«Дюна: Часть вторая» Дени Вильнёва, по мнению большей части фанатов, считается довольно точной адаптацией книг Фрэнка Герберта, но это не помешало фильму внести несколько заметных изменений по ходу сюжета. Экранизацию Дэвида Линча 1984 года фанаты романа приняли не очень тепло, а вот работа 2021-го вызвала неподдельный восторг. По этой причине ожидания касательно продолжения были высоки, но смог ли режиссер как можно точно передать события книги?
Дени Вильнёв в очередной раз постарался максимально точно перенести события на большие экраны, по-прежнему укладываясь в рамки почти трехчасового хронометража и опираясь на все уже установленные различия первой части. Однако это означало, что второй «Дюне» тоже точно придется измениться в ходе повествования. О самых явных и значимых правках в сюжете, читай дальше! 👇🏻
Скачок времени на 2 года
Удаление скачка времени между событиями первой и второй части фильма значительно ускоряет повествование. Если обратиться к первоисточнику, то Фрэнк Герберт выжидает два года после событий первой книги, чтобы вернуться к сюжету. В фильме такого нет: все происходит сразу после финала первой части франшизы.
А сама вторая «Дюна» скипает лишь несколько месяцев, в чем зрителям помогает удостовериться прогрессирующая беременность Джессики. Такой ход сделан, скорее всего, для того, чтобы замедлить восхождение Пола к полной власти и уделить время развитию взаимоотношений между героями.
Последствия смерти Джамиса
Убийство Джамиса в книге дает развитие еще одной сюжетной линии: младший Атрейдес берет ответственность за жизнь его жены Хары и ее детей. Сама девушка впоследствии становится служанкой Пола, и это позволяет большему раскрытию характера главного героя. В фильме же Хары просто не существует, и эту часть сюжета каноничной истории зрители никогда не увидят.
Отсутствия графа Фенринга
Кроме Хары, во второй «Дюне» отсутствует и граф Фенринг. Вообще в книге он довольно важная фигура, будучи частью великого Дома Коррино. Кроме того, Фенринг еще и близкий друг императора Шаддама. Кинокартина Дени Вильнёва избегает рассказа о самом советнике императора, хоть и показывает его жену — леди Марго Фенринг.
Отсутствие Суфира Хавата в продолжении
И, конечно, Суфир Хават. Именно этого героя так не хватает в экранизации второй части романа. «Дюна» не дала ответ на вопрос о судьбе ментата, и было логично предполагать, что все станет известно во второй части фильма. Однако фанаты так и не увидели желаемого продолжения.
В книге Суфир переживает нападение Харконненов на Арракис и начинает работать на барона. Именно такой маневр позволил Суфиру Хавату сыграть важную роль в закулисье дома Харконненов и поисках Мод’Диба. Фрэнк Герберт в романе прописывает трагическую смерть бывшего ментата дома Атрейдесов — Суфир умирает после отказа убить Пола. Все эти события в фильме отсутствуют, что не может не расстраивать поклонников франшизы.
Роль Алии Атрейдес
Пожалуй, история с Алией Атрейдес стала самым существенным изменением сюжета. В книге сестра Пола — двухлетний ребенок, обладающим взрослыми знаниями. В экранизации такого ты не увидишь: Алия остается в утробе матери на протяжении всего фильма, но общается с Джессикой на подсознательном уровне.
Для того чтобы зрители понимали это лучше, нам и представили Аню Тейлор-Джой в роли дочери леди Джессики. Очевидно, такое изменение повествования должно отразиться и на остальных моментах в дальнейшей истории. Однако об этом мы узнаем только в следующем фильме.
Судьба первенца Чани и Пола
Взаимоотношения между Чани и Полом занимают одну из самых важных сюжетных линий во всей вселенной «Дюны». Однако второй фильм не раскрывает историю их первого ребенка. С чем это связано, понятно: время в фильме идет намного медленнее, чем в книге.
