Гильермо дель Торо — один из тех режиссеров, чьи фильмы можно узнать из тысячи. Он — уроженец Мексики, чье воспитание и опыт, накопленный за время творческой деятельности, вдохновили его на создание фильмов с уникальным творческим стилем.
Если ты сравнишь фильмы дель Торо с более традиционными картинами, то ты сможешь заметить невероятное внимание к деталям и сюжету. Фильмы дель Торо просто поражают невероятным количеством внимания, вложенного в них. Эта преданность своей работе сделала его одним из лучших профессионалов в своем деле.
Гильермо дель Торо вкладывает в свои фильмы много себя и часто использует схожие тематические приемы от одного проекта к другому. Давай посмотрим, как великий сказочник использует в своих фильмах цвет, предметы и психологические травмы, пробежавшись по его фильмографии и стилю съемки.
Цветовая палитра фильмов Гильермо дель Торо
Начнем с того, как Гильермо дель Торо использует цвет в своих фильмах. Как и у многих режиссеров, у дель Торо есть свои предпочтения: во многих его историях люди, монстры, костюмы и дизайн выполнены в одних и тех же темных, приглушенных, земляных тонах. Несмотря на то, что в этих сказках всегда есть что-то обыденное, он по-прежнему следует многим правилам колористики, используя ассоциативные, взаимодополняющие и триадные цвета.
Эти различные цветовые приемы используются по самым разным причинам — для развития характера, отражения внутреннего настроя, передачи эмоций. Он подстраивает гармонию так, что эти цвета играют друг с другом в каждом кадре.
Монстры в фильмах Гильермо дель Торо
Фильмы дель Торо примечательны своими культовыми существами, фантастическими монстрами и жуткими персонажами — от насекомых в «Мутантах» до фавна в «Лабиринте Фавна» и человека-амфибии в «Форме воды». Но для того чтобы оживить эти существа, требуется нечто большее, чем привлекательные концепт-арты.
Если монстр остается неизменным на протяжении всего фильма, то в его образе нет драматизма. Гардероб, цвет и освещение существуют для того, чтобы оживить дизайн персонажа, но эти фантастические существа работают только благодаря тому, как они вплетены в сюжет и темы фильма.
Предметы в фильмах Гильермо дель Торо
Пристрастие Гильермо дель Торо к символам — неизменный элемент его повествования. Когда эти предметы появляются на экране, они наполняются смыслом. Каким бы ни был предмет, будь то ключ, чемодан или, зачастую, часы, любой предмет, который носят с собой герои дель Торо, — это особый взгляд на его внутренние и внешние миры. Точнее, именно связь персонажа с предметом, а не сам предмет, символизирует его лучшие и худшие качества на пути к освобождению или гибели.
Кино по своей природе должно быть фантастическим и мечтательным. Дель Торо — настоящий мастер подрывать наши ожидания, когда мы смотрим один из его фильмов. Один из его главных приемов — обмануть зрителя, заставив его поверить в то, что некоторые предметы важнее, чем кажутся. Как автор, как режиссер и как монтажер, дель Торо редко позволяет даже самой мелкой детали на экране остаться без предыстории и развития, ведь она должна внести свой вклад в общее повествование и тему.
Психологические травмы в фильмах Гильермо дель Торо
Многие из тем, которые дель Торо затрагивает в своих фильмах, действительно лежат в основе его личных мыслей и чувств. В частности, дель Торо посвятил ряд своих фильмов исследованию подавленных травм, полученных во время различных войн, уделяя особое внимание гражданской войне в Испании.
Невозможно точно сказать, как дель Торо относится к себе как к режиссеру и как он выбирает путь развития своих историй. Но вполне вероятно, что — как сознательно, так и подсознательно — его фильмы стали для него способом преодолеть свои личные травмы и одновременно исследовать коллективные, общие для всех нас.
Лучшие фильмы Гильермо дель Торо
Хронос
Год: 1992
Жанры: драма, ужасы
Режиссер: Гильермо дель Торо
Сценарист: Гильермо дель Торо
Актеры: Федерико Луппи, Рон Перлман, Клаудио Брук, Маргарита Исабель, Тамара Шанат
Сюжет. Фильм рассказывает о торговце антиквариатом Федерико Луппи, который обнаруживает древнее устройство, дарующее бессмертие. Но все имеет свою цену, и чтобы оставаться вечно молодым, пользователь должен потреблять кровь.
Почему стоит смотреть? В «Хроносе» прослеживаются многие темы и тропы, которые впоследствии станут основными в творчестве дель Торо: использование ужасов и фэнтези в качестве метафор, религиозная иконография в образах, тонкая смесь комедии и пафоса. Несмотря на очевидные трудности, присущие любому дебюту, картина демонстрирует огромный талант, которым дель Торо вскоре покорит весь мир.
