«Тетрадь смерти» в очередной раз доказала, что манга может быть серьезным произведением, не уступающим лучшим образцам мировой литературной классики…
17 апреля в московском концертном зале «МИР» состоится музыкальная феерия «Death Note: The Concert» — настоящий подарок для всех поклонников знаменитых манги и аниме. В программе — композиции из мюзикла «Тетрадь смерти» в исполнении лучших мюзикловых артистов страны.
По этому случаю генеральный продюсер шоу и ПЦ «Пентаграмма» Кирилл Олешкевич рассказал читателям ELLE Girl, почему произведение Death Note завоевало такую неслыханную популярность во всем мире.
Захватывающий сюжет
«Тетрадь смерти» действительно является уникальным произведением. Ведь авторы добавили в сюжет не только современный окружающий мир, в котором каждый может найти героя и ассоциировать себя с ним, но и глубинные отсылки к архетипам мировой культуры. Искусно вплетая аллегории, метафоры и разбрасывая «пасхалки» к шедеврам мировых искусства и религии. Набор только этих факторов уже мог бы вознести произведение «Тетрадь смерти» к вершинам популярности.
В основе сюжета лежит не новая идея, состоящая в размышлении о том, можно ли лишая жизни одних людей, добиваться добра для других. Важно отметить, что в произведении исследуется не только поведение и внутренний конфликт главного героя (подростка, в руках которого оказывается «Тетрадь смерти», при помощи которой он лишает жизни любого, чье имя будет вписано в тетрадь), но и отношение общества в целом на деяния преступника.
Харизматичные персонажи
Персонажей «Тетради смерти» часто косплеят, потому что они заманчиво характерные. Когда персонаж глубоко проработан авторами (внутренний мир и внешняя составляющая), он становится интересен для подражания и воссоздания для косплея. Помимо героев человеческого мира Death Note, каждый из которых является ярким и индивидуальным: гениальный детектив с экстравагантным поведением; холодный и расчетливый отличник Лайт; красавица-модель Миса, существую харизматичные герои из мира Богов: шутовской Рюк и задумчивая Рем. Каждый герой этого произведения привлекает.
Философия и глубокий анализ
Это произведение является невероятно глубоким. Совершенно точно могу сказать, что поучительный эффект на зрителя это произведение произвести сможет. Не только поднимая глубинные вопросы для размышления внутри себя, но и показывая разные стороны морали, нравственности и верности выбора.
Демонстрация многогранности любой ситуации и необходимость глубокого анализа каждого факта должны способствовать внутреннему развитию зрителя. Да и в целом, если произведение заставляет искать ответы на вопросы и подталкивает к размышлению и оценке спорных решений, значит художественное произведение создано не зря.
Многоформатность
Для начала стоит отметить, что, согласно опросу, проведенному в 2007 году министерством культуры Японии, «Тетрадь смерти» входит в топ-10 среди лучших манг всех времен.
Впервые манга появилась в конце 2003 года. И к настоящему времени по этой истории снят аниме-сериал, полнометражные аниме-фильмы, несколько художественных фильмов, компьютерные игры и мюзикл.
Пожалуй, я не вспомню больше ни одной манги, на основе которой было бы создано столько производных художественных произведений. Какая форма является наиболее успешной, разумеется, нужно спросить у правообладателей. А лично для меня ближе всего аниме-сериал, фильмы и, конечно, мюзикл.
Death Note в России
Япония меня манила всегда. Любил с детства аниме, мангу. Затем стал глубже увлекаться культурой этой страны. Даже неоднократно пытался учить язык. Вот так все больше и больше эта культура меня затягивала.
Однажды, после очередного проекта, встал вопрос, а что дальше? Мне на глаза попался мюзикл «Тетрадь смерти». Я был поражен. С детства любимая история, плюс гениальный музыкальный материал. И я решил попробовать.
Скажу честно, что я и представить себе не мог, насколько это окажется сложным. Наверное, если бы я сразу понимал, какими силами все это будет осуществляться — возможно бы и отказался. Хотя, с другой стороны, именно мой характер, мои компетенции и дают мне преимущества в работе с японскими партнерами. Там, где другие бы уже бросили работу, мы медленно, но верно продолжаем двигаться вперед.
Работа над мюзиклом идет не быстро. Российский театральный рынок — новый и неизученный для японских партнеров, то же самое можно сказать и про нас. Поэтому очень важен подготовительный этап. Формирование взаимного доверия и создания мощного фундамента для дальнейшей реализации проекта. Мы организовывали приезд японской стороны в Москву. В свою очередь, мы посетили Токио.
Со стороны может показаться, что весь процесс излишне затянут, но я считаю, что это важно и позволит в дальнейшем действовать более открыто и быстро. Да и, в конце концов, не стоит забывать, что мы делаем это ПЕРВЫЕ. Протаптываем дорожку, по которой уже пойдут в дальнейшем другие.
«Death Note: The Concert» — это важная остановка перед реализацией самого мюзикла. В какой-то мере этот концерт можно назвать рубиконом. Переход, через который покажет не только уровень нашей работы, но и продемонстрирует реальный спрос и интерес зрителей к этому проекту. Мы наблюдаем повышенный интерес в социальных сетях к нашему проекту со стороны поклонников этого произведения. И уверены в его успехе.
Российский зритель
Чтение манги в Японии — повсеместное явление. Ее читают в любом возрасте и социальном статусе. В России же количество читателей манги еще слишком мал, чтобы говорить о массовом потреблении. Но радует растущая из года в год статистика, которая демонстрирует увеличение интереса к художественным произведениям Японии в целом и к манге в частности.
Что касается аудитории нашего проекта, то она, бесспорно, уникальна. Наш проект объединяет различные сегменты зрителей, которые ранее никогда не пересекались: молодежь (любители манги, аниме и гик-направления), взрослая театральная публика и любители японской культуры в целом.
Таким образом, наш проект нацелен не только на широкий круг зрителей, но и несет в себе удивительную функцию культурного кросс-обмена. Например, если подросток любит аниме, но никогда не был на мюзикле, то наш проект позволит ему прикоснуться к театральной сфере. И возможно привлечет его на другие постановки. И наоборот. Театральный зритель, который раньше мог не знать про «отаку», сможет прикоснуться к этому культурному пласту.
Эту же миссию мы несем на нашем ежегодном фестивале Geek&Music, на котором смешиваем разные аудитории и знакомим их с чем-то новым. В общем, с какой стороны ни посмотри на наш проект — он во всем уникальный!
Право на эмоции
Важно отметить, что «Death Note» никто в России не запрещал. Претензии только к возрастному цензу, которым не был помечен контент на определенных сайтах. Так, в большинстве стран, в том числе в Евросоюзе и США, никаких запретов на это произведение нет. А во Франции оно пользуется бешеной популярностью и очень распространено в разных формах.
По моему мнению, конечно, запрещать не стоит. Как и в любом серьезном произведении культуры, в нем можно найти все грани эмоций, чувств и переживаний. Оно заставляет задумываться. И именно задуматься над моралью, нравственностью и верности выбора мы предложим всем зрителям.