К тому же режиссер меняет взгляд Чани на пророчество Лисана аль-Гаиба. События романа строятся так: Чани рожает Лето II после того, как провела с Полом два года, но младенец трагически умирает во время нападения Харконненов на фрименов. Экранизация же не затрагивает эти события, но фанаты ждут их в продолжении!
Чани — часть пророчества Лисана аль-Гаиба
Изменения в судьбе Чани касаются не только ее первого ребенка, но и пророчества Лисана аль-Гаиба. В книге героиня беспрекословно его придерживается, — она верит в чувства Пола и готова поддерживать возлюбленного несмотря ни на что. Дени Вильнёв меняет характер девушки таким образом, что Чани спасает Пола Атрейдеса не по собственной воле, а по требованию судьбы, заложенной в ее собственном имени (Сихайя, переводя дословно «источник пустыни»).
Кроме этого, такой сцены просто нет в книге, и режиссер намеренно добавляет ее, чтобы раскрыть связь фрименской девушки и будущего императора с другой стороны.
Месть Гурни Раббану Харконнену
Гурни Халлек появляется во второй «Дюне» с измененной целью мести. Книга рассказывает читателям о том, что убийство Раббана Харконнена становится логичным ответом на жестокость его правления.
Фильм же раскрывает Гурни как человека, получающего от мести удовольствие. Он мстит не только за фрименов, но и за свою семью. А в дополнение к этому утоляет жажду крови Харконненов.
Убийство барона Харконнена
Финал «Дюны: Часть вторая» значительно расходится с книгой. В особенности это касается смерти барона Харконнена. Фильм позволяет наблюдать за тем, как Пол Атрейдес убивает своего дедушку, но в книге именно Алия ответственна за эту смерть.
Хотя, если честно, то версия Дени Вильнёва выглядит более логичной. К тому же режиссер не скупился на проявления истинного отношения к барону: его мертвое тело Пол бросает в пустыне на съедение жукам.
Смерть Фейд-Рауты
Битва Пола и Фейд-Рауты — кульминация и книги, и фильма, но версия «Дюны: часть вторая» гораздо более жестокая. Вильнёв отказывается от трюков с отравленными клинками в экранизации, чтобы показать поединок силы и мастерства.
Хотя победа Пола над Фейд-Раутой соответствует канону, в фильме это происходит после того, как он удивляет своего двоюродного брата ударом ножа в живот. В книге же Пол вонзает нож Фейд-Рауте в челюсть и в мозг.
Оспаривание вознесения Пола до императора
Финальные сцены второй «Дюны» включают еще одно значительное изменение, поскольку Гурни раскрывает, что Великие Дома не будут чтить восшествие Пола на престол. В книге его угроза уничтожить все шахты по добыче пряности на Арракисе заставляет Гильдию и Великие Дома сидеть сложа руки и просто наблюдать за развитием событий.
Читателям прямо не говорится, какой была реакция Великих Домов на то, что Пол стал императором. Видимо, Дени Вильнёв намерен развивать еще одну сюжетную линию, поэтому и добавил неодобрение со стороны Великих Домов.
Уход Чани
Наверное, то, что поразило фанатов романа Френка Герберта больше всего, так это уход Чани в экранизации второй части. После того как Пол становится императором и предлагает жениться на Ирулан, Чани в гневе выбегает из комнаты. Финал оставляет ее в пустынях Арракиса. Там же она призывает песчаного червя прийти за ней. Это показывает чувство преданности и разочаровании, которое испытывает возлюбленная Пола. Чани готова оставить его ради простой жизни, какие бы сильные чувства она не испытывала.
Для Чани это совершенно иной финал, чем тот, который преподносит ей Фрэнк Герберт. В книге Чани обижена решениями Пола, но в конечном итоге она понимает, что брак с Ирулан — это чисто сделка. Чани остается рядом с Полом на протяжении всего этого, принимая свое место в качестве «наложницы». Поэтому «Дюна: Часть вторая» ставит большой вопрос над будущем этих двоих. И узнать, что будет дальше, зрители смогут лишь в третьей части.