Суть

«Мастер и Маргарита» – это книга в книге. В рассказ о визите сатаны в Москву 30-х годов вписана новелла по мотивам Нового Завета, которую якобы сочинил один из персонажей – мастер. В конце два произведения соединяются: мастер встречает своего главного героя – прокуратора Иудеи Понтия Пилата – и милосердно решает его судьбу.

Урок литературы: «Мастер и Маргарита»
Фото
Архивы пресс-служб

Сюжет

В один из жарких майских дней в Москве появляется некто Воланд, выдающий себя за специалиста по черной магии. Его сопровождает странная свита: хорошенькая ведьма-вампир Гелла, развязный тип Коровьев, мрачный Азазелло и веселый толстяк Бегемот, который по большей части предстает в обличье черного кота невероятных размеров.

Первыми встречаются с Воландом на Патриарших прудах редактор художественного журнала Михаил Берлиоз и поэт Иван Бездомный, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. Воланд вмешивается в их разговор, утверждая, что Христос существовал в действительности. В качестве доказательства того, что есть нечто, неподвластное человеку, Воланд предсказывает, что Берлиозу отрежет голову девушка-комсомолка. На глазах потрясенного Ивана Берлиоз тут же попадает под трамвай, которым управляет девушка-комсомолка, и ему отрезает голову. Иван безуспешно пытается преследовать Воланда, а затем, явившись в Массолит, так запутанно излагает последовательность событий, что его отвозят в психиатрическую клинику, где он и встречает главного героя романа – мастера. Мастер объясняет Ивану, что встретился он на Патриарших с сатаной, и рассказывает Ивану о себе, о возлюбленной Маргарите, о загадочном романе, о Понтии Пилате и о том, как он оказался в клинике, где живет уже четвертый месяц без имени и фамилии, просто как больной из комнаты № 118.

Цитаты и афоризмы:

«Правду говорить легко и приятно».

«Квартирный вопрос только испортил их».

«Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя».

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут».

«Рукописи не горят».

«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?»