парижем или Миланом, однако Турция однозначно нашла свое место на модном рынке мира. Кроме того, наша модная индустрия продолжает развиваться и добиваться признания.
У нашей страны богатое культурное наследие, которое турецкие дизайнеры используют в сочетании с современными трендами. Стамбул — наша культурная и экономическая столица, поэтому этот город играет особую роль в формировании модного ландшафта. В городе проходят тематические мероприятия и модные показы, которые разные страны отмечают в своих календарях фэшн-событий.
Турецкие дизайнеры славятся своим творческим подходом и использованием народных промыслов в своих образах, и некоторые из них заслужили мировое признание. В наших модных трендах можно проследить влияние и востока, и запада, можно увидеть гармоничное сочетание традиционных мотивов и современных стилей.
В Турции продают и местные, и зарубежные бренды. В торговых городских районах можно найти одежду на любой вкус. Особого внимания заслуживает наша текстильная промышленность: мы снабжаем и местных, и международных производителей. В целом, несмотря на то, что Турцию нельзя уверенно назвать столицей высокой моды, наша модная индустрия стремительно развивается в духе современности.
Вы преподаете в Istanbul Fashion Academy. Расскажите о целях, которые ставят перед собой ваши студенты: планируют ли они работать на родине? Может быть, рассчитывают покорить Западный мир, Европу?
Бедиз: Они мечтают занять нишу на родине и завоевать Европу. Это у нас в крови.
А если серьезно, то у меня есть два типа студентов. Часть планирует остаться на родине и работать на благо страны. Другим же кажется, что покорение Европы — это не только возможность для развития, но и возможность сменить место жительства.
Как бы то ни было, если турецкие предприниматели или студенты приложат достаточно усилий, их бренд так или иначе выйдет на за пределы Турции, на международный рынок.
Какие навыки, на ваш взгляд, нужны человеку, желающему преуспеть в модной индустрии?
Бедиз: Успешность в модной индустрии зачастую зависит от удачного сочетания творческих умений, деловой хватки и навыков общения. Однако самое главное здесь — страстная любовь к своему делу и готовность постоянно учиться.
Какие модные бренды (из любых стран) нравятся вам больше всего?
Бедиз:
Outkast People (Турция, Стамбул)
George Keburia (Грузия, Тбилиси)
Arthur Arbesser (Великобритания, Лондон)
Schiaparelli (Италия)
Comme des Garçons (Япония)
Marni (Италия)
Irıs Van Herpen (Недерланды)
Begüm Khan (Турция, Стамбул)
Myloue (Италия)
Что, по вашему мнению, важнее всего в вашей работе?
В моей работе столько всего, и все постоянно находится в движении, поэтому мне сложно назвать что-то одно. Скажем, важнее всего смесь нескольких моментов.
Быть в курсе. Поскольку электронная коммерция, цифровой маркетинг и модная индустрия развиваются очень динамично, важно быть в курсе новейших трендов, технологий и изменений на рынке. Я всегда говорю об этом своим студентам и клиентам.
Быть на связи. Очень важно поддерживать связи с профессионалами. Это дает мне возможность использовать в преподавании и в консультировании реальные примеры из жизни. Я сотрудничаю с брендами и фэшн-профессионалами: читаю лекции, провожу мастер-классы, участвую в разных проектах.
Быть практичным. Я оттачиваю свои профессиональные навыки и все, что может пригодиться в реальной жизни, на лекциях. Я считаю, что моя задача — дать студентам необходимый опыт и рассказать им о том, что действительно имеет отношение к цифровому ландшафту модной индустрии.
Поддерживать междисциплинарность. Для обеспечения междисциплинарности необходимо обращать внимание не только на модные бренды, но и на смежные отрасли. Я объясняю своим студентам и клиентам, как работать на стыке отраслей и выстраивать междисциплинарные коллаборации.
Этичность и экологичность. В моде все чаще говорят об экологичности, поэтому важно уметь принимать решения, которые можно будет отнести к этичным и экологически безопасным. Я учу представителей брендов принимать на себя ответственность и закладывать в свои бизнес-стратегии экологичность.
Цифровые инновации. Изучение новых технологий — дополненной реальности, виртуальных примерочных и других цифровых инструментов, имеющих отношение к моде и смежным с ней областям, имеет большое значение.
Осознанное принятие решений. Здесь имеется в виду помощь представителям брендов со сбором данных для осознанного принятия решений и улучшения клиентского опыта.
Связи и знакомства. Поскольку я работаю консультантом, мне нужны связи и знакомства. В моей работе большое значение имеет возможность быстро связать бренды с нужными людьми или компаниями.
Кто или что вдохновляет вас продолжать работу?
Для меня основным источником вдохновения являются три женщины, каждая из которых сыграла свою роль в одной из перечисленных ниже областей.
Диана Врилан — мода и образ жизни. Американская модная журналистка и редактор. Она работала в журнале Harper's Bazaar и была главным редактором Vogue, а затем стала консультантом в Институте костюма при Музее искусств «Метрополитен». В 1964 г. была включена в Международный список Зала славы самых стильных людей. В 1965 г. Вриланд ввела в обиход понятие youthquake, которое можно перевести как «молодежное движение». Она была смелым трендсеттером, которая не боялась быть стильной и творческой. О ней сняли фильм, и думаю, каждый должен посмотреть его — The Eye Has to Travel («Не стоит задерживать взгляд»).
Сюзан Кэр — дизайн и «цифра». Американская художница и графический дизайнер разработала элементы графического интерфейса и шрифты для первого персонального компьютера Apple Macintosh в период с 1983 по 1986 гг. Она работала консультантом по дизайну в таких компаниях как Microsoft, IBM, Sony Pictures, Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) и Pinterest. В 2007 г. занимала должность в Niantic Labs. Сюзан не просто создала первый графический интерфейс. Она признана одним из самых выдающихся дизайнеров, работавших с современными технологиями.
Фюрейя Кораль — адаптивность и инновации. Одна из первых художниц-керамистов в Турции. Несмотря на то, что Фюрейя прославилась своими панно, она создала и другие изумительные вещи: плитку, статуэтки, декор для мебели. Художница увлеклась керамикой, когда с диагнозом «туберкулез» попала в санаторий в Швейцарии. Источником вдохновения для нее послужила древняя керамика, найденная на территории Турции, Мексики и Восточной Азии, в первую очередь — Японии, поэтому в ее работах часто встречаются интересные заимствования из западной и восточной культуры.