Если тебе приходилось работать на удаленке, то ты уже знаешь как ее преимущества, так и возможные проблемы. Порой сложно заставить себя выполнять рабочие задачи: хочется лечь на диван с котиком, пойти в салон или заняться личными делами. Но есть и свои плюсы: когда рабочих задач немного, часть дня освобождается. В офисе такое невозможно.
Но оказывается, привычке «не работать» на удаленке в США дали специальное название — «тихий отпуск» (quiet vacationing). Впрочем, правильнее переводить это как «отпуск в тайне от работодателя».
Тихий отпуск: новый тренд у миллениалов
Суть явления том, что ты тайно отдыхаешь — пару часов или даже дней — не уведомляя об этом руководство. И конечно, сохраняешь иллюзию присутствия на рабочем месте. Для тех, у кого на работе используют трекеры рабочего времени, придумали даже специальные приложения, такие как Mouse Mover. Они имитируют движения мыши, как будто ты чем-то занята.
Да и смартфон в помощь: подключаться в ZOOM без камеры, просматривать мессенджеры и почту можно и по дороге в магазин. И пока коллеги и начальство думают, что ты сидишь, уставившись в экран монитора, ты расслабляешься у массажиста и перед глазами у тебя совсем иные картинки…
Еще один вариант «тихого отпуска» — «секретные поездки» (hush trips), когда человек едет в путешествие или на курорт, не предупреждая работодателя, но везет с собой ноутбук, остается на связи и продолжает работать.
В 2024 году американская компания The Harris Poll провела
С тех пор новую привычку обсуждают везде — от авторитетных деловых изданий до ТВ-шоу. А в TikTok самые смелые пользователи делятся увлекательными нерабочими приключениями в рабочее время под специальными хештегами.
Почему отпуск скрывают от работодателя
То, что тихий отпуск (кстати, еще есть «тихое увольнение» — это когда сотрудник выполняет свои обязанности минимально и без лишнего рвения) стал популярным именно в США, неудивительно. Для местной трудовой культуры характерны перегрузки и работа на износ, а официальный оплачиваемый отпуск длится всего от 10 до 14 дней в году. В среднем по миру это 18 дней, в России — 28. Разумеется, специалисты, особенно молодые, страдают от дефицита личного времени и пытаются как-то восстановить баланс между работой и личной жизнью.
Второй важной причиной 80% респондентов назвали отношения между работодателем и подчиненным: у руководства слишком уж велики ожидания от наемных работников. Подразумевается, что человек должен работать сверхурочно и быть на связи круглосуточно семь дней в неделю.
Но есть еще одно интересное «но»: по словам Либби Родни, стратегического директора The Harris Poll, такой вид отдыха популярен именно у миллениалов. В то время как зумеры более склонны открыто возмущаться токсичной корпоративной культурой, миллениалы предпочитают использовать ситуацию себе на пользу без конфликтов и «качания прав».
А как насчет других стран? Тренд характерен и для многих европейских стран. А в России, согласно опросам, те же проблемы: большинству работников надо быть на связи даже в нерабочее время. При этом половина работающих людей чувствует, что стандартные два выходных в неделю — слишком мало, чтобы сделать все личные дела и восстановиться. Значит, применяются те же практики.
Плюсы и минусы «тихого отпуска»
Кстати, вредна ли практика тайных отпусков для компании? Некоторые работодатели могут не соглашаться, но обычно дело либо в недоверии, либо в консервативном складе ума. В общем-то, если сотрудник выполняет свои обязанности, то, очевидно, что нет. Тем более, что в менее напряженном графике многие люди становятся даже продуктивнее.
Скрыв от работодателя время отдыха, можно выбирать самые удобные для работы. Например, если человек считает себя «совой», то ему удобнее утром поспать, а вечером выполнить задачи. А кому-то лучше, наоборот, утром отправиться по делам время до обеда посвятить активной работе.
Пожалуй, здесь главная проблема — самодисциплина. Задачи должны действительно выполняться, а производительность и доходы компании не должны страдать. Но как это обеспечить, если вы не очень дисциплинированный человек?
Как организовать свое время и устроить себе полезный «тихий отпуск»
Эти рекомендации могут пригодиться тем, кто работает удаленно и хочет больше отдыхать 👇🏻
Выполняй сложные задачи в начале дня. Начинай рабочий день с самых трудных, важных и просто неприятных задач. Так ты сможешь сосредоточиться, пока энергия и концентрация на пике, а позже спокойно переключиться на рутину, которая требует меньше усилий.
Старайся выполнять план задач заранее. Если у тебя есть свободное время в дни с понедельника по четверг, используй его, чтобы сделать часть задач на пятницу. В итоге твои выходные начнутся раньше на несколько часов, а то и на целый день.
Создай шаблоны. Шаблоны для писем, постов и презентаций помогут быстрее справляться с рутиной. Их стоит хранить в удаленном облачном сервисе, чтобы быстро найти даже с телефона.
Используй функции отложенной отправки сообщений и публикации постов. Составь все тексты заранее и настрой отложенную отправку и публикацию на время, когда планируешь отдохнуть. Однако оставайся на связи на случай срочного запроса.
Сочетай рабочие дела с приятными активностями. Во время созвона по ZOOM без камеры и, тем более, необходимости самой говорить, можно прогуляться, позаниматься на беговой дорожке или приготовить обед. Главное, чтобы это занятие не требовало сильной концентрации.
Выбирай места с хорошей связью. Если ты на несколько дней отправилась в тайную поездку за город, важно, чтобы там был хороший Wi-Fi, а по возможности и удобный рабочий стол, возможность уединиться для видеозвонка.
Заведи трекеры задач и отчеты. Чтобы быть более организованной, отмечай выполненные задачи в трекере и регулярно пиши отчеты о том, что сделала. Руководство, видя результаты твоей работы, тоже будет меньше тебя контролировать.
И конечно, учись быть гибкой, креативной и придумывать страховочные варианты. Иногда может свалиться на голову срочная задача, и тогда даже самые приятные и важные для тебя личные дела придется отложить. А иногда выкручиваться придется нестандартным способом — например, общаясь с заказчиком в ширшасане во время йога-семинара.