Мутанты
Год: 1997
Жанры: фантастика, ужасы
Режиссер: Гильермо дель Торо
Сценарист: Дональд А. Воллхейм, Мэттью Роббинс, Гильермо дель Торо
Актеры: Мира Сорвино, Джереми Нортэм, Александр Гудвин, Джанкарло Джаннини, Чарльз С. Даттон
Сюжет. Мира Сорвино исполняет роль доктора Сьюзан Тайлер, энтомолога, которая вывела насекомое для уничтожения тараканов, переносящих смертельную болезнь. Три года спустя доктор Тайлер должна сразиться со своими собственными монстрами, прежде чем они уничтожат человечество.
Почему стоит смотреть? Дель Торо, как известно, боролся с исполнительными продюсерами Бобом и Харви Вайнштейнами за каждый аспект фильма и в конце концов отрекся от него. К счастью, недавно вышедшая режиссерская версия отдает должное режиссеру, устраняя некоторую путаницу в повествовании, вызванную «продюсерским» монтажом. Даже с учетом того, что Вайнштейны дышали ему в затылок, дель Торо удалось наполнить экран множеством поразительных образов, возвышая «Мутантов» и делая их действительно уникальным зрелищем.
Блэйд 2
Год: 2002
Жанры: ужасы, боевик, триллер, фэнтези
Режиссер: Гильермо дель Торо
Сценарист: Дэвид С. Гойер, Марв Вольфман, Джин Колан
Актеры: Уэсли Снайпс, Крис Кристофферсон, Рон Перлман, Леонор Варела, Норман Ридус
Сюжет. Оригинальному «Блэйду» (1998) не требовалось продолжения, но в итоге сиквел саги об охотнике на вампиров Уэсли Снайпсе оказался более интересным из-за визуального таланта дель Торо. Снайпс играет роль получеловека-полувампира, который заключает нечестивый союз с кровопийцами для борьбы с новой породой хищных убийц, известных как Жнецы.
Почему стоит смотреть? Именно на примере этих отвратительных существ дель Торо демонстрирует свой дар воплощать в жизнь самые страшные кошмары. Несмотря на то, что это, безусловно, несерьезная работа, она все равно имеет значение.
Хеллбой: Герой из пекла
Год: 2004
Жанры: ужасы, боевик, фантастика, фэнтези, приключения
Режиссер: Гильермо дель Торо
Сценарист: Гильермо дель Торо, Питер Бриггс, Майк Миньола
Актеры: Рон Перлман, Джон Хёрт, Сэльма Блэр, Руперт Эванс
Сюжет. В «Хеллбое» дель Торо нашел своего идеального антигероя — Рона Перлмана, в роли дьявола с сигарой, убивающего демонов, сражающегося с преступным миром после того, как его заколдовали нацисты.
Почему стоит смотреть? Режиссер оживляет комиксы Майка Минголы яркими, красочными визуальными эффектами, которые словно сошли со страниц на экран. Он также окружает Хеллбоя множеством милых чудаков, как человеческих, так и нечеловеческих, включая ходячего говорящего мальчика-рыбу по имени Эйб Сапиен, который напоминает существо из фильма 2017 года «Форма воды».
Тихоокеанский рубеж
Год: 2013
Жанры: боевик, фантастика, приключения
Режиссер: Гильермо дель Торо
Сценарист: Гильермо дель Торо, Трэвис Бичем
Актеры: Чарли Ханнэм, Идрис Эльба, Ринко Кикути, Роберт Казински
Сюжет. Фильм «Тихоокеанский рубеж» — это, возможно, самое захватывающее творение дель Торо, мешанина из монстров и роботов, отчасти «Годзилла», отчасти «Трансформеры». Действие фильма происходит в недалеком будущем, и в центре его — война между человечеством и гигантскими морскими существами, называемыми кайдзю. Когда обычное оружие становится неэффективным, отважным солдатам приходится управлять массивными автоматами, известными как егеря, которые управляются с помощью тела и разума.
Почему стоит смотреть? Это, по сути, мэшап множества боевых сцен, и дель Торо ставит его с храбростью и восторгом. Он наполняет кадр впечатляющей режиссурой и потрясающими визуальными эффектами, которые по непонятным причинам не были отмечены на «Оскаре». «Тихоокеанский рубеж» никогда не воспринимается слишком серьезно, да и не должен.
Хеллбой 2: Золотая армия
Год: 2008
Жанры: ужасы, боевик, фантастика, фэнтези, приключения
Режиссер: Гильермо дель Торо
Сценарист: Гильермо дель Торо, Майк Миньола
Актеры: Рон Перлман, Сэльма Блэр, Даг Джонс, Джон Александр
Сюжет. Никто не умеет делать сиквелы так, как дель Торо, и «Хеллбой II: Золотая армия» — это то редкое продолжение, которое лучше оригинала. В этой части красный дьявол с золотым сердцем (Рон Перлман) сражается с мифическим подземным миром, когда тот начинает восстание против человечества, чтобы править Землей.
Почему стоит смотреть? Переполненная впечатляющими существами (фильм был номинирован на премию «Оскар» за грим), эта картина кажется тем фильмом о Хеллбое, который дель Торо всегда хотел снять. Несмотря на то, что его затмили два других летних супергеройских блокбастера — «Темный рыцарь» и «Железный человек», — «Хеллбой 2» остается дьявольски классным фильмом.
Багровый пик
Год: 2015
Жанры: ужасы, триллер, драма, мелодрама, детектив
Режиссер: Гильермо дель Торо
Сценарист: Гильермо дель Торо, Мэттью Роббинс
Актеры: Миа Васиковска, Джессика Честейн, Том Хиддлстон, Чарли Ханнэм
Сюжет. Награду за самую недооцененную картину дель Торо получает «Багровый пик» — жутковатая история о призраках, обернутая в романтику с некоторым готическим юмором. Эдит Кушинг (Миа Васиковска), начинающая писательница, влюбляется в таинственного мужчину по имени Томас Шарп (Том Хиддлстон). Когда случается трагедия, она бросает своего друга детства (Чарли Ханнэм), чтобы выйти замуж за Томаса и жить с ним и его сестрой (Джессика Честейн) в особняке, наполненном тайнами и духами.
Почему стоит смотреть? В фильме «Багровый пик» прослеживаются отсылки на любимчиков самого режиссера — от Мэри Шелли до Джеймса Уэйла и Альфреда Хичкока, — но это полностью его фантазия. Дель Торо наполняет экран призрачными и оперными образами, которые пробирают зрителей до костей. После того как фильм был практически проигнорирован широкой публикой, он обрел вторую жизнь, подобно страшным упырям, преследующим мисс Кушинг. Только не смотри его при выключенном свете.
Пиноккио Гильермо дель Торо
Год: 2022
Жанры: мультфильм, мюзикл, фэнтези, драма, семейный
Режиссер: Гильермо дель Торо
Сценарист: Гильермо дель Торо, Марк Густафсон
Актеры: Юэн Макгрегор, Дэвид Брэдли, Грегори Манн, Берн Горман
Сюжет. Фильм дель Торо «Пиноккио» далек от всех своих диснеевских версий. Во-первых, действие происходит в фашистской Италии 1930-х годов, и этот мир полон страданий и боли, и никто не скорбит больше, чем добрый мастер Джепетто, который все еще оплакивает смерть своего маленького сына. Именно его заменила деревянная кукла Пиноккио, и, когда Пиноккио обретает жизнь, Джепетто опасается, что и его постигнет подобная участь.
Почему стоит смотреть? В этом пересказе много радости (и несколько песен!), ведь дель Торо создал настоящее произведение искусства, одно из лучших в истории произведений анимации, и при этом снял один из лучших фильмов в своей карьере.
Форма воды
Год: 2017
Жанры: фантастика, драма
Режиссер: Гильермо дель Торо
Сценарист: Ванесса Тейлор, Гильермо дель Торо
Актеры: Салли Хокинс, Майкл Шеннон, Ричард Дженкинс, Октавия Спенсер
Сюжет. Никогда еще любовь дель Торо к монстрам не была так прекрасно показана, как в фильме «Форма воды», романтической истории о немой уборщице (Салли Хокинс), которая влюбляется в гигантского рыбочеловека (Даг Джонс). Сценарий дель Торо и Ванессы Тейлор — это тонкий баланс между фантастикой, шпионажем времен холодной войны и музыкальной комедией, который удерживается кинематографистом высшего уровня.
Почему стоит смотреть? Каждый персонаж наделен многогранностью: от Ричарда Дженкинса в роли соседа до Октавии Спенсер в роли верной наперсницы, от Майкла Шеннона в роли злодея-чиновника, стремящегося уничтожить существо, до Майкла Стулбарга в роли русского шпиона, стремящегося его спасти.
Дель Торо часто использовал монстров как метафору неудачников, и в своей основе фильм стал искренней одой изгоям общества. Фильм «Форма воды» сорвал джек-пот, получив 13 номинаций на премию «Оскар» и 4 победы: «Лучшая картина», «Лучший режиссер» дель Торо, «Лучшее оформление» и «Лучший саундтрек».
Лабиринт Фавна
Год: 2006
Жанры: фэнтези, драма, военный
Режиссер: Гильермо дель Торо
Сценарист: Гильермо дель Торо
Актеры: Ивана Бакеро, Серхи Лопес, Марибель Верду, Даг Джонс
Сюжет. В своем шедевре «Лабиринт Фавна» дель Торо нашел идеальное сочетание фантастики и ужаса, чуда и страха. Это одновременно и страшная сказка, и призрачно реалистичная хроника войны. В центре фильма — Офелия (Ивана Бакеро), книжная девочка, которая использует свое воображение для побега в волшебное царство, чтобы избежать диктаторского отчима (Серхи Лопес), офицера-садиста в фалангистской Испании 1944 года.
Почему стоит смотреть? Фавн и Бледный человек (обоих играет Даг Джонс) — дель Торо создает своих самых страшных монстров, но ни один из них не сравнится с фашизмом, от которого Офелия надеется спастись. Фильм по праву получил премию «Оскар» за потрясающую режиссуру, сочную кинематографию и экстравагантный грим. «Лабиринт Фавна» остается венцом карьеры дель Торо, глубоко трогательной и захватывающей сказкой, в которой воплотились лучшие качества уникального таланта режиссера.