Я уже давно слежу за турецкими сериалами, так что застала и расцвет популярности «Великолепного века», который смотрели буквально на каждом углу (или, если быть точнее, на каждой кухне); и эпоху ромкомов про богатого и заносчивого начальника и его взбалмошную подчиненную (да, это все-таки любимый троп в Турции).
А сейчас обороты набирает условная «мода на деревни», точнее, на юго-восточную часть страны с ее уникальным колоритом, природой и историей, которая так зацепила всех, кто начал смотреть сериал «Далекий город». Местом действия рейтингового проекта стали города Мардин и Мидьят с уникальными постройками и культурой, которая покоряет с первого взгляда.
После того как высокие показатели рейтингов стали для сериала с Синем Унсал и Озаном Акбабой просто данностью, а не каким-то уникальным явлением, многие телеканалы и продюсерские компании решили, что секрет успеха… в локации. Да, именно в ней, а не в удачном касте, качественном сценарий и остальных «мелочах», которые не так уж важны.
Ладно, ты сама понимаешь, тут я пошутила, успех «Далекого города» в большинстве своем кроется в команде, а не в месте. Но все-таки место тоже многое решает. Так что сейчас мы порассуждаем, почему Стамбул начал оставаться за бортом, а компании, которые работают над дизи, все чаще начали отдавать предпочтение городам на юго-востоке страны 👇
Региональный колорит привлекает больше зрителей из других стран
Переход Турции на «рельсы» Netflix и Disney+ — это, конечно, хорошо, но стоит вспомнить, что изначально дизи стали набирать популярность по всему миру за счет исторического сериала «Великолепный век». И все потому, что аудитории нравится знакомиться с колоритом другой страны в своеобразной «игровой» форме, а не по учебникам.
Шикарные наряды и виды дворца, традиционные церемонии, которые реально существовали в Османской империи, и манящие интриги сделали свое дело. Уже после, когда выход «Великолепного века» был завершен, в Стамбул поехали толпы туристов, а предприимчивые люди начали организовывать тематические туры.
Ты можешь сказать, что и ромкомы с банальными сюжетами в свое время тоже пользовались спросом. Да, безусловно, но не таким, как «Великолепный век». До того как вышел проект «Постучись в мою дверь», вся турецкая история была больше локальной, так сказать, «для своих».
А успех ромкома с Ханде Эрчел и Керемом Бюрсином во много объяснила пандемия, во время которой приходилось отказываться от отпуска и оставаться дома, чтобы не заболеть. Именно по этой причине его аудитория была так велика: Эда и Серкан позволили многим оказаться в отпуске на море, не выходя из дома.
Сейчас куда интереснее сделать ставку на что-то новое и необычное, то, чего еще не видели поклонники дизи. И именно по этой причине юго-восток Турции с его уникальной природой и колоритом подходит лучше, чем что-либо еще. Вероятность того, что проект станет интересен аудитории, становится выше, ведь в нем есть то, чего они еще не видели.
Турецкие сериалы — двигатель для развития туризма
Турция долгое время ассоциировалась у большинства с доступными отелями, которые славятся своей системой all inclusive. Из-за этого многие стали забывать о том, что у страны интересная история и множество интересных для путешественников уголков, среди которых не только пляжи и базары с рахат-лукумом.
Как я написала выше, после популярности определенных проектов стали появляться предложения с турами по местам их съемок. И почти все знаковые локации расположены в Стамбуле и его пригороде. Но страна куда больше, а интересных мест в ней более чем достаточно. И если правительство хочет развивать свой туризм, то им определенно стоит просить продюсеров переносить место действия новых сериалов подальше от шумного города.
Сериал «Далекий город» прекрасно доказал, что дизи могут стать прекрасным рекламным вложением. За время работы над первым сезоном проекта приток туристов в Мардин увеличился так, что проект начал приносить администрации огромный доход. Причем настолько, что каст даже наградили грамотой за особый вклад в развитие города.
И это только начало, дальше — больше. Я уверена, что уже скоро в Сети станут предлагать уникальные авторские туры по местам съемок, а те туристы, которые оказались в Мардине, со скоростью звука побегут скупать украшения и одежду, которую видели на героях в сериале. И да, это будет реально, потому что большую часть вещей для проекта покупают у местных ремесленников, чтобы поддержать их малый бизнес.
Не исключено, что съемки на юго-востоке Турции в итоге обходятся дешевле
Утверждать не берусь, но вероятность все же есть. Да, на производство «Далекого города» уходят баснословные деньги, но аренда помещений, где работают над сериалом, может быть куда дешевле, чем в Стамбуле. Помимо этого, в городе меньше доступных для аренды локаций, доступных командам, потому они начинают повторяться.
А вот Мардин, Мидьят, Адана и Газиантеп реже мелькали в кадре, так что смогут удивить аудиторию новизной мест, что тоже очень сильно влияет на впечатление от просмотра сериала. Даже тот факт, что в Мардине уже снимали сериал «Ветреный», пока никак не влияет на «Далекий город», потому что в проектах показывают разные локации.
Перекрывать целые улицы в Стамбуле, чтобы спокойно снять сериал, непросто, а на юго-востоке страны, где жизнь течет более размеренно, сделать это проще и дешевле. Да, придется перевезти всю команду, поселиться в другом городе и приспособиться жить по-другому, но в этом случае цель (и результат) оправдывают средства.
Уже сейчас известно, что съемки как минимум трех сериалов, которые выйдут осенью 2025 года, пройдут на юго-востоке страны. В их числе оказались такие проекты, как «Плодородные земли» (съемки пройдут в Адане), «Преемник» (съемки пройдут в Шанлыурфе) и «Исповедь» (еще один проект, в котором Адана сыграет ключевую роль).
Подарит ли смена локаций «второе дыхание» турецким сериалам?
Что ж, какого-то четкого ответа на этот вопрос, к сожалению (или к счастью), нет и быть не может. Во многом успешность проекта все-таки зависит от сюжета и качества съемок, а не от места действия. Хотя последнее тоже играет важную роль, потому что погружает аудиторию в историю с головой, если подобрано максимально грамотно.
Не исключено, что все новые сериалы, на которые делают ставку продюсерские компании, в итоге останутся за бортом, потому что сейчас внимание поклонников дизи приковано к «Далекому городу», а другие проекты многие могут начать воспринимать исключительно как «копию» этого рейтингового сериала.
Тем не менее, у «новичков» тоже есть шанс найти свою аудиторию, если они смогут добавить в истории что-то по-настоящему интересное, а не просто рассказать очередную «сказку» про противостояние двух семей, честь, долг и мафиозные разборки, которые теперь появляются в дизи куда чаще, чем раньше. Остается только ждать и следить за новинками осени 2025 года, одну из которых, к слову, представит компания OGM Pictures, которая подарила нам сериал «Зимородок». И, кто знает, быть может совсем скоро у «Далекого города» появятся сильные конкуренты?..