Начало учебного года уже близко, и мы решили тебя вдохновить. Смени привычную учебную рутину и введи в процесс лучшие техники запоминания информации. Долой зубрежку — даешь осознанный подход 📚📓
🟢 Эффективно: уточняющий опрос
Метод, цель которого — понять предпосылки, причины и структуру события. Вместо изучения голых фактов надо задавать уточняющие, открытые вопросы (то есть те, на которые нельзя ответить «да» и «нет»), которые раскроют суть события. Например, у нас есть факт — «Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 1 год». Задаем вопросы:
Почему Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 1 год?
Каким образом Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 1 год?
За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?
Отвечая на эти вопросы, ты выстроишь в голове паутину ассоциативных ответов, которые дадут полную картину явления.
🟢 Эффективно: самообьяснение
Этот метод также предлагает ответить на множество вопросов, чтобы понять суть проблемы. Однако самообъяснение лучше работает с большими темами: мы пытаемся найти взаимосвязи и ссылки не во внешних ресурсах, а внутри самого явления. Ты должна отвечать на вопросы постепенно и опровергать предыдущие ответы при любой новой информации. От ответа к ответу ты будешь проходить все дальше и дальше к тому, что можно назвать истиной.
На собеседованиях на работу, где необходимо абстрактное мышление, часто задают вопрос, который должен продемонстрировать логику твоих рассуждений. К примеру, тебя спрашивают: «Я бросил книгу в воду. Как быстро она достигнет дна?». Вот как выглядит цепочка твоих рассуждений через самообъяснение:
Какая информация мне нужна, чтобы понять проблему? (вес книги, объем книги, глубина воды)
Где я могу найти эту информацию? (в интернете или из общих знаний. Предположим, что показания средние — книга весом в килограмм и озеро глубиной в 100 метров)
Кто-нибудь уже решил эту проблему? (да, есть множество задачек из физики на эту тему с готовыми уравнениями)
Вся ли информация, что у меня есть, точна? (к примеру, повлияет ли плотность или соленость воды на скорость падения? Если да, то надо вернуться к началу)
Какой следующий шаг? (собрать всю более-менее определенную информацию и подсчитать)
Это звучит логично? (посмотри на свой окончательный ответ и подсчеты издалека и подумай, насколько он правдоподобен)
Также этот метод прекрасно помогает структурировать сочинение собственного ответа. Например, тебе надо написать большой реферат на тему «Падение Римской империи». Задаем себе вопросы:
Какая информация мне нужна, чтобы понять проблему? (история Римской империи)
Где я могу найти эту информацию? (в учебниках, интернете, видео)
Кто-нибудь уже решил эту проблему? (да, у разных авторов есть несколько теорий падения Римской империи)
У меня есть вся нужна информация? (да, но я могу взять методичку у подруги или проконсультироваться с преподавателем)
Какой следующий шаг? (собрать всю информацию и распределить по пунктам)
Это звучит логично? (вполне, так доклады и пишут)
🟢 Эффективно: тесты
Да, ненавистные тобой опросы с вариантами ответов на практике оказываются неплохим способом изучать материал. Но важно учесть несколько моментов. Во-первых, не обязательно проводить тесты по большой теме — есть шанс запутаться и потеряться. Лучше делать небольшие тесты по маленьким темам.
Во-вторых, выбирай тесты не с вариантами ответа, а со свободным рассуждением. Так ты остаешься в рамках критериев и даешь четкий ответ, однако задействуешь воображение и память.
Тесты не обязательно писать: ты можешь работать с карточками, играть в квизы с друзьями, рисовать карты с открытыми вопросами и заполнять их по мере обучения.
🟢 Эффективно: распределение по времени
Исследования
Поэтому лучший способ что-то запомнить — «размазать» повторение материала и новые знания по времени. При этом учитывай, как долго тебе будут нужны знания. К среднему экзамену в универе ты подготовишься, просто повторяя еженедельно лекции и 3-4 дня интенсивно перед экзаменом. Но если это профильный предмет, с которым связана будущая профессия, обновлять знания придется постоянно. Однако все ученые сходятся в одном: зубрежка в ночь перед экзаменом знаний в голове не оставит.
🟢 Эффективно: практика чередования
Нам всегда твердили, что лучше учить билеты по тематическим блокам. Оказывается, все наоборот: чем разномастнее темы, тем эффективней запоминание. Разумеется, в рамках одной дисциплины: вряд ли получится учить вместе нотную грамоту и ПДД.
Рассматривая предмет с разных сторон и отвечая на несвязанные вопросы, мозг сам начинает стоить «мостики» между темами и проводить параллели. Соответственно, ты запомнишь и больше, и информация будет объемней, нежели при запоминании одного тематического блока. Особенно эффективно практика чередования работает в когнитивных задачах (например, математических) и в практических навыках (шитье, игра на гитаре).
А вот 5 методик, которые отлично работают в сочетании с вышеперечисленными, но почти бесполезны по отдельности. Добавляй их в свою практику, чтобы разнообразить процесс, но не надейся лишь на них.
🔴 Бесполезно: обобщение
Обычно учителя просят переформулировать написанное в параграфе в одно-два итоговых предложения. Проблема в том, что обобщенное саммари уже заложено в структуру большинства учебников: в начале дается главный факт, его предпосылка, в конце — заключение. То есть ученик не выделяет новую информацию, не строит связи, а пересказывает первое и последнее предложение.
Для подготовки к сочинению в ЕГЭ такой способ сработает, так как они типично состоят из обобщения с аргументами. Но для тестов, глубоких ответов и формирования логических связей такой способ бесполезен.
🔴 Бесполезно: мнемоника
Техника, которая использует ассоциации для запоминания новой информации: дат, имен, иностранных слов. Например, запомнить имя новой знакомой Насти, которая была в НАСТоящей кожной куртке, или цвета радуги через «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
В краткосрочной перспективе этот способ может помочь с запоминанием несвязанных фактов, но он бесполезен, если ты пытаешься понять причины и логические связи явления. К тому же, если не повторять мнемонические пары регулярно, то связь начинает рушиться, и вспомнить необходимое становится трудней.
🔴 Бесполезно: выделение и подчеркивание
Любимое занятие всех отличников — взять маркеры всех цветов радуги и выделить разные аспекты, части и цитаты в конспекте. Жаль, что такой способ почти не помогает обучаться. Да, он структурирует материал и делает его чуть приятней на вид, но ни один фломастер не добавит в мозги знаний. Популярность этого метода объясняется тем, что ему не надо учиться, а подчеркивание почти не требует дополнительного времени.
🔴 Бесполезно: визуализация
Некоторые преподаватели считают, что достаточно представить в голове прочитанный параграф про Бородино, и его события запомнятся, как эпизод любимого сериала. Увы, у этого способа низкая доказанная эффективность. Чуть лучше визуализация работает, если мы слушаем, а не читаем. Прочнее всего информация запомнится, если ты не оставишь всю работу воображению, а создашь что-то свое: придумаешь песню, поставишь сценку или нарисуешь комикс.
🔴 Бесполезно: перечитывание
Иными словами — зубрежка. Перечитывание — не синоним слова «повторение», ведь повторять информацию можно по-разному. При этом прочитать параграф несколько раз с разной скоростью, обращая внимания сначала на одно, потом на другое — отличный способ понять материал с нескольких сторон. Но вот надеяться только на чтение не надо: лучше подключить другие техники обучения.