Большинство из нас привыкло думать о том, что японская мода — это кимоно, вышивка с сакурой и другие национальные мотивы. Спешу разрушить твои стереотипы! Это вовсе не так. Современная фэшн-индустрия Японии полна сюрпризов. В ней смешались Восток и Запад, авангардизм и минимализм, простота форм и сложный крой.
Чтобы доказать это, я хочу прямо сейчас познакомить тебя с самыми знаменитыми японскими дизайнерами и их творчеством. Осторожно: после прочтения материала может произойти реальный разрыв шаблона 😂
Кензо Такада
Вангую: с этой культовой личностью ты точно знакома. Кензо Такада — основатель знаменитого бренда Kenzo. С ранних лет он был увлечен фэшн-индустрией и всем, что с ней связано. Юный мальчик мог часами перерисовывать модели одежды, которые видел в японских модных журналах. Много лет спустя эта страсть привела Кензо в одну из самых респектабельных школ моды в Токио.
После обучения дизайнер отправился покорять Париж (1965 г.) и именно там все закрутилось, завертелось. Несмотря на языковой барьер, незнание культуры и отсутствие связей Кензо Такада сумел построить свой собственный бренд, прославиться в Европе и Америке. Все это благодаря своему уникальному видению и эклектичному, креативному стилю.
В своих работах дизайнер сочетал элементы японской и европейской культуры, использовал яркие, насыщенные цвета и необычные принты — растительные, цветочные, геометрические и животные. А также уделял особое внимание таким деталям, как вышивка и аппликации.
Отдав тридцать с лишним лет моде, в 1999 году дизайнер официально объявил об уходе из Kenzo. За это время он успел сделать все, что хотел — выпустить огромное количество женских, мужских, детских и даже парфюмерных коллекций.
Рей Кавакубо
В отличие от Кензо, основательница бренда «Comme des garcons» Рей Кавакубо не получала никакого фэшн-образования. В юношестве она изучала философию, искусство и литературу, а сразу после выпуска из университета пошла работать в рекламный отдел текстильной компании. Правда, почти сразу поняла, что это не ее. Кавакубо переквалифицировалась в стилиста и около десяти лет собирала луки из готовой одежды. Но и этого было мало!
Видение модных образов Рей всегда отличалось от видения других людей. Поэтому, работая стилистом, девушка постоянно чувствовала себя загнанной в рамки. Ей не хотелось обыденности, ее душа просила яркости и уникальности. Набравшись опыта, Кавакубо стала работать над созданием собственной марки одежды.
Вдохновившись песней «Tous les garçons et les filles» французской певицы Франсуазы Арди, стилистка создала свой собственный бренд «Comme des Garçons Co.», открыла первый бутик и представила коллекцию в Париже. С тех пор она — постоянная участница Недели моды в Париже. Такой головокружительный успех объясняется тем, что Рей Кавакубо всегда стремилась отойти от обыденности и сделать что-то реально уникальное.
Она предпочитает экспериментировать с формами и создавать необычные силуэты, которые не соответствуют общепринятым стандартам красоты. А также любит использовать нестандартные материалы и добавлять в свои коллекции асимметричные элементы и сложные детали.
Читосе Абе
Читосе Абе (Сакай) — ученица Кавакубо. Закончив колледж, девушка попала в команду Comme des Garçons и работала там швеей до того момента, пока ее не переманил Джуньи Ватанабе — японский дизайнер, основатель бренда Junya Watanabe.
Но и у него Читосе не задержалась. В 1999 году девушка ушла из компании и основала свой бренд Sacai. Изначально она занималась пошивом простых трикотажных изделий, но потом очень быстро перешла к созданию полноценных коллекций.
Правда, первый крупный показ Читосе Абе (Сакай) прошел в Париже только в 2009 году — спустя десять лет после основания Sacai. Но ради такого триумфа можно было и подождать! В тот год творчество Читосе удостоилось высокой оценки от Анны Винтур и Карла Лагерфельда. Именно тогда все влиятельные люди модной индустрии влюбились в лаконичность и минимализм Sacai.
С тех пор Читосе ежесезонно выпускает крутые коллекции одежды и часто участвует в коллаборациях с другими модными брендами. Ее самые известные сотрудничества — Nike, Dior, Cartier и The North Face.
Йоджи (Ёдзи) Ямамото
Ты удивишься, но… Изначально Йоджи (Ёдзи) Ямамото был юристом! Потом он устал копаться в бумажках и ушел в творчество. Сменив профессию и изучив теорию моды в колледже, модельер основал свой бренд и перевернул фэшн-индустрию с ног на голову. Ямамото создал «мужскую одежду для женщин», вывел в тренды оверсайз и переосмыслил классический костюм, добавив в него национальные элементы.
При этом в работе Йоджи (Ёдзи) всегда предпочитал простые формы и лаконичные линии — это делало его одежду универсальной и вечной. Кроме того, он любил использовать только один цвет (чаще всего черный) или несколько оттенков одного цвета, а также создавать одежду с нестандартными формами и пропорциями. Все эти фишки до сих пор прослеживаются в коллекциях бренда.
Иссей Мияке
Иссей Мияке — еще один модельер, который перевернул всеобщее представление о японской фэшн-индустрии. Изучив графический дизайн в Токио и поработав в Париже, Мияке основал собственную студию и начал конструировать функциональную женскую одежду. Получалось очень круто! Коллекции Мияке совмещали в себе простоту и комфорт японского стиля, а также динамичность и яркость европейского.
Кроме того, в своих работах дизайнер стремился к созданию универсальных современных вещей, которые сохраняли бы целостность материала и имели бы простой крой. Именно поэтому Иссей так часто ставил эксперименты с различными методами плиссировки и драпировки.
В конечном итоге дизайнеру удалось изобрести свой собственный способ термической плиссировки. За это Мияке получил французский орден Почетного легиона и степень доктора в лондонском Королевском колледже искусств. Награда нашла своего героя :)
В 2022 году Иссей Мияке скончался от рака, но навсегда вошел в историю моды как новатор и креативщик.