Полина
Училась в американской школе
После того как я закончила 7 класс в Москве, мы всей семьей переехали в Бостон: маме предложили там хорошую работу. Я и до этого неоднократно меняла школы – и каждый раз серьезно переживала из-за этого: приходилось привыкать к учителям, заново искать друзей, что непросто. Но все это не сравнится с моим первым днем за американской партой.
Учебный год в Америке стартует не 1 сентября, а 6-го или 7-го. Накануне вечером я очень нервничала. Больше всего я переживала за свой английский: он был далеко не на высоте. А еще я раз сто примерила тщательно продуманную одежду — джинсы, аккуратную блузку, замшевые туфли.
Переступив порог школы, я сразу поняла, что внешне сильно отличаюсь от остальных ребят: все они были в растянутых джинсах и кроссовках и слегка недоуменно на меня пялились. За этим открытием последовали и другие – вот, например, выяснилось, что каждый ученик может садиться, куда ему хочется, то есть на любое место за большим общим столом. Для ответа не нужно вставать и тем более выходить к доске: вещать принято с места. При этом, когда учитель задает вопрос, все радостно тянут руки, а не прячутся за учебниками. Конспектировать стоит только то, что пишет преподаватель. На экзамене ты можешь заявить, что чего-то не знаешь, если об этом не писали.
После уроков (где-то в 3 часа дня) в американских школах наступает время спорта. Все играют в софтбол, футбол, теннис – каждый выбирает то, что ему нравится.
Сложнее всего мне было преодолеть языковой барьер. Подростковый сленг я не понимала вообще, лекции учителей доходили до меня через раз. На то, чтобы прочитать две страницы из учебника, у меня уходил почти час, а мои одноклассники делали это за 15 минут. Особенно мучительно было учить французский на английском. И тем не менее я занималась французским и математикой вместе со старшеклассниками, потому что по программе опережала сверстников.
Поначалу я, худая тихая русская девочка, вскакивающая с места при каждом вопросе учителя, производила весьма странное впечатление на одноклассников. Разговаривать со мной было невозможно – половину я не понимала. Одета я была на их вкус довольно нелепо. Ко всему прочему я ходила на некоторые уроки со старшеклассниками. Из-за всего этого первый год у меня не было друзей. Но закончила я его, как ни удивительно, на все пятерки.
Только к финалу 9 класса я по-настоящему акклиматизировалась, полюбила свою новую жизнь и перестала обижаться на родителей за то, что они меня увезли.
Сейчас я могу уверенно сказать, что в Америке получила очень хорошее образование. Оно все же существенно отличается от российского: в Штатах иначе расставлены акценты. В целом учиться тут проще: требования менее жесткие, учителя в принципе не имеют права тебя ни за что ругать – все политкорректно. При этом важно, что в американской школе не приходится зубрить. Главное – понимать, о чем идет речь, и уметь излагать мысли. Чтобы научиться этому, мы писали сочинения и рефераты. После школы я поступила в Нью-Йоркский университет – один из лучших в Америке.
Алина
Учится в Кембриджском колледже
Когда я закончила 10 класс, родители внезапно предложили мне поехать учиться за границу. Мне эта идея очень понравилась, но меня испугал один момент – язык. Мой основной иностранный – немецкий, но в Германии ничего подходящего для себя я не нашла. Английский я знала лишь на начальном уровне – родители сказали, что за оставшийся год его нужно будет как следует подучить, а потом попытаться поступить в Кембридж. Я выбрала актерский факультет: с самого детства я обожала петь и танцевать, а вот точные науки мне никогда не давались.
С сентября началась моя подготовка к поступлению. Шесть раз в неделю по 2-3 часа в день я занималась с репетиторами и для ЕГЭ, и для IELTS. Параллельно я посещала ансамбль, где пела и танцевала, трудилась над монологом на английском, видео с которым нужно было отправить в колледж, и готовилась к выпускному. Меня не было дома с 8 утра до 10 вечера.
Но все мои труды окупились с лихвой! Наградой стал отличный результат по IELTS и «письмо счастья» из Кембриджа – о том, что меня будут рады видеть на курсе актерского мастерства. Когда прочитала его, я испытала непередаваемое ощущение счастья.
Сразу после выпускного я поехала в летнюю школу Кембриджа, чтобы подтянуть английский. А в сентябре уже началась учеба в колледже. Я выбрала ускоренную программу – один курс. Тут действуют вот какие правила: чтобы тебя допустили к поступлению в английский университет, нужно хотя бы год отучиться в колледже. При этом, кстати, я еще и параллельно получаю дистанционное образование в России по специальности «менеджмент» – отсылаю работы и сдаю сессии через интернет. Очень удобно!
Каждое утро я просыпаюсь в 6.30. В 9:00 у нас разминка — мы бегаем, танцуем, растягиваемся, занимаемся йогой или медитируем. После короткого перерыва на душ начинаются уроки, которые 3 раза в неделю дополняются балетом. Я долго не могла привыкнуть к тому, что в Кембридже студенты называют преподавателей по именам. Необычной казалась и абсолютная компьютеризация учебного процесса: доски во всех классах интерактивные, журнал ведется в электронном виде, а материалы для занятий показывают через интернет. На ланч у нас есть час, а не 15 минут, как в школе. При этом ты можешь поесть и на уроке – никто не посмотрит на тебя косо.
Дисциплины на нашем курсе довольно необычные – есть даже такие, которые учат расслабляться! Все, что от тебя требуется на подобном уроке, – перестать думать :) Часто на этих занятиях мы делаем друг другу массаж. Поначалу было странно, но я привыкла.
В общежитие я попадаю часов в 7 вечера – и сразу сажусь за учебники: задают очень много. Я живу в отдельной комнате с душем, а кухню делю с четырьмя девочками. Наш дом предназначен именно для студентов моего колледжа. Удивительно, но порядок никто не нарушает :)
Мой курс заканчивается в середине июня. Я уже подала документы в пять университетов – все пригласили меня на прослушивание. Я выбрала направление «мюзикл» – на экзамене буду петь, танцевать и рассказывать монолог. Если удастся поступить, останусь в Англии и постараюсь подыскать работу, чтобы не слишком обременять родителей
Даша
Получает второе высшее образование в Германии
«Куда пойти после школы?» – этот вопрос я никогда себе не задавала. С детства я знала, что буду студенткой медвуза. Возможно, дело в том, что, когда я была маленькой, мой папа за три дня умер от неизвестной мне тогда болезни.
Окончив школу, я поступила в Волгоградский медицинский университет. В тот момент я мечтала стать пластическим хирургом – для первых шагов в этом направлении в моем универе было море возможностей. Кружки по оперативной хирургии, разрешение дежурить в хирургическом отделении больницы и в травмпункте – и это только практика. Теорию каждый получал ту, которую хотел, поэтому и результаты в группе были разными.
После VI курса я решила дополнить базовое медобразование программой по пластике. Я нашла подходящий вуз в Питере – год в нем стоил 120 тысяч, а учиться нужно было минимум 2 года. Услышав эту цифру, мама предложила поехать за границу – мол, там дешевле. При этом я понимала, что с европейским дипломом смогу работать где угодно, а с российским – только в России. Ко всему прочему, оказалось, что в Германии живет моя троюродная тетя, которую я, правда, никогда не видела. В общем, в этом плане был только один провал: я вообще не знала немецкий. Пришлось поставить себе сверхцель – за год выучить язык буквально с алфавита.
О системе au-pair, позволяющей молодым людям какое-то время жить в немецкой семье, делая несложную работу по дому и параллельно улучшая язык, мне рассказала одногруппница. Последовав ее совету, я заполнила анкету этой программы. Из всех немецких городов я выбрала Мюнхен – столицу Баварии, в которой, по словам нашего преподавателя по языку, много рыжих :)
Весь следующий год я жила в милой семье и подтягивала немецкий. А когда пришло сообщение от Главного управления по медицине и фармакологии в Дюссельдорфе о том, что мне перезачтут 7 семестров и я смогу начать учебу сразу с 8-го, я сдала тесты по немецкому и отправила документы в 26 университетов Германии.
Я получила 23 отказа и 3 приглашения. В итоге выбрала медфак в Эрлангене, по окончании которого стану врачом общего профиля. Учиться мне осталось три года. Возвращаться в Россию пока не планирую. Быть студентом в Германии выгодно, поэтому многие растягивают это удовольствие на долгие годы :) Жилье и медстраховка обходятся нам в 2-3 раза дешевле, мы меньше платим за проезд, билеты в кино и прочие развлечения. Сейчас я живу в снятом университетом доме – делю двухкомнатную квартиру со студенткой из Турции. До учебы я добираюсь на велосипеде – дорога занимает 10 минут. Уроки у нас длятся с утра до 4 дня. После я занимаюсь дома – свободного времени у меня почти нет. Когда оно все же появляется, я хожу на национальные ужины к друзьям из других стран.
Изучаем мы в Германии примерно то же, что и в России, но из-за языка учиться сложнее. Возможностей для получения расширенных знаний тут сколько угодно: почти каждый день дополнительно к общей программе читают лекции на самые разные темы и проводят занятия-тренировки практических навыков вроде отработки хирургических швов на свиной коже. В обучении активно используются самые современные методы диагносТики и лечения.
Вообще медицина в Германии – одна из самых престижных областей работы. Чтобы стать врачом, нужно с детства учиться на пятерки. Истории про папу-заведующего отделением не проходят. И поэтому, когда человек попадает к врачу, он не сомневается в том, что ему действительно помогут, опираясь на знания и современные технологии.
Ира
Получает степень мастера в Иерусалиме
После российского юрфака у меня осталось ощущение незавершенности образования: преподаватели были чудесные, но изучать приходилось не совсем то, что мне хотелось. Я собиралась продолжить учебу в Германии, но все сложилось иначе, чему я теперь безмерно рада.
Закончив учебу, я поехала на пару месяцев в Израиль к своему другу. Как-то раз он решил показать мне, где учится, – так я, по сути, увидела университет моей мечты! Большая библиотека, полная молодых людей с горящими глазами, цветущий сад во внутреннем дворе, традиция обедать прямо на лужайке... Чуть позже я узнала, что юрфак Иерусалимского университета еще и делает большой акцент на правах человека – на том, чего мне так не хватало в российском образовании и чего я, как ни странно, не нашла в Германии. Решающим аргументом в пользу Израиля стала близость местной системы образования к американской: здесь все строится на живых дискуссиях, а не на зубрежке. Немецкие же методы больше похожи на русские.
Когда я увидела, сколько стоит обучение, мой энтузиазм слегка угас: $16 000 в год! Конечно, таких денег у меня не было. Но я не отступила – и выход нашелся. Благодаря еврейской национальности моего дедушки, по специальному проекту я получила грант на обучение – $10 000. Еще $5000 факультет покрыл мне за хорошие оценки в российском дипломе. По сути, мне осталось внести довольно символическую сумму.
Сдавать экзамены не пришлось: процесс поступления в Израиле заключается в том, что ты отправляешь в универ диплом, рекомендации, академическую работу, свидетельство о знании языка – и ждешь решения. Но поскольку о программе я узнала за пару дней до окончания приема документов, собрать все я не успела. И тут проявилось еще одно отличие израильтян от немцев: они пошли навстречу – отодвинули дедлайн и даже помогли с переводом бумаг. Немцы не согласились бы на такое: им важен даже порядок файлов в письме. Разница между израильским и российским образованием огромна. Здесь есть несколько обязательных дисциплин, а остальные предметы ты выбираешь сам. В первые две недели учебы можно ходить на любые занятия, чтобы решить, какие больше по душе. Можно посещать лекции и в других универах: израильский студент – это такой студент мира :)
Тут очень строго с плагиатом. Списать или скачать реферат из интернета никому и в голову не придет: за такое сразу исключают. Многие занятия проходят в форме свободных дискуссий – студенты спорят или даже критикуют преподавателей. А главное отличие, на мой взгляд, заключается в том, что сюда ходят учиться, а не сплетничать или показывать новые сапоги. В моей академии был негласный дресс-код – непременные шанели и луи витоны, а здесь даже девочки ходят с удобными рюкзаками, способными вместить и стопку книг, и ноутбук, и коробку с обедом.
В университете я занимаюсь три дня в неделю – с утра до вечера. Еще два дня я провожу в библиотеке. А на выходные обычно езжу на море или в Тель-Авив. Иногда получается путешествовать – недавно, например, побывала в Иордании. Этой осенью я заканчиваю учиться и собираюсь заняться практикой. Хочу найти стажировку в правозащитной организации. В Израиле или в России – пока не решила.