«Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road)

Режиссер: Джордж Миллер

Год: 2015

Постапокалиптический боевик австралийского режиссера Джорджа Миллера с красавчиком Томом Харди в главной роли. Цивилизованному миру давно пришел конец, герои рассекают по пустыне на грузовике в поисках легендарных Зеленых Земель. Главная фишка картины — минимум компьютерной графики, что редкость для современного кино, и огромное количество экшн-сцен и трюков с каскадерами. Фильм получил шесть премий «Оскар»: за лучший монтаж, лучшую работу художника-постановщика, лучшие костюмы, лучшие грим, звук и звуковой монтаж.

«Мастер» (The Master)

Режиссер: Пол Томас Андерсон

Год: 2012

В прокате фильм провалился, даже не окупив потраченные на производство деньги. Однако кинокритики практически единодушно назвали картину главным претендентом на «Оскар» в 2013-м. Номинации у него действительно были, однако ни в одной статуэтку фильм так и не получил. Зато получил «Серебрняного Льва» за лучшую режиссуру и несколько наград в других премиях.

«Кэрол» (Carol)

Режиссер: Тодд Хейнс

Год: 2014

Британско-американская мелодрама по роману Патриции Хайсмит «Цена соли» 1952 года. В Нью-Йорке 50-х встречаются юная Терез и Кэрол, женщина уже в летах и томящаяся в браке с нелюбимым мужчиной. Героини постепенно сближаются, и в какой-то момент Терез понимает, что влюблена. Фильм номинировался в нескольких категориях на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA, однако премии так и не получил. Однако Руни Мара, сыгравшая Терез, получила премию за лучшую женскую роль в Каннах.

«Корпорация «Святые моторы» (Holy Motors)

Режиссер: Леос Каракс

Год: 2012

В Каннах, где состоялась премьера картины, фильм вызвал фурор. Французский журнал «Кайе дю синема» признал его лучшим фильмом 2012-го. Российский кинокритик Антон Долин в репортаже из Канн назвал его «горькой и забавной, счастливой и нелепой, абсурдной и логичной картиной», добавив, что «это два часа головокружительной свободы» и что «у зрителей его картина, как и в случае с прежними его фильмами, вызвала шок, эффект контузии кинематографом, который, раз испытав, хочется пережить снова». Пересказывать сюжет фильма, пожалуй, бессмысленно — его нужно смотреть. Обещаем: ничего подобного ты еще не смотрела. Но предупреждаем: кино очень авторское, так что не жди простых сюжетов. Это точно не Marvel :)

«Внутри Льюина Дэвиса» (Inside Llewyn Davis)

Режиссеры: Итан и Джоэл Коэны

Год: 2012

На Каннском фестивале в 2013-м картина получила гран-при жюри, и многие ожидали, что на «Оскаре» фильм тоже станет фаворитом. Однако этого не случилось — фильм получил всего две номинации, и то в чисто технических категориях. Мюзикл, снятый по мотивам мемуаров американского фолк-музыканта Дэйва Ван Ронка, все же действительно стоит хотя бы раз посмотреть. Просто потому что хорошее кино и душевная история о музыканте. Без дома и денег, запутавшись в любви, практически потеряв связь с семьей, он странствует по жизни в поисках себя. Но не находит. Все, что у него есть — это музыка.

«Акт убийства»/«Взгляд тишины» (The Act of Killing”/”The Look of Silence)

Режиссер: Джошуа Оппенхаймер

Год: 2013/2015

Два документальных фильма американского режиссера Джошуа Оппенхаймера посвящены Индонезии, в которую он впервые приехал для съемок фильма о том, как рабочие плантаций пытаются организовать свой профсоюз. Как раз пал режим «Большого генерала» Сухарто, и Оппенхаймер хотел изучить, как глобализация влияет на развитие страны. В результате появился первый фильм — «Акт убийства», о котором так говорил сам автор: «В этом фильме я не собирался говорить об историческом примере, о геноциде, не собирался давать уроков. Меня совершенно поразил тот факт, что вполне можно найти объяснение любым своим поступкам, рассказать историю, создать совершенно иной контекст своими рассказами. Мы и сами порой не знаем, как мы близки к преступникам, когда оправдываем себя. Я вырос с осознанием того, что цель любой политики, любых преобразований, морали заключается в недопущении повторения того, что было, этого ужаса. Однако повторение девиза „никогда больше“ само по себе ничего не гарантирует». Спустя два года вышло продолжение — «Взгляд тишины», о котором уже критики писали, что вторая картина получилась более откровенной и конфронтационный, чем первый.

«Копия верна» (Copie conforme)

Режиссер: Аббас Киаростами

Год: 2010

Британский писатель Джеймс приезжает в Италию на конференцию, посвященную проблеме подлинников и копий в искусстве. Там он знакомится с владелицей картинной галереи, очаровательной француженкой, которую играет Жюльет Бинош. В кафе их принимают за мужа и жену, а они принимают эти роли. И чем дольше продолжается эта игра, тем опаснее она становится.

«Побудь в моей шкуре» (Under the Skin)

Режиссер: Джонатан Глейзер

Год: 2013

Фантастический триллер со Скарлетт Йоханссон в главной роли — вольная киноадаптация одноименного романа Мишеля Фейбера. В книге инопланетянка в облике земной девушки охотится на земных мужчин и переправляет их своим соплеменникам, которые готовят из землян еду; однако со временем все больше интересуется нашей планетой и начинает симпатизировать ее жителям. В фильме все сложнее и непонятнее — происхождение и смысл ее действий до конца так и не раскрываются. В картине, похожей на притчу, минимум диалогов, а у персонажей почти всегда нет имен.

«Лунный свет» (Moonlight)

Режиссер: Барри Дженкинс

Год: 2016

Фильм очень хвалили многие кинокритики, но с гораздо меньшим восторгом восприняли зрители. В картине затрагиваются темы расизма и гомофобии — а это, по мнению зрителей, типичный пример Oscar bait (приманка для «Оскара»). Впрочем, и среди экспертов были более критические замечания. Например, кинокритик Камилла Лонг из The Times назвала сюжет фильма «заезженной историей, которая повторялась в фильмах бесчисленное количество раз». Статуэтку фильм все же получил. Даже три — за лучший фильм, за лучший адаптированный сценарий и за лучшую мужскую роль второго плана.