Искусство и травмы — вещи отнюдь не взаимоисключающие друг друга, а совсем даже наоборот. Многие художники, сублимируя свои негативные чувства, переживания и боль, создавали гениальные картины, которые без травмирующего опыта их создателя так бы и не появились на свет и не изменили бы мир. Ведь даже самая известная перформанс-артистка нашего века Марина Абрамович говорила, что «счастливые искусства не создают».
Конечно, мы не собираемся романтизировать трагические жизненные обстоятельства художников (особенно из их детства), а просто хотим показать, что даже самые трудные и безвыходные, на первый взгляд, ситуации имеют две стороны медали и могут обернуться во что-то прекрасное и значимое при правильном подходе.
Рассказываем, у каких великих художников было трудное детство и как оно позволило создавать им вневременные шедевры.
Яеи Кусама (1929 --…)
Ты могла быть косвенно знакома с японской художницей Яеи Кусамой по ее коллаборации с Louis Vuitton. Помнишь, когда витрины их магазинов, одежда и кампейны пестрели крупными разноцветными горошками на белом фоне, будто те самые шарики из бассейна в детском игровом центре? Это все она.
Как говорила сама Кусама, эти многочисленные кружочки, которые больше напоминают поверхность какого-то морского существа, помогали стирать и обезличивать то, на чем они появлялись. Так что даже самые страшные вещи можно было покрыть горошком, и они теряли свою злую сущность.
Но такой подход был выработан ею неспроста. Все это было вдохновлено тяжелыми условиями, в которых она росла, когда была маленькой. Между ее родителями был большой разлад. Отец изменял матери Яей, а та посылала девочку следить за ним. Как итог, она очень часто видела то, что не должна была видеть. А когда она рисовала, ее мать имела привычку подкрадываться сзади и вырывать рисунки из рук. Так, с 10-летнего возраста она уже страдала от страха интимной близости и галлюцинаций, наполненных вспышками, аурами и точками.
Ники де Сен-Фалль (1930 — 2002)
Французскую художницу-самоучку, скульптора и перформанс-артистку, которая вообще собиралась стать модель, сделали известной огромные женщины с большими грудями. А точнее, фигурки в виде них 😏. У ее многометровых работ из папье-маше неизменно пышный бюст и гипертрофированно широкие бедра (вспоминаем палеотическую Венеру), которые она раскрашивала в яркие цвета и незамысловатые узоры. А еще иногда занималась тем, что расстреливала статуи из пистолетов с красками.
Все это, конечно же, ода феменизму. Ники отстаивала права женщин жить и развиваться наравне с мужчиной, и иногда это стремление доходило до печальных крайностей. Однажды, услышав в свой адрес фразу «Ники — одна из тех писательских жен, которые немного рисуют», она отказалась от мужа и семейной идиллии.
На самом деле искусство не было просто средством для самовыражения Ники. Оно стало ее спасительным кругом. В детстве ее родители постоянно напоминали ей, что она была нежеланна и виновата во всех их бедах, так как отец Ники разорился именно тогда, когда девочка появилась в утробе. «Ты во всем виновата. Я жалею, что тебя родила», — говорила ее мать. А чуть позже девочка начала подвергаться сексуальным домогательствам отца. Вылечить травмы помог терапевт Ники, который посоветовал ей делать коллажи, с которых и начался ее путь в искусство.
Фрида Кало (1907 — 1954)
С Фридой Кало ты, скорее всего, знакома очень хорошо. Узнаваемая монобровь, яркие колоритные цвета, мексиканская культура, сюжеты, пропитанные болью и рассуждениями о смерти — четыре главных символа ее творчества. Фрида Кало выросла в обеспеченной семье фотографа и мексиканки индейского происхождения. Однако в детстве она заболела полиомиелитом, из-за чего дети называли ее «Фрида Кало — деревянная нога», ведь почти вся ее правая конечность была атрофирована.
А в 17 лет она попала в автокатастрофу, из-за которой ее позвоночник оказался сломан в трех местах, а живот проткнут металлическим поручнем. Она была прикована к постели более года и перенесла около 30 операций, но Фрида была сильным духом человеком и именно тогда решила преобразовать травму в искусство, а восстанавливаться физически решила с помощью бокса и футбола.
После был трудный развод с ее самой большой любовью художником Диего Ривьеро, который, помимо прочего, еще и постоянно изменял ей — поэтому она называла его своей «второй аварией». Это спровоцировало депрессию и даже попытку самоубийства. Однако без всех этих трудностей, как бы страшно это ни звучало, не родились бы великие картины, вроде «Больницы Генри Форда», «Сломанной колонны» и других.
Сальвадор Дали (1904 — 1989)
Одна из сильнейших по своему посылу пацифистская «Герника» о бомбардировке одноименного города нацистами, сюрреалистическое «Постоянство памяти», которое знает даже маленький ребенок, так как его копии окружают нас повсюду и психоделические «Метаморфозы Нарцисса». Какой по натуре человек мог создать настолько знаковые для мира картины и какое у него было детство? Рассказываем.
Как и Фрида, Сальвадор Дали вырос в зажиточной семье, но с детства его обуревали различные фобии. Так, например, он до жути боялся кузнечиков, да и любых насекомых без особой на то причины (что весьма иронично, если вспомнить его знаменитую фотографию с длинными тонкими усами, как раз напоминающими его главных страх). Поэтому соседские ребята, пользуясь уязвимостью Дали, постоянно бросали их ему за шиворот, что еще сильнее развивало его тревожность и психические заболевания.
А когда Дали был подростком, он обнаружил на столе отца книгу о венерических заболеваниях. С тех пор он питал отвращение к сексу, который всю жизнь ассоциировался у него с гниением. Но это еще не все. В возрасте пяти лет родители отвели его на могилу к брату, сказав, что он — его реинкарнация. Ну, как тут не родиться этим сюрреалистическим картинам? Все свои детские и юношеские фобии и проявились на его полотнах. Посмотри хотя бы на «Великого мастурбатора» или «Постоянство времени», на которой изображен целый рой муравьев в углу.
Эдвард Мунк (1863 — 1944)
«Мои страдания — часть меня самого и моего искусства. Они неотличимы от меня, и их уничтожение уничтожило бы моё искусство. Я хочу сохранить эти страдания», — заявлял Мунк. Так о каких страданиях автора культовой картины «Крик» идет речь?
Его детство омрачила ранняя смерть матери от туберкулеза, после которой он остался вместе с деспотичным и очень набожным отцом. Художник всю жизнь винил его в том, что он, будучи врачом, не смог спасти мать, а только молился у ее постели. А через некоторое время умерла и его старшая сестра.
Но и в мире живых все было неспокойно — его младшая сестра страдала шизофренией, отец был склонен к приступам ярости, а по ночам во всех красках описывал детям муки ада. Вся эта череда мрачных событий заставили Мунка думать, что его жизнь окружена «черными ангелами», а также бояться смерти.
Именно тогда, в очередной раз увидев своего отца молящимся в ночи, Мунк испугался, но решил запечатлеть этот момент на бумаге. Он взял коробку с красками, нарисовал отца, стоящего на коленях у кровати, а затем уснул. Так, позже родились его многочисленные картины на тему страха смерти как своей, так и своих близких от «Больной девочки» до «У Смертного Одра». А «Крик» изображал смерть природы, вызванную извержением вулкана Кракатау в 1883 году.