Вскоре после появления видеоигр в 1950-х годах одна страна смогла стать практически синонимом этого развлечения: Япония. Поскольку видеоигры — относительно молодое явление, Япония оказала огромное влияние на всю индустрию и до сих пор формирует ее новыми изобретениями и тенденциями. Любовь, которой Япония пользуется среди гиков и любителей видеоигр, — заслуга бесчисленного множества творческих людей, студий и издателей, которым мы обязаны нашим детством и взрослой жизнью в киберпространстве.
Как Япония стала страной видеоигр?
Во время всех экономических взлетов и падений Японии после Второй мировой войны технологии стали ее главной фишкой. Автомобильная промышленность Японии находилась на постоянном подъеме (Honda, Nissan и Toyota), а японские технологические компании (Panasonic, Sony, Toshiba, Fujitsu) были способны производить высококачественную, но при этом доступную продукцию. Растущий интерес мира ко всему цифровому сделали Японию родиной новых виртуальных миров, которые мы изучаем и любим сегодня.
Знаю, мы собрались здесь для хорроров, но тебе стоит знать, что топовые игры уже нескольких поколений действительно придумали именно в Японии. Разрабы из этой страны остаются одними из лучших геймдизайнеров, ведь их подход к созданию игр — один из самых скрупулезных (если не фанатичных), а их игры, такие как Super Mario, Street Fighter, Final Fantasy, Silent Hill и Resident Evil, продолжают вдохновлять геймдизайнеров по всему миру.
Одна из главных особенностей самых успешных японских видеоигр — это локализация продуктов. Разработчики должны переделать меню, инструкции, диалоги, даже инструкции на консоли и цифровые загрузки на другие языки. Локализация в видеоиграх — это отличный ресурс, чтобы начать понимать, как японские видеоигры не только переводятся, но и локализуются, что облегчает их продвижение на зарубежных рынках.
Как японские хоррор-игры захватили гейм-индустрию?
Первые хоррор-игры (или игровые экспириенсы) появились в 70-х и начале 80-х годов. Среди них можно найти различные текстовые игры, пиксельные адаптации культовых ужастиков для Atari и NES, и, конечно, легендарные IP, такие как Castlevania и Ghosts 'n Goblins. Но до Splatterhouse ни одна игра не переносила ощущения от фильма ужасов на виртуальную площадку.
Splatterhouse: играбельный ужас
Splatterhouse (или Супуратта: хаусу) — это аркада 1988 года, которую можно назвать «ужастиком 80-х годов, превращенным в видеоигру». Ты играешь за Рика Тейлора, человека на грани смерти, который объединяется с симбиотической демонической маской. Вместе вы нарезаете врагов на капусту и прокладываете себе путь через гигантский особняк, чтобы спасти свою похищенную девушку, которая должна быть принесена в жертву в ходе какого-то жуткого ритуала.
Эта игра была самой жуткой из всех в то время, и это было ее главным преимуществом. Коробочка от игры даже была снабжена предупреждением для родителей, гласившем: «Ужасающая тема этой игры может быть неприемлема для маленьких детей… и трусов». Очаровательная реклама! И да, именно эта игра, разработанная японской компанией Namco стала серьезным толчком для всей индустрии.
Sweet Home — жесть по соседству
Истоки самого известного жанра ужасов — выживания — берут начало в начале 80-х годов с игр Nostromo от NEC PC-6001, Haunted House от Atari и 3D Monster Maze от Sinclair Research ZX81. Эти три игры представили миру новый тип игр, в которых проблемы решались не насилием, а пассивным прохождением, с акцентом на решение головоломок и использование стеллса (скрытности).
Идеальная формула выживача сформировалась благодаря Nintendo Entertainment System в игре 1989 года от Capcom — Sweet Home (или Суитта: хому). В этой классической JRPG, основанной на одноименном японском фильме ужасов, игроку предстоит в составе пяти кинематографистов исследовать старый особняк, полный упырей, призраков и привидений. Задача одна: сбежать, сохранив свою жизнь.
Для этого игроки находят предметы в своем ограниченном инвентаре и решают головоломки по всему особняку, сражаясь с монстрами или прячась от них. Одна ошибка — и один из героем может навсегда кануть в Лету. Эта игра считается одной из первых, в которой рассказывается полноценная история, и делается это с помощью страниц дневника, встречающихся на протяжении всей игры.
Resident Evil — зло родилось
Если описание игры выше кажется тебе знакомым, то это потому, что многие особенности Sweet Home послужили прямым источником вдохновения для создания того, что впоследствии стало ГОСТом для всего жанра — игры Resident Evil 1996 года, которая изначально задумывалась как ремейк Sweet Home для нового поколения геймеров. Знали бы они тогда про Милу Йовович... 🤣
В Resident Evil (или BIO HAZARD) новые элементы жанра были собраны воедино: множество путей прохождения, различные концовки, разнообразие локаций, случайные (или не очень) смерти персонажей, сюжет, основанный на дневнике, головоломки, стеллс, ограниченное количество патронов и многое другое — все это было собрано в один удивительный ужастик с Джилл Валентайн в главной роли.
Так что же привнесла Resident Evil в жанр, если в ней так много от других игр? Геймплей и принципы вселенной, который можно увидеть во многих последующих клонах Resident Evil. Эти игры открыли миру новую эру цифровых ужасов — эру, которая породила множество смелых экспериментов.
Silent Hill — хоррор как искусство игры
После Resident Evil мир увидел Parasite Eve от Square Enix и эксклюзивный для Dreamcast Blue Stinger. Среди различных игр, вдохновленных Resident Evil, особенно выделяется Corpse Party 1996 года. Этот инди-хоррор окунал игроков в мир психологического страха, взяв всего понемногу как от фильмов категории «B», так и от эстетики японского кинематографа. Но… потом в игру снова вступили Konami и его туманный городок Silent Hill.
В этой игре атмосфера ставилась превыше всего, а самым сильным достоинством окружения был туман во весь экран, великолепно аккомпанирующий мрачному и глубокому сюжету. Влияние этого японского хоррора привело к появлению таких серий, как Fatal Frame, еще одной уникальной игры-ужастика, в которой призраков нужно было фотографировать, чтобы их увидеть.
Ужас в стиле инди: новеллы, легенды и прочее
Нельзя недооценивать величие Konami, Capcom и других крупных компаний, но японские инди-разработчики также сделали многое для жанра ужасов игровой индустрии. Городские легенды, реальные события и просто изощренная фантазия подарили геймерам множество бесплатных (и не совсем) японских игрушек на 1-2 часа, порой потрясающих ужасом происходящего.
Сложно сказать, когда появилась первая инди-новелла, так как она могла быть сделана разрабом-самоучкой и затеряться на запыленной дискете. Но в этом и магия независимых игр: золотые руки (или просто упорные) могут создать их на основе того или иного движка, просто по фану. В Японии таких самоучек великое множество, и этим феноменом мы обязаны всем вышеперечисленным шедеврам и… доступности технологий!
Выбор таких независимых хорроров просто огромен. Один из актуальных примеров сегодняшнего дня — игры разработчика Chilla's Art, чем-то похожие на короткие хоррор-рассказы с самыми разными вариантами концовок. В них тебе предстоит делать различные выборы, прятаться, защищаться и делать не всегда комфортные для мировосприятия выводы. Азия — это про психологизм и странность, не забывай 